В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий сослужил митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию в Казанском кафедральном соборе г.Санкт-Петербурга

В Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, 7 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископы Кронштадтский Назарий, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Златоустовский и Саткинский Викентий, Петергофский Силуан, протоиерей Богдан Сойко, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, протоиерей Александр Пелин, клир собора и другие священнослужители.

Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, председатель Заксобрания Вячеслав Макаров, настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова).

На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении душ рабов Божиих, в годы гонений за веру Христову пострадавших.

В связи с 30-летием архиерейской хиротонии владыке Варсонофию было пропето многолетие. Епископ Назарий зачитал поздравление Святейшего Патриарха Кирилла, передал правящему архиерею присланную памятную панагию.

«В молодые годы, почувствовав призвание к священническому служению, вы поступили в Московские духовные школы и принесли монашеские обеты в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где сподобились принять сан иеродиакона, а затем и иеромонаха, — сказано в послании Предстоятеля. — С тех пор и доныне вы неизменно стремитесь «работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом» (Пс. 2:11). По премудрому велению Творца три десятилетия назад в Богоявленском кафедральном соборе первопрестольного града Москвы вы были возведены в высшую степень иерархического служения и направлены в Мордовию. Отрадно, что под вашим руководством многое было сделано для развития церковной жизни новообразованной Саранской епархии. Отдельно хотел бы отметить ваши минувшие труды в должности управляющего делами Московской Патриархии. Ныне, совершая архипастырское служение на кафедре митрополитов Санкт-Петербургских и Ладожских, вы с ревностью о славе Божией исполняете возложенное на вас послушание, свидетельствуете современным людям о вечных евангельских истинах, подаете пример горячей веры и деятельной любви. Во внимание к усердным трудам и в связи с отмечаемой вами знаменательной датой полагаю справедливым вручить вам памятную панагию. Молитвенно желаю вам крепкого здравия, щедрой помощи Божией, благословенных успехов в дальнейшем архипастырском делании».

От себя владыка Назарий отметил, что в биографии митрополита Варсонофия находит много общего с обстоятельствами собственной жизни: оба родились в многодетных семьях, хотя владыка Варсонофий был старшим ребенком, а владыка Назарий — младшим; оба служили в свое время в танковых войсках в Германии. Но на долю владыки Варсонофия выпало гораздо больше церковных послушаний, поэтому он прекрасно разбирается в тонкостях любого из церковных служений — практически все ему довелось пройти. Владыка Назарий отметил, что до того как возглавить Саранскую кафедру, будущий митрополит Варсонофий был ближайшим помощником архиепископа Пензенского Серафима, а затем Саранская епархия была выделена из состава Пензенской. Епископ Назарий перечислил тех, кто сыграл важную роль в жизни владыки Варсонофия: помимо уже упоминавшегося архиепископа Пензенского Серафима, такими людьми можно назвать ныне покойных наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева), митрополита Киевского Владимира (Сабодана), Святейшего Патриарха Алексия II и, конечно же, ныне здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла. Но и сам владыка Варсонофий сыграл важную роль в жизни многих нынешних деятелей Церкви. Епископ Назарий отметил, что если бы не пандемия, на торжества приехало бы столько людей, что они не вместились бы в Казанский собор. Будучи в течение десяти лет управляющим делами Московской Патриархии, митрополит Варсонофий встречался со всеми архиереями Русской Православной Церкви.

«Не мне судить, какой период вашей жизни был самым трудным, но мне кажется, что таким было совмещение послушания управляющего делами Московской Патриархии и служения на новой Санкт-Петербургской кафедре, на которую вы были назначены: вам приходилось делить свое сердце между Москвой и Санкт-Петербургом. И то, что два года назад вы, по вашей настоятельной просьбе, передали эту должность другим людям, немного облегчило вашу жизнь. Скоро, в марте, мы будем праздновать семилетие вашего пребывания на нашей кафедре. Сегодня совершенно особый день: помимо празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской мы отмечаем память митрополита Киевского Владимира, одного из первых новомучеников Русской Православной Церкви, одного из ваших предшественников на кафедре, которую вы ныне возглавляете. На этой кафедре было множество великих личностей, и вы стали достойным преемником этих людей, часть из которых ныне прославлены и молят Господа о всех нас перед престолом Божиим. Вы возглавили кафедру после всеми любимого владыки Владимира, который ныне находится на покое. Мы с радостью приняли вас, потому что увидели в вас достойного преемника на этой высокой, значимой кафедре северной столицы», — сказал епископ Кронштадтский.

От клира Казанского собора митрополиту был подарен старинный образ святителя Николая Чудотворца, а от братии Александро-Невской лавры — образ праведного Иоанна Кронштадтского.
«От имени мирян Санкт-Петербурга поздравляю вас с тридцатилетием епископской хиротонии, — приветствовал митрополита Варсонофия Александр Беглов. — С ранних лет впитав от родителей и сельских священников дух православной веры, вы прошли путь от простого мирянина до митрополита. Где бы вы ни находились — служа почтальоном, или танкистом, или рабочим на предприятии, или простым алтарником, — вы всегда несли веру православную, всегда помогали людям, чем могли. Как-то вы сказали: «Если не можешь ничем помочь в храме — помолись. А если есть силы, хотя бы полы помой — это будет твоя помощь. Помощь должна быть от сердца. Эта помощь — не только во славу Божию, но и в свое спасение». Я эти слова всегда помню».

Градоначальник поблагодарил владыку за молитвы о городе и горожанах, напомнив, что в период пандемии правящий архиерей несколько раз совершал молитвенные облеты и объезды города с чтимыми святынями. Александр Беглов подчеркнул, что Господь, очевидно, услышал эти молитвы, поскольку пандемия понемногу начинает отступать.

«Мы совершаем сегодня память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, — сказал владыка в проповеди. — Церковь постановила соборно отмечать подвиг наших святых предшественников, которые явили пример мужества, веры, исповедничества. Во время учебы в духовных семинариях и академиях мы слышим, что наша Церковь построена на крови мучеников. Все апостолы приняли мученическую кончину, кроме Иоанна Богослова, который, хотя и умер своей смертью, тоже претерпел мучения. Три века лилась кровь христианская по всей земле. Но это далекая история, и, наверное, в конце XIX — начале ХХ века тогдашние семинаристы воспринимали этот факт чисто теоретически. Никто не предполагал, что ХХ век станет периодом практического усвоения знаний, которые они получили в духовных школах».

«Хотя в 1918 году столица из Петрограда была перенесена в Москву, большинство духовенства находилось в северной столице, — продолжил архипастырь, — и удар безбожных властей пришелся на нее. Через несколько дней после революции первый новомученик был явлен в Царском Селе — это убитый красноармейцами священник Иоанн Кочуров. Потом, в начале 1918 года, при защите Александро-Невской лавры пострадал протоиерей Петр Скипетров. Один из наших предшественников на Санкт-Петербургской кафедре митрополит Владимир (Богоявленский) был убит в Киеве, а дальше маховик стал раскручиваться. По подсчетам историков, пятьсот тысяч священников, монашествующих, мирян Русской Православной Церкви были до войны репрессированы, и треть из них мученически погибла. К началу войны в бывшей имперской столице оставалось тринадцать храмов и двадцать восемь священников. В остальных губернских городах было по одному действующему храму. Так страна встретила испытание войной. Хотя во время войны и после некоторые храмы открылись, но восполнить потерянное было уже невозможно, многие храмы были разрушены. Например, в Мордовии до революции было шестьсот храмов, а осталось только сто пятьдесят. Четыреста пятьдесят были просто снесены с лица земли. В Санкт-Петербурге тоже множество храмов было снесено или перестроено, превращено в утилитарные здания. Но с Божией помощью началась перестройка, и когда Господь призвал меня к архиерейскому служению, шел уже 1991-й год. Страна была на духовном подъеме, везде беспрепятственно стали открываться храмы. Потребовались новые силы, новые архиереи. Священноначалие присматривалось, искало тружеников на эту работу. Нашли меня на периферии и поставили во главе Саранской епархии. Не буду подробно об этом говорить, скажу только, что у всех был большой подъем, желание восстановить порушенные храмы, и с Божией помощью мы это делали».

«Мы должны нести ответственность за то, что Господь нам доверил, а главное, что Он нам доверил, — души человеческие. Господь наказал тем, кто Его любит, пасти Его овец (Ин. 21:16), то есть мы все должны пасти стадо Христово, смотреть за этой нивой, чтобы она приносила плоды, чтобы Господь, глядя на нас, радовался нашим успехам и трудам. Хочу поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла за его послание, за памятную панагию, которую он прислал. Моя жизнь последние двадцать лет непосредственно связана с ним. Он для меня — духовный отец, которого я всегда слушаю и выполняю послушания, которые он дает. Благодарю владыку Назария и Александра Дмитриевича за теплые слова. Нам предстоит многое сделать, и ближайшая задача — провести юбилейные торжества в честь 800-летия со дня рождения святого Александра Невского. Благодарю также владык, моих друзей, которые приехали в наш кафедральный Санкт-Петербург. Несмотря на непростое время, Церковь жива, будет жить, а мы должны трудиться ради нашей паствы, которая сегодня, слава Богу, потихоньку возвращается в храмы. Для нас большая радость видеть в храме прихожан. Благодарю вас за молитвы, за постоянное внимание к Церкви, желаю вам здоровья и помощи Божией», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — праздник в честь святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. 5 (18) апреля 1918 года Поместный собор в Москве постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников»: 25 января (7 февраля) было выбрано как дата расстрела митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года постановил празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). На Архиерейском Соборе 2013 года название «Собор новомучеников и исповедников Российских» было изменено на «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства.

ИА «Вода живая»,
07.02.21

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=186715