Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан: «Главное мое стремление — служить Богу и людям»

Памяти почившего архиерея: интервью архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана журналу «Ступени» (№2 (7) 2002 года).

Владыка, как в непростое советское время вы избрали путь церковного служения, поступили в духовную школу, приняли монашество?

Желание быть в семинарии вынашивалось у меня долгое время. Рос я в безбожном районе, где не было ни одной церкви. О духовной жизни, о ее красоте мне приходилось слышать только из разговоров старших людей, из их воспоминаний о храмах, их украшении, местночтимых святынях, о крестных ходах. Люди об этом помнили и рассказывали. Первый раз я попал в храм в Благовещенский Ляденский монастырь. Там меня и крестили. Мне было 14 лет. Это первое пребывание в храме оставило сильнейшее впечатление. Позже я посещал минские храмы. В то время их было три: Свято-Духов кафедральный собор, Казанской Иконы Божией Матери и Александро-Невская церковь. Приезжая в Минск к родственникам, говорил, что пойду в кино или в театр, а вместо этого ходил в церковь.

Промыслом Божиим в 1972 году я поступил в Московскую Духовную Семинарию, затем в Духовную Академию, которую в 1979 году окончил. Этот студенческий период моей жизни, бесспорно, был золотым временем.

Во время учебы я не ставил себе вопрос о том, избрать ли мне путь монашеского служения или стать обычным священником. Было желание только учиться. На III курсе состоялась беседа с инспектором семинарии архимандритом Александром, ныне архиепископом Саратовским и Вольским. Предложение было более чем серьезным, и прежде чем принять решение, нужно было посоветоваться с митрополитом Антонием. Владыка, внимательно выслушав меня, взял икону святителя Николая и благословил принять предложение инспектора, как зов Божий. Постриг был совершен 9 января 1978 года в Никольском храме Жировичского Монастыря.

Владыка, Вы были первым ректором Минской Духовной Семинарии, возрожденной в 1989 году. Какие воспоминания связаны у Вас с тем временем?

Открытие семинарии было радостным событием для жизни Беларуси, а назначение ректором было как послушание. Поступали ребята сознательно. Шли с воодушевлением в связи с открытием в Беларуси духовной школы. Поддерживали распорядок дня, учебу, дисциплину. Почти все преподаватели были выпускниками Московской духовной школы, чьи традиции и перенимались.

Какие студенты приходили в духовную школу тогда, и отличаются ли от них сегодняшние студенты семинарии?

Тогда приходила молодежь осознанно, подготовлено, понимая все сложности и радости обучения и пастырского служения. Соответственным было и отношение к учебе, и поведение, чего нельзя сказать о сегодняшней молодежи. Некоторая часть приходит неосознанно, не понимая всю серьезность и ответственность будущего служения, зачастую ставя материальные интересы выше духовных.

Чтобы Вы хотели пожелать сегодняшним семинаристам, будущим пастырям?

Посвятить себя в духовной школе познанию преподаваемых дисциплин, быть благодарным духовной школе, которая их учит, чтобы по окончании школы они вышли добрыми пастырями и со всей ответственностью относились к дальнейшей деятельности, были готовыми дать ответ всякому вопрошающему.

Что для Вас, как правящего архиерея, является сегодня первоочередной задачей?

Сохранение паствы, которая вручена мне. Восстановление разрушенных и строительство новых храмов там, где требуют обстоятельства и условия церковной жизни. Налаживание нормальных отношений между светской и церковной властями. Возврат к старым традициям, как прихода в отдельности, так и епархии в целом. А главное мое стремление — служение Богу и людям.

Беседовал Павел Бубнов,
студент III курса МинДА

МинДС/Сhurch.by