В день памяти преподобного Сергия

В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца

Игумен Георгий (Тертышников)

Братия и сестры! Празднества в честь святых уподобляются блистанию звезд. Как звезды расположены на небесном своде в известном порядке, на известном расстоянии друг от друга и освещают землю, так и святые угодники Божии светят миру своей богодухновенной подвижнической жизнью, научают нас истинам Христовой веры и любви. Хотя останки многих святых находятся под спудом, но сила благодати, явленная в них, так же вечна и действенна, как и тех святых, чьи мощи были обретены.

В 1422 году Господь прославил Своего великого угодника — преподобного Сергия Радонежского обретением его нетленных чудотворных и многоцелебных мощей. С этого времени многие богословы и церковные проповедники старались в меру своих сил и дарований возносить хвалу его жизни и славным христианским подвигам. Однако они сознавали, что никто из них не может достойно восхвалить его. Но “если мы умолчим, — говорил митрополит Московский Платон, — то самое место сие, напоенное пόтом трудов его и прославленное его великими чудесами и благодеяниями, самое это место всегда останется громким того проповедником. Каждый христианин, пользуясь примером святого его жития и получая утешение в ходатайстве его молитв, каждый христианин привлекается силою благодати, любовью к нему и усердием”. И никогда в Церкви Божией не умолкнут хвалы преподобному Сергию, ибо в память вечную будет праведник (Пс.111:6).

Святость есть основание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения. И наше русское православное богословие совершается водительством святых угодников-боговидцев, в числе которых ближе всего стоит к нам великий Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Свое богословие заключил он не в книгах, но явил всей своей жизнью. Он учит нас боговедению не словами, но молчаливо — делами своими.

Жизнь святого аввы Сергия должна служить назиданием для каждого последователя Христа Спасителя. Спасение, как показал нам преподобный, должно быть главной целью земной жизни человека, которая служит приготовлением к вечности. “Смотрите на небо, — учит епископ Феофан Затворник, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Для достижения своего спасения последователь Христа должен постоянно трудиться, чтобы искоренить все греховное и страстное в своем человеческом естестве и усвоить христианские добродетели. Но для совершенствования в духовной жизни необходимо содействие божественной благодати, которая испрашивается усердной молитвой ко Господу.

Однажды святой Антоний Великий обратился с мольбой к Богу: “Господи, покажи мне путь спасения!” И когда он вышел из своей пещеры, то увидел кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал и начал молиться, после опять сел и начал вить веревку, поработав, опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и укрепления святого Антония. Ангел Божий сказал ему вслух: “И ты делай так и спасешься”. Это означало, что труд, подкрепляемый молитвой к Богу, и молитва, сопровождаемая благим трудом, приведут к спасению души.

Жизнь христианина всегда и во всех обстоятельствах должна быть посвящена Богу. Свое спасение человек может совершать во всяком положении. Никакое место, никакое время не отделяет нас от вездесущего Бога. Преподобный Сергий спасался и в семье, когда ухаживал за родителями, спасался и в пустынном одиночестве, когда пришел на Маковец, спасался и став во главе монастырской братии, когда принял над ней начальство. “Место не спасет человека и не погубит, — говорит преподобный Нифонт, — одни дела погубляют и спасают. Кто не соблюдает заповедей Господних, тому не поможет ни святой сан, ни святое место”. Христианин должен спасаться в тех условиях, в которые он поставлен промыслом Божиим, чтобы всецело направить путь своей жизни к достижению Небесного Отечества. “Москва одна, — пишет епископ Феофан Затворник, — а дорог к ней много, и всякая в нее приводит. Но если кто, направляясь по одной дороге, бросит свою и перейдет на другие, то он никогда не дойдет до Москвы. Так и в духовной жизни есть град пресветлый, куда все стремятся, и дороги в него разные, и всем в него дойти можно, но стань переменять дороги — очень недивно, что никогда не доберешься до того града”. Истинный последователь Христа должен непоколебимо верить, что все случаи жизни устрояются промыслом Божиим, всякое дело нужно стараться делать так, как если бы оно было поручено ему от Бога. Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд надо соотносить с волей Божией. Житейские дела не могут являться препятствием в деле спасения в том случае, если человек будет постоянно бороться с греховным образом жизни. Так, одному из пустынных отцов, достигшему духовной высоты, Господь сказал, что в городе Александрии есть христианин, по специальности врач, который, имея постоянное общение с людьми, тоже достиг высокого духовного совершенства и ежедневно с ангелами возносит хвалы Богу.

И семейная жизнь, и общественная, если она будет согласована с заповедями Христовыми, является спасительной и богоугодной. Если устроить жизнь так, чтобы в ней господствовали заповеди Божии, а не грех, то это уже будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная. “Кто живет в семье, — учат святые отцы, — тому и спасение от семейных добродетелей. Только исполняйте всё как волю Божию, на вас возложенную”. И много было угодников Божиих, которые среди житейской суеты достигали спасения.

Братия и сестры! Будем нести наше земное служение, наши земные обязанности как возложенные на нас Богом, исполняя их добросовестно, с усердием, приготовляясь дать отчет об исполнении их Богу. Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и земные дела сделаются небесными. Тогда мы будем истинными последователями Господа Иисуса Христа, достойными учениками аввы Сергия, который всегда будет нам путеводной звездой в обители Отца нашего Небесного. Аминь.

Источник: Электронная библиотека «Халкидон»