Алтарное послушание — по силам ли детям?
Во многих храмах к алтарному служению привлекают мальчиков. Кого из подростков стоит звать в Святая святых? Как воспитать благоговение и любовь к храму? Что делать, если юные пономари ведут себя неподобающим образом? Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 2, 2023, PDF-версия).
Благословить мальчика на алтарное послушание — значит помочь ему войти в практику церковной жизни, сформировать в нем навыки служения Богу и людям. Такая точка зрения распространена в церковной среде, в том числе и среди духовенства. «Нам, священникам, проще: то возглас даешь, то каждение совершаешь, то молитву читаешь, то на исповедь идешь — все время занят. Вот и ребятам надо дать возможность активно участвовать в богослужении», — рассуждает один из читателей портала «Пастырь».
Но священники с большим опытом служения более осторожны на этот счет. По их мнению, звать в алтарь следует не всех и ни в коем случае не для того, чтобы «занять» ребят. Задача священника — воспитать из тех, кого он благословил помогать во время службы, ответственных и искренних христиан. Поэтому так важно внимательно приглядеться к кандидатам еще до того, как они перешагнут порог алтаря.
Место для тех, кто любит молитву
Приглашать в алтарь стоит только тех, кто сам желает послужить Богу, говорят опытные пастыри. Если подросток, регулярно посещающий храм, старается помогать — например, держит плат во время причащения, раздает людям стаканчики с запивкой, следит за чистотой подсвечников, — тогда священнику уместно поинтересоваться у него при случае, не желает ли он помогать в алтаре (если сам мальчик стесняется обратиться к нему с таким вопросом). А если видимого интереса подросток не проявляет, не стоит пытаться вызывать его искусственно.
Там, где речь идет о том, чтобы послужить Богу, все очень индивидуально, на первый план выходит личное расположение человека, говорит настоятель Покровского храма в подмосковном Акулове протоиерей Валериан Кречетов: «Если у ребенка есть желание, надо стараться его поддержать».
Но, кроме желания, у будущего алтарника обязательно должен иметься еще и определенный молитвенный опыт, полученный на службах, полагает иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в селе Большая Поляна Липецкой области. Дело не в том, сколько лет человек ходит в храм, а в том, умеет ли и любит ли он молиться, осознает ли, что находится в доме Божием, испытывает ли благоговение к этому месту.
«Звать в алтарь следует тех, кто любит стоять на молитве в церкви, — соглашается протоиерей Андрей Ткачев, клирик Патриаршего подворья — храма святителя Василия Великого при одноименной православной гимназии в селе Зайцево Московской области. — Если человек с удовольствием находится в алтаре, но с неохотой стоит на службе в церкви, толку от него не будет». Таким подросткам, которые непременно должны что-то делать, а стоять на месте и молиться не могут, противопоказано быть в алтаре. Стоит обратить внимание на тех, кто с удовольствием молится в церкви, а приглашение в алтарь принимает с сомнением: «Да как-то я недостоин…»
«Бывает, юноша не собирается становиться священником, но хотел бы послужить Богу, имеет желание жить по вере, помогать Церкви, — рассуждает епископ Зарайский Константин. — Известно много случаев, особенно такая практика была распространена до революции, когда церковные люди не становились священниками, но так и оставались всю жизнь в чине дьячков, пономарили. Это было служение всей их жизни».
В алтарь не ходят в гости
Схожим образом решается и вопрос о возрасте, начиная с которого мальчиков стоит звать в алтарь. Священнику необходимо учитывать, что за пономарями ему в любом случае предстоит приглядывать, и это точно не позволит всецело сконцентрироваться на богослужении. «С детьми служить труднее, — признается иерей Валерий Загорцев, настоятель Никольского храма в Чеховском районе Подмосковья. — Постоянно приходится им что-то напоминать, подсказывать. Когда я служу с алтарниками, то всегда настраиваюсь в случае чего все сделать сам — взять кадило, свечу, проследить за готовностью теплоты. Полностью полагаться на детей никак нельзя». Лет до 11-12 в алтарь лучше никого не приглашать, даже если ребенок очень хочет, делает вывод отец Валерий: «Пусть лучше в храме поможет, на молебне подержит кадило или свечу подаст, а в алтарь пока рано».
«В алтаре не должно быть «гостей», и особенно это относится к детям, — категоричен протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма подмосковного Красногорска. — Если ребенок находится в алтаре, то он должен не только вести себя пристойно, но и выполнять определенные действия». А значит, и приглашать туда стоит только взрослых и самостоятельных юношей, которые смогут все сделать правильно.
Воспитывать личным примером
Никто из детей заранее не обучен тому, как следует вести себя возле Престола, не знает, что в этом священном пространстве приемлемо, а что нет. Впервые переступая порог алтарной преграды, многие ребята испытывают трепет и волнение, но иногда им на смену может прийти безразличие и скука, в руках появятся телефоны… Очень многое зависит от того, чтó они увидят в алтаре, посещая его в первые несколько раз. И здесь невозможно переоценить личный пример, который подаст им священнослужитель.
По наблюдению протоиерея Андрея Ткачева, «пономарь — точная копия священника, который служит в храме». «Конечно, все подростки разные по темпераменту, по воспитанию, но, в конце концов, через год или два, они будут вести себя, как и священник, — говорит отец Андрей. — Если священник позволяет себе разговаривать в алтаре на отвлеченные темы — пономарь будет делать так же. Молитвенный настрой священнослужителя отображается здесь в полной мере».
Если подросток не чувствует, что в алтаре он находится перед Самим Богом, то его нужно навсегда из алтаря выводить, считает настоятель Успенского собора города Екатеринбурга протоиерей Евгений Попиченко. «С потерей благоговения заканчивается любое религиозное воспитание: где нет страха Божия, там уже ничего не сделать, — уверен отец Евгений. — А отвечает за это воспитание именно священник. Есть вещи, которые подросток или молодой человек моментально схватывает — хотя бы то, как мы заходим в храм: ступив на порог, остановимся, помолимся, приложимся к иконам, благоговейно благословим прихожан. Как можно требовать от других благоговения, если его нет в тебе самом — священнослужителе, учителе, наставнике? Бесполезно что-то спрашивать с пономарей, если мы позволяем себе перед престолом какие-то шуточки рассказывать, Служебник на престол кладем, облачение оставляем где попало…»
Отец Евгений вспоминает, как скромно и просто держал себя в повседневной жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Келейница батюшки Татьяна Сергеевна Смирнова рассказывала, что отец Иоанн даже в бытовых мелочах всегда был безупречен. Такой пример, по словам протоиерея Евгения Попиченко, должен подавать пастырь: быть безукоризненным во всем, чтобы «и в словах, и в жестах, и в походке, и в наклоне головы, и в поклонах, и в крестном знамении ощущалось благоговение перед Богом. Тогда и все вокруг проникнутся духом присутствия Божия».
И все же как настоятелю контролировать поведение молодых людей в алтаре? Даже если сам он старается вести себя благоговейно и подавать добрый пример, это еще не гарантирует, что все будут делать так же. Бывает, придется и замечание кому-то из юных помощников сделать, и поторопить, и дважды объяснить что-то.
Хорошо бы поставить дело так, чтобы молодой человек воспринимал возможность послужить в алтаре как награду, говорит протоиерей Олег Безруких, настоятель Никольского храма в селе Каменка Липецкой области. «Если пономарей несколько, то полезно установить для них очередность пребывания в алтаре, чтобы каждый знал свою чреду, ждал ее, готовился. Это поможет им преодолеть искушение привыкания к святыне».
Эту мысль поддерживает протоиерей Андрей Ткачев. По его мнению, священнику следует доступ в алтарь для пономарей ограничивать и обязательно следить за тем, чтобы они входили туда со страхом Божиим: «Непременно клали поклон земной, не болтали, не шумели, не крутились, не привыкали к запивке и просфорам; чтобы пребывание в Святая святых почитали за великую святыню».
Очень хорошо, если настоятель будет воспитывать в пономарях привычку приходить в храм пораньше, чтобы в спокойствии и тишине приготовить все необходимое для службы, зажечь лампады, заложить нужные страницы в богослужебных книгах; а уходить, наоборот, последними, все убрав, разложив по местам и приготовив на утро. Через это в них зародится и любовь к храму Божию, и желание ухаживать за ним, говорит отец Андрей.
«Я очень внимательно отношусь к пребыванию молодых людей в алтаре, — признается епископ Волгодонский и Сальский Антоний. — Никто не должен входить в алтарь без благословения. Юноши должны приходить определенным образом одетые, чтобы внешний вид соответствовал святости места».
В конечном счете пономари должны помогать священнику, чтобы тот мог молиться и совершать таинство Евхаристии, напоминает иерей Евгений Осипов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Липецке. А часто получается наоборот, алтарники отвлекают священника: вместо того чтобы сконцентрироваться на молитве, пастырь должен контролировать их и ожидать, «подаст он кадило или нет».
Выход видится отцу Евгению в том, чтобы оставлять в алтаре только несколько помощников, «наиболее благочестивых и смышленых, чтобы священник не отвлекался от молитвы». Ведь «если ребят много и они не справляются со своими задачами, промолчать невозможно — приходится их воспитывать, увещевать, и это может занимать слишком много времени».
Детей и подростков, находящихся в алтаре, священнику необходимо брать под особый пастырский надзор, резюмирует владыка Антоний. Но этот надзор не должен превращаться в основное содержание его служения, внимание пастыря не может отвлекаться от главного — молитвы и совершения таинства. Поэтому, если священник видит, что пребывание близ престола становится неполезным для юноши, лучше предложить ему на время оставить алтарь и помолиться в храме, советует архипастырь.
Материал подготовлен на основе публикации портала «Пастырь».
Елена Алексеева