В канун Недели седьмой по Пятидесятнице, дня памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий возглавил всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода
Текст Андрея Рукавишникова. Фото Кирилла Баркова
30 июля, в канун Недели седьмой по Пятидесятнице, дня памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского было совершено всенощное бдение.
Его возглавил архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Ему сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Дальнеконстантиновский Филарет и епископ Сормовский Иннокентий, а также секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин и другие клирики епархии.
На богослужении молилось большое количество прихожан.
Обратившись к собравшимся в храме с архипастырским словом, владыка Димитрий сказал: «Всех вас поздравляю с днем памяти святых отцов шести Вселенских Соборов и предстоящим днем памяти преподобного Серафима Саровского, который мы будем отмечать в Дивеевском монастыре 1 августа. Этот святой всех приходящих к нему встречал пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» Дай Бог нам всем стяжать Дух Святой, как заповедовал преподобный Серафим».
Справка:
В Неделю, ближайшую к 16/29 июля, Русская Православная Церковь празднует день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов.
Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 год, «О трех главах»); Константинопольский III (680–681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев).
А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 годах, тогда как каждый из первых шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.
Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только они (Соборы) обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 год), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского). Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.
Все Соборы проходили в первое тысячелетие. Первые два Вселенских Собора были посвящены вопросам триадологическим, уточнялось и формулировалось учение о Святой Троице: Отце и Сыне, и Святом Духе. А со Второго по Шестой Вселенские Соборы были христологическими, на которых формулировалось учение о Лице и двух природах Богочеловека Иисуса Христа. И последний Седьмой Вселенский Собор был иконоборческим, посвящен борьбе с иконоборческой ересью.