БОГ ХОЧЕТ ТВОЕГО СЧАСТЬЯ Архимандрит Андрей (Конанос)
Веселое сердце делает лицо веселым.
(Притч. 15: 13)
Когда мы без внутреннего напряжения, сопротивления и возмущения принимаем то, что попускает Бог, тогда всё в порядке. Потому что, если ты заметил, проблема начинается, когда мы перестаем спокойно принимать происходящее в жизни. Другими словами, когда не сообразуемся с волей Божией.
Есть такое выражение, которое я слышал с малых лет, ты его тоже услышишь: «Исполнять волю Божию». Иногда оно звучит как-то вызывающе, и мы говорим: «Да Кто Он такой, что постоянно хочет, чтобы мы исполняли Его волю? Я, что, должен всё время делать то, что говорит мне кто-то другой?» Но понятие воли Божией означает не это. Когда мы говорим «воля Божия», мы имеем в виду вот что: чтобы всё шло так, как этого хочет Бог для твоего же счастья. Это не воля кого-то такого, кому хочется не того, чего хочешь ты: Он хочет того же, чего в глубине души хочешь сам для себя ты. И чего же именно? Твоего счастья.
Воля Божия выражается в обстоятельствах, событиях: в пропущенном автобусе, какой-то опасности, испытании, тревоге, ударе, болезни. Это происходит для того, чтобы мы ощутили свою связанность с Богом, осознали множество благодатных даров, которые таит наша душа и которые не проявятся, пока мы не пройдем через эти испытания; а также для того, чтобы мы поняли: мудрость заключается не в том, чтобы противиться воле Божией, а чтобы сообразовываться с ней. Как говорят святые, чтобы твоя жизнь была подобна сфере, которая, как ее ни толкни, катится. Ну, а если ты куб, ты не можешь покатиться: у тебя ребра, и ты где-нибудь остановишься, застопоришься, застрянешь.
Молю Бога, чтобы у тебя не было чувства тревоги, потому что это ведет ко множеству телесных проблем. Тревога переходит в болезнь. Говорю тебе это совершенно по-дружески, с уважением и любовью, но и с некоторой долей настойчивости. Не надо сильно волноваться. Это волнение тебя отравляет, раздавливает, выбивает из сил, воздействует на твое тело, так же как и на душу. Головная боль, которой ты страдаешь, начинается с тех мыслей и помыслов, которые замутняют тебе ум и не дают ясно и с надеждой смотреть на жизнь.
Мы все от этого страдаем. Это говорит тебе тот, кто через это не проходил, но, тем не менее, я понимаю, что когда у меня болит желудок, когда ночью трудно уснуть, когда у меня прыгают давление и сахар в крови, то все эти проблемы со здоровьем начинаются и с житейских волнений в том числе. Поэтому, если хочешь, обрати внимание на свое здоровье. В этом тебе может помочь церковная жизнь с ее духом, если, конечно, следовать ей всецело, а не по выбору. Это всё равно что спросить: «А можно мне купить вот эту ложечку?» – а тебе бы ответили: «Нет-нет, они продаются в комплекте, надо брать весь комплект!»
Чтобы ощутить те преобразования, которые Христос совершает в твоих душе и теле, надо целиком погрузиться в этот процесс. Как когда ты был маленьким и тебя крестили в святой купели, то всё твое тело было погружено в воду и восприняло благодать Святого Духа, так надо сделать и сейчас. Если хочешь увидеть результаты в своей жизни и перемены в семье, душе, здоровье, теле, нельзя выбирать какие-то отрывки: «Я верю в Бога по-своему! Делаю что хочу, как хочу и как могу!»
Исповедь помогает человеку быть душевно и телесно здоровым. Она способствует тому, чтобы твой грех простился, чтобы Бог о нем забыл, чтобы эта рана твоей души зажила, чтобы Он даровал тебе Свою любовь, заключил тебя в объятия и сказал: «Дитя Мое, для Меня этого всё равно что не было, срок его годности истек». То есть: «Я твои поступки не комментирую, не смотрю на тебя с подозрительностью и не буду тебя критиковать. Всё прошло».
Это Таинство. Его совершают священники как посланники, наследники святых апостолов, на них возложена эта миссия – связывать Бога с человеком и человека с Богом. Примирять нас с Богом, снова и снова совершать это связывание и напоминать, что Бог никогда тебя не ненавидел и не держит на тебя зла. Поэтому ты открываешь свой грех, свою ошибку, рану, что бы то ни было, человеку, которому доверяешь, и получаешь прощение.
А сегодня я говорю тебе вот о чем: исповедь влияет на душу, но и на тело тоже. Потому что представь себе: каково это – годами вынашивать в сердце тяжелые раны, болезненные состояния, о которых ты никогда не говорил, беззакония, несправедливость, блуд, злые дела, кражи, убийства (нет человека, у которого не было бы ничего из всего этого), – держать внутри себя весь этот яд и спать с ним? Жить с этим отравленным сердцем 5 лет и ни разу не пойти, чтобы выбросить его из себя, извергнуть, выскрести, очиститься.
Люди всех религий во все века ищут способ, что бы такое сделать, чтобы им простились грехи, как умилостивить Бога, и приносят в жертву агнцев, козлят, плоды земли, цветы. Все хотят очиститься – это желание самой души, сердца человека. Душа ищет этого, она тебе говорит: «Очистись, чтобы почувствовать себя здоровым». Это как когда выходишь из бани свежим, надеваешь на себя чистую одежду и говоришь: «Вот так хочу себя чувствовать».
Ты в этом чувстве нуждаешься. Без него твоя душа начинает походить на застоявшуюся воду, болото, на которое слетаются комары. В то время как исповедь – это волна чистой воды, которая смывает старое. И пейзаж вокруг меняется, меняешься и ты, ты очищаешься. Это замечательное чувство, огромная радость.
Исповедь совершается правильно, когда ты хочешь очистить свою душу, а не комментировать брата своего, потому что так ты не исцелишься, не обретешь покоя. Пересуды на исповеди, когда рассказывают о других, тебе не помогут. Ты так и останешься со своей пустотой, с больной душой и больным телом. Говори о себе.
Пересуды на исповеди, когда рассказывают о других, тебе не помогут. Говори о себе!
Как-то я сказал одной даме:
– Ты давно не приходила. Расскажи о себе. Выплесни из себя то, что хочешь!
И она начала:
– Знаете, отче, сын позавчера нашел работу.
– Говори о себе! – сказал я ей.
– А знаете, то, о чем я вам тогда рассказывала, я купила!
Но ты ведь представляешь собой не только то, о чем сейчас говоришь. Ты говоришь о покупках, о том, что сделал твой сын, о снохе, с которой поссорилась, а ты расскажи о себе, скажи, как себя чувствуешь: «Я испытываю гнев, зависть, нервничаю, я придирчива!» – вот что значит говорить о себе. Если не выложишь этого и не доверишься Богу, ничего в твоей жизни не изменится. Так и будешь блуждающим путешественником, рассматривающим других людей.
Займись своим исцелением, возрождением, это вовсе не эгоистично. Когда я мою свое тело, когда мою руки и умываю лицо, занимаюсь собой, это вообще не эгоистично – это приношение человечеству, потому что я прибавляю к нему чистого человека, а не эгоизм, самохвальство и гордыню.
Исповедь – это признак здоровья и путь к здоровью. А некоторые благодаря исповеди даже исцеляются телесно. Когда яд выйдет из них, они начинают видеть изменения в своем теле, потому что нередко мы едим не оттого, что голодны, а потому, что нас терзает то, что мы держим в себе, и поэтому наш голод чисто эмоциональный, мы едим эмоции. Мы едим не потому, что наш организм не насытился и ему не хватает калорий. Нет, у тебя всё хорошо. Но ты видишь шоколад, и он напоминает тебе о сладости, а сладость – это любовь, которой у тебя нет.
И поскольку ты не делишься этим, не говоришь, чего тебе не хватает, не говоришь, как страдаешь от отсутствия сладости, любви, нежности, оттого, что поссорился с кем-то, разозлился и т.д., тогда как тебе так хочется добра, хочется тепла, хочется ласки, хочется утешения, а всё это вроде и есть в слове «шоколад», то ты и ешь шоколад, который является материальной пищей. На самом же деле тебе сейчас не хочется наедаться материально, тебе хочется утолить свои чувства, унять голод сердца.
Вот этим тебе и надо поделиться на исповеди и рассказать, почему ты такая, как себя чувствуешь сейчас, когда муж ушел от тебя и оформил развод. Как ты себя чувствовала, когда ребенок хлопнул дверью и ушел развлекаться. Как себя чувствовала, когда дочь не сдала экзамены, которых ты так ждала, надеясь, что похвалишься ее успехами перед знакомыми во дворе, и сейчас тебя как мать это так ранило.
У каждого своя история, личная боль и личная мука, и всё это воздействует на нас, а потом отражается и на нашем теле. Надо довериться и назвать причину, по которой ты себя так чувствуешь и которую прекрасно знаешь. Поэтому кто-то сказал, что исцеление наших страстей и болезней находится в нас самих, потому что мы знаем их предысторию.
Исцеление наших болезней находится в нас самих, потому что мы знаем их предысторию
Наступит такой момент, когда твой ум успокоится во свете Христа, в непреходящем свете, Христовом свете, незаходимом свете, в восходе без заката, в незыблемом воскресении, но это происходит не сразу. Чем больше времени будет проходить, тем крепче в тебе будет утверждаться царство света. Но пока это произойдет, у тебя будут взлеты и падения, будут разные мысли: пессимистичные и оптимистичные, хорошие и плохие, мы же люди.
Выпусти эту воду, которая заболотилась в твоей душе, чтобы грехи не засиживались в нас, не застаивались и не отравляли и чтобы не усиливалось это зловонное состояние. Плесни воды, чтобы омылся твой двор, двор твоей души, чтобы исчез весь этот мусор с нечистотами, не занимайся ими – их нет, ты их изверг на исповеди. И потом начнется новая жизнь, наступит новое начало, у тебя станет чистым лицо, появится задор в жизни, радость оттого, что «я поделился тем, что у меня было, не задержал этого в себе». И ты уже начинаешь чувствовать: «Меня кто-то знает, понимает, помогает, молится обо мне, и я мало-помалу поднимаюсь на ноги, начинаю смотреть на Бога чистыми глазами, ясно, с надеждой, и телесно я тоже здоров».
Часто бывает, что человек за свою жизнь наделал всякого, и сейчас у него тревога, проблемы, озлобленность, ревность, но он держит это в себе и думает: «Ну почему у меня каждый день головная боль, эти проблемы со здоровьем, бессонница, психические нарушения, беспокойство?» А дело в том, что всем этим надо поделиться с тем, кто может тебе помочь: с духовником или врачом, если надо обратиться к врачу. Врач, разумеется, тоже от Бога. И ты пойдешь к врачу, когда сломаешь руку, пойдешь к травматологу. Надо посмотреть, в чем твоя проблема, почему ты такой. Священник от Бога, врач тоже от Бога, и они помогут тебе обрести равновесие в жизни.
Почему бы тебе не жить до 100 лет? Почему бы нам не жить долгие годы, зачем нам умирать рано, если мы можем жить благословенными, счастливыми и радостными пред Богом, для этого нас и создавшим? Конечно, когда-нибудь мы все умрем, но я хочу сказать вам, что наша цель не в том, чтобы умереть, а чтобы мы жили, «чтобы имели жизнь и имели с избытком», – говорит Христос (Ин. 10: 10). Чтобы мы имели жизнь в изобилии, прежде всего внутреннюю, но так, чтобы это блаженство отражалось и на нашем теле.
И тогда давление у тебя будет в порядке, сахар в пределах нормы, пульс тоже будет хорошим, и если бы старец Порфирий был жив и взял тебя за руку, то увидел бы, как в ней течет кровь, в которой отражается Христос. Христос отражается в ней, как солнце лучами отражается в озерных водах, и озеро сверкает от этого и светится. Если Христос так сияет в тебе, если в тебе отражается Его благодать и Святое Причастие течет в твоей крови, тогда и здоровье твое будет намного лучше. Ты этого заслуживаешь.
Мы говорили, что исповедь очень помогает, так же как и неосуждение. Когда не осуждаешь, ты избавляешься от очень многого. Голова у тебя спокойна и ты мирно спишь, а когда осуждаешь и занимаешься жизнью другого, голова твоя наполняется роем мыслей: «А что я такого сказал? А что я ему сделал? Ну что он за человек!» Ум у тебя постоянно гудит от мыслей, как улей, в котором пчелы поднимают сильный шум, голова твоя затуманена, и ты ждешь здоровья?
Всё это в конце концов ударит и по твоему телу. Это душевное состояние обретет и телесную форму: язва ли это будет, давление, сахар, головная боль, невралгия – все эти болезни не объясняются чисто биологически. Всё эти чувства вызывают биохимические реакции. Ты испытываешь эмоции, а потом чувствуешь, что твое тело заболевает. Как будто какая-то кипящая жидкость начинает двигаться в твоем желудке и обжигает тебя.
Голова твоя заморочена, ты не можешь спать от помыслов, мыслей, суждений. Не занимайся этим, не любопытствуй, уважь другого – зачем тебе заниматься его жизнью? Зачем судить, что он сказал, что сделал? А ты знаешь, что с ним будет завтра? Ведь он завтра может измениться. Зачем же тебе комментировать его слова и поступки? Ты сам не знаешь, сколько зла причиняешь своему здоровью этими горькими комментариями и словами. Не занимайся же чужой жизнью!
Добрый самарянин возлил на раны страдающего человека елей и вино. Он промывает раны вином и потом возливает на них елей, чтобы их смягчить. А ты возливаешь не елей, но уксус, чтобы причинить другому боль, добить его, в итоге же заболеваешь сам.
Кто не осуждает, кто не злится на других и прощает, тот самый хороший человек. Он спит как птичка, как младенец. Христос говорит: «Будьте как дети» (ср.: Мф. 18: 3). Дети невинны, они не привыкли судить. Они с легкостью открывают свой помысл, но не судят. Они могут спросить: «А почему он такой?» – но спрашивают это по простоте своей, чтобы что-то узнать, а не осуждают, не таят злобу, не живут с такими неприятными воспоминаниями. Не говорят: «Он сделал мне то-то и то-то, поэтому не буду с ним разговаривать!»
Кто прощает, тот перерезает нить, связывающую его с прошлым, и это чрезвычайно целительно
Кто прощает, тот перерезает нить, связывающую его с прошлым, и это чрезвычайно целительно, потому что прошлое исполнено проблем, ядов, болезней, ссор и тому подобного. Но это уже прошло. Не сиди там.
Приходит женщина и говорит тебе:
– Я хочу успокоиться! У меня голова просто трещит от боли. Я не могу проглотить того, что сделала мне свекровь!
Головная боль из-за того, что было два года назад, и она не может ей этого простить.
– А где твоя свекровь?
– Умерла.
То есть ты живешь воспоминаниями о том, что было давно, говоришь о человеке, которого нет сейчас в живых, и наносишь себе вред, потому что этого уже нет, а ты из-за него заболеваешь. «Прощаю» – это значит, что я перерезаю ножницами нить, связывающую меня с прошлым. Этого больше нет, иди вперед. Повернись сюда и смотри на свою жизнь. В ней много такого, чему ты можешь обрадоваться, много хорошего, которое можешь увидеть, а ты упорно фиксируешься на таких вещах, которые тебя расстраивают, как будто твой организм хочет, чтобы ты заболела, как будто ты так и хочешь схватить оголенный кабель, чтобы тебя ударил ток. Ты, что, этого хочешь?
Не занимайся же этим, забудь старое, возлюби этого человека. Он уже не такой, каким был, он изменился, потому что пережил удары, боль и опасности. Посмотри на всё по-другому.
– А что я от этого получу?
Да я уже столько времени говорю тебе это: ты получишь прежде всего здоровье, счастье и радость. И будешь спокойно спать, будешь готов обнять всех людей, не отравляя свою душу и тело токсинами антипатии, ненависти, зависти, злобы. Уверяю тебя.
У людей, долго живущих на свете, чистая совесть, чистое тело и чистая душа. Конечно, я немного таких видел, да и сам не таков, и ты тоже. Но я это понимаю. Я получаю свободу, когда прощаю. Становлюсь подобным голубю, увязшему в грязи, который освобождается, высоко взлетает, – и чувствую облегчение: я оторвался. Это отрыв. Оторвись от старого. Смотри вперед. Прости этого человека.
Нам надо понять, что жизнь идет, события текут, они не могут вернуться назад, как мы этого хотим. Нам надо научиться сообразовываться с волей Божией, в противном случае мы всегда будем мучиться. Будем биться головой об стенку, набивать себе шишки, и голова всегда будет в ссадинах.
Человек, следующий за Богом, принимает происходящее в его жизни. Закрылась ли перед тобой дверь? Откроется другая. Я меряю себе пульс – он в норме. Ложусь и засыпаю. В противном случае ты не спишь, ложишься в полночь и засыпаешь в полвторого. А что ты делал полтора часа?
– Ворочался, – ответит кто-нибудь, – от мыслей.
О чем же ты так думаешь? Ты, что, голоден?
– Нет, я не голоден. От мыслей на разные темы.
Нам надо обо всем этом знать, потому что ты расстраиваешься, заболеваешь, а потом начинаешь просить друзей, знакомых, священников:
– Помогите мне! Скажите что-нибудь, что мне сейчас делать?
А чем я тебе сейчас помогу? Почему ты не слышишь, когда врачи говорят, что самое хорошее лечение – это профилактика? Не накапливай в себе яды, токсины, помыслы, страсти. Не стоит заболевать из-за того, что произошло нечто разбившее тебя, ведь жизнь лучше смерти. Твой дом лучше больницы. Что, ты предпочитаешь постоянно расстраиваться и закончить свои дни в больнице? Выбери другое: отбросить всё это и живи настоящим, сегодняшним.
Сейчас, в эту минуту, у тебя нет проблем: проблемы, отравляющие душу и тело, связаны или с прошлым, или с будущим
Сейчас, в эту минуту, у тебя нет проблем: проблемы, отравляющие нам душу и тело, связаны или с прошлым, или с будущим. Поэтому Церковь постоянно молится: «Се, ныне время благоприятно… хлеб наш насущный даждь нам днесь» (2 Кор. 6: 2; Мф. 6: 11). Насущный – этот тот, который поддерживает нашу сущность живой.
Бог заботится о завтрашнем дне. Если я начну думать о завтрашнем дне, меня может охватить паника, и если я сейчас ем, то от тревоги о том, что может случиться завтра, я и самое вкусное угощение могу превратить в яд. Поэтому живи сегодняшним днем и оставь завтрашний – он тоже наступит. Минуты летят одна за другой. Наслаждайся каждой минутой.
Вот в данную минуту как у тебя дела? С тобой всё хорошо. Правда ведь? Но если начнешь думать о том, что было в прошлом году, что тебе сделал позавчера тот-то, какое сообщение ты получил неделю назад, что будет завтра у врача, – эта вереница мыслей способна тебя измучить.
Вот кто-то сидит и думает, что будет с ним в старости. У него прекрасное здоровье, ему 50, но он думает: «А что я буду делать, когда состарюсь? Ой, позаботится ли обо мне кто-нибудь? Как я со всем этим справлюсь, окажется ли рядом кто-нибудь?» И ты уже сейчас начинаешь волноваться и заболеваешь из-за того, что может произойти с тобой в 85 лет, а может, и о тебе вовсе не придется никому заботиться, потому что Бог пошлет тебе легкую смерть. А ты строишь сценарии один за другим, обмозговываешь разные мысли, помыслы, истории.
Воображение много вреда наносит человеку и может довести его до болезни. Живи же настоящим, оно прекрасно. «Завтра будь что будет: я не стану сходить с ума заранее». И это очень помогает: ты дышишь нормально, спокойно и вверяешь себя Богу: «Сейчас я дышу, сердце мое бьется, кровь играет, нервная система работает, я вижу, слышу! Слава Богу, я в порядке!»
Надо принимать жизнь. Быть благодарными, а не исполненными ропота и нытья
От нас должны исходить славословие и принятие жизни. Будь благодарным, а не исполненным ропота и нытья: «Плохие люди – они тоже хорошие, потому что рядом со мной их поставил тоже Бог с какой-то целью. А меня Он сюда поставил не судить их, а извлекать уроки из контакта с ними».
Если мы перестанем противиться, роптать и станем смиренными чадами Божиими, посмотришь, какой хорошей станет наша жизнь. Но только нам каждому в отдельности не стоит ждать общих перемен. Ты можешь быть в порядке, а те, кто рядом с тобой, будут сходить с ума; и то, что для другого служит поводом для сумасшествия, для тебя становится поводом для молитвы, спокойствия, славословия. В этом тайна. И я полагаюсь на Бога. Иду вперед, чтобы стать таким, каким меня хочет видеть Бог.
Как говорит Христос прокаженным, «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17: 14). То есть «начните верить, доверьтесь Мне, поверьте, что Я вас вылечу, и увидьте в своей душе здоровье еще до того, как Я вам верну его».
Ты веришь? «Верую» – значит, что я улавливаю неуловимое, прикасаюсь к невидимому. Иду в больницу, потому что верю, что излечусь, а не чтобы рассказывать всем, что «я иду на операцию, но она плохо пройдет, сразу вам говорю!» Нет, у меня есть надежда. «И когда они шли, очистились» (Лк. 17: 14). Пока прокаженные шли к врачам своей эпохи, к священникам, они исцелились. Потому что оживили мертвые клетки своей души и поверили, доверились.
Доверие – это великое дело. Довериться, возлюбить, предаться. Некто сказал подвижнику:
– Отче, я не люблю Бога.
– Да ладно тебе, дитя мое, это нелегкое дело – возлюбить Бога. А любишь ли ты что-нибудь в своей жизни? Научись любить что-нибудь!
– Да что мне любить?! У меня и нет ничего. Один только щенок есть.
– Вот и люби своего щенка!
Научись любить. Начни с того маленького цветка, который поливаешь. Это движение души, эта забота, чувствительность сделают тебя смиренным. Заботься о такой твари Божией, как щенок. Ведь его тоже создал Бог. Потом эта чувствительность побудит тебя полюбить и голодающего ребенка, и своего соседа, и Бога. Потому что Бога никто никогда не видел. Но мы можем полюбить сначала то, что видим, и постепенно подняться от этой малой любви к великой любви к Богу, от этих маленьких услад – к Божественной сладости. Начав с малой любви к цветочку, ребенку, котенку, ты можешь возлюбить Сам Источник, Бога богов, Начало всего.