В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре
18 июля 2020 года, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
У святых врат монастыря Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области М.Ю. Токарев, насельники Лавры.
Святейший Владыка проследовал в Троицкий собор, где поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского, святыням Никоновского придела и Серапионовой палаты.
Затем на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского ставропигиального монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, и.о. первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман; епископ Звенигородский Питирим; епископ Зарайский Константин; епископ Сергиево-Посадский Парамон; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Луховицкий Петр; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Троице-Сергиевой лавры; иеромонах Агафон (Болотин), благочинный Троице-Сергиевой лавры; насельники обители в священном сане, московское духовенство.
Богослужебные песнопения исполнил братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).
На Соборной площади обители молились многочисленные паломники.
Патриаршее богослужение посетили: председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов, депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Пахомов, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, глава Сергиево-Посадского муниципального района М.Ю. Токарев.
Прямую трансляцию богослужения осуществляли телеканалы «Союз» и «Спас». Также Литургия транслировалась на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес игумен Иларион (Гоюк), насельник Троице-Сергиевой лавры.
По традиции по окончании Литургии был совершен молебен преподобному Сергию Радонежскому.
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к иерархам, духовенству и верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы сегодня в несколько необычной обстановке. В течение жизни каждого из нас, нашего поколения, такой обстановки в день преподобного Сергия, в летнее празднование его памяти, никогда не было, — как и за всю обозримую историю рода человеческого никогда не было того, что сегодня происходит. История знает страшные эпидемии, которые поражали не только отдельные народы или государства, но и целые континенты. Известна чумная эпидемия в Европе, другие эпидемии, которые поражали жителей той или иной страны и даже всего континента, но никогда за всю человеческую историю не было болезни, которую можно по-настоящему назвать пандемией, то есть тем, что распространяется на весь мир.
Конечно, у разных специалистов есть разные ответы на то, что с нами происходит. Но мы как люди веры должны иметь собственный взгляд на происходящее. Мы знаем: все, что происходит, особенно в глобальном масштабе, попускается Господом, а значит Господь попустил, впервые за всю историю, распространение на весь мир смертельно опасного заболевания, и это произошло как бы на пике человеческого могущества. Ведь никогда не был так силен человек: накоплены огромные знания, на их основе созданы новые технологии, совершенно отличается от всех предыдущих времен устройство человеческого общества. Невероятные достижения человеческого ума привели многих к осознанию или, лучше сказать, к заблуждению относительно полного могущества человека в этом мире.
Болезнь человеческой гордыни началась очень давно и постепенно сделалась не только личным духовным недомоганием, но и стала поражать целые цивилизации. Человек занял в жизни общества и цивилизации то центральное место, которое раньше всегда принадлежало Богу. А почему? А потому что, как сказал классик, «человек — это звучит гордо». Но мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). И греховный человек, став в центре цивилизации, в соответствии со своим мировоззрением и в прямой зависимости от своего греха стал устраивать человеческие отношения и собственную жизнь.
А поелику все это сопровождалось огромным интеллектуальным развитием, то греховность стала опасной не только для каждого человека, но и для всего рода человеческого. И мы знаем, какими страшными разрушительными средствами, способными погубить весь род человеческий, уже сегодня обладает греховный человек. Единственное, что удерживает людей, — это совесть, понимание того, что невозможно допустить глобальное истребление всей планеты. Но ведь какой это хрупкий механизм, который удерживает человека от самых страшных злодеяний, могущих привести к трагическим последствиям для всего человеческого рода!
Действительно, интеллектуальное могущество, которое не сопровождалось и не сопровождается развитием духа человека, укреплением нравственных основ его бытия; прогресс, в результате которого невероятные достижения ума сделались орудием в руках греховного человека, поставили весь род человеческий в очень опасное положение. И вдруг пандемия, какое-то непонятное заболевание, и никто не может объяснить, откуда оно, почему вдруг заболели люди во всем мире, почему мы бьемся и не можем найти лекарство. А некоторые говорят, что лекарство, даже если оно будет открыто, необязательно будет действовать эффективно, потому что этот «умный» вирус умеет обманывать человека. Он так работает в организме, он так воздействует на его клетки, словно это злое разумное существо. Недавно я беседовал со специалистом, который сказал: «Действительно, будто бес вселился в этот вирус — он хитрит, он смеется над нами, он обманывает нас, он управляет нами».
У нас, верующих людей, нет ответа на вопрос, что это за вирус. Это не наше дело, этим пускай ученые занимаются, но мы должны понять, что этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации. Но если так, какие выводы нужно сделать? Если пандемия обнаружила человеческую слабость, по крайней мере на сегодня, нашу неспособность бороться, то не знак ли это свыше, чтобы мы задумались о жизни? Чтобы мы поняли: все, что используется человеком в оправдание его власти, его поведения, исполненного гордости, — все это может быть в одночасье разрушено силой Божией.
Сегодня действительно есть возможность подумать — тем, кто несет ответственность за страны, за международные отношения, — как необходимо взаимодействовать, чтобы исторгнуть человеческое зло из международных отношений, чтобы люди почувствовали себя одной семьей. Мыслителям, философам, политикам и в первую очередь нам, верующим, нужно еще и еще раз пересмотреть наше отношение к самим себе, к человеку, к его роли в глобальной истории и понять, что над всеми нами — Господь.
Может быть, для этого все и началось: когда человечество решило практически распрощаться с верой и исторгнуть Бога из своей жизни, Господь напомнил всем нам о Своем присутствии. И дай Бог, чтобы главным уроком из всего, что происходит, было обновление веры, чтобы веру обрели те, кто ее потерял или кто ее не нашел.
А мы, верующие люди? Мы так привыкли к своей вере, которая превратилась в часть нашего житейского обряда, мы следуем тем или иным традициям и забываем, чему учит нас Евангелие и какими мы должны быть на самом деле. Может, это и для нас очень важный сигнал — обновить свою веру, еще и еще раз открыть Новый Завет, перечитать его священные страницы, задать себе вопрос: «А в каком отношении я нахожусь к этому Божественному тексту? Что он для меня значит? Как я все это исполняю, или я настолько привык, что уже и перестал ставить перед собой эти критические важные вопросы?»
То, что происходит с нами, со всем родом человеческим, как уже сказано, — попущение Божие. Но не к смерти, не к гибели, но, верим, к обновлению нашей жизни и, по милости Божией, о том молиться надо, к обновлению всего человеческого рода. Неизвестно, даст ли еще нам когда-нибудь Господь такое удивительное глобальное свидетельство о Его присутствии в мире, как Он дает сейчас, через эту скорбь, побуждая каждого из нас обновить свою веру и вновь осознать, что именно Господь — Царь истории, Он — Творец жизни, Его промыслом управляется мир.
Поэтому не со страхом, не со скорбью, но с обновленной верой мы должны воспринимать тяготы, которые обусловлены распространением этого страшного заболевания. Мы действительно должны стать другими, и я стараюсь сказать об этом так громко, чтобы меня услышали все — и верующие, и неверующие, и православные, и неправославные. Это действительно шанс для рода человеческого изменить себя, чтобы снова обрести благоволение Божие, а вместе с этим благоволением — и новую жизнь, которая бы устроялась по Божиему закону.
Молитвами святого преподобного Сергия Радонежского, память которого мы сегодня совершаем, молитвами всех угодников Божиих, в земле нашей просиявших, да поможет нам Господь извлечь важные уроки из происходящего, обновить свою веру и вновь и вновь обрести способность и желание жить по закону Божиему. Аминь».
Накануне праздника, 17 июля, в Троицком соборе было совершено акафистное пение у раки с мощами преподобного Сергия. В Трапезном Сергиевском храме митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и митрополит Волоколамский Иларион возглавили малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию. Вечером того же дня в Успенском соборе митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и митрополит Волоколамский Иларион совершили всенощное бдение в сослужении архиереев Русской Православной Церкви и братии обители в священном сане. 18 июля, в день праздника, раннюю Божественную литургию в Троицком соборе возглавил наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрит Павел (Кривоногов).
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси