Как стены храмов переехали в метро
Московский метрополитен, открывшийся 85 лет назад, 15 мая 1935 года, впустил горожан в новый мир — мир наполненных светом роскошных станций-дворцов с высокими потолками. Метро не просто призывалось сделать жизнь москвичей удобней. По задумке начавших передел религиозной страны в атеистическое общество большевиков подземка должна была предложить народу «новые храмы» будущего.
Многие церкви в то время были закрыты, иные — разрушены. Поэтому станционный интерьер делали таким, чтобы, попадая сюда, пассажир отчасти удовлетворял тоску по давно знакомому церковному убранству. Оттого-то первые станции нередко действительно напоминают своими мраморными колоннами, сводчатыми потолками и мозаичными картинами величественные соборы. Но причина сходства не только в этом. Многие московские храмы подарили жизнь метровокзалам в буквальном смысле слова.
«Охотный Ряд» (1935 год)
На оформление этой станции первой очереди метро пошла часть внутренней отделки разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Несущую часть пилонов облицевали белым итальянским мрамором «ординарио», боковые стороны — голубоватым «бардильо». Уличные вход и выход станции «Охотный Ряд», встроенные в здание гостиницы «Москва», обрамили финским красным гранитом с цоколя уничтоженного собора. Перед сносом Храма ученые Всесоюзного института минерального сырья тщательно изучили мраморную облицовку здания. Затем мрамор со всеми его узорами сняли и увезли на завод НКВД в Хамовники, где превратили в плиты.
«Кропоткинская»(1935 год, с момента открытия до 1957 года — «Дворец Советов»)
Историк искусства, специалист по архитектурной фотографии Музея архитектуры имени А.В. Щусева Мария Рогозина уверена, что вестибюль станции метро «Дворец Советов» также выложили мрамором, оставшимся от разрушенного Храма Христа Спасителя. По ее словам, в метро был склад, куда свозили мрамор из взорванного собора. Материал был очень высокого качества, и его активно использовали для облицовки — ведь ходить далеко не надо было. Однако другие специалисты заявляют, что данный мрамор здесь не использовался. Первоначально путевые стены станции были покрыты метлахской плиткой, замененной впоследствии уральским мрамором Коелгинского месторождения.
«Площадь Революции» (1938 год)
Сейчас на этой станции мы видим 64 скульптуры коленопреклоненных красногвардейцев, матросов, партизан (изначально на постаментах в углах пилонов установили 76 бронзовых фигур, но частично они оказались утрачены во время Великой Отечественной войны). Отлиты эти статуи из металла переплавленных церковных колоколов. Известно также, что бронза колоколов Храма Христа Спасителя использовалась в архитектурном декоре ансамблей зданий, где расположены выходы со станций первой очереди. В частности, из бронзы изготовлены барельефы известных русских писателей, которые мы видим сейчас на фасаде так называемого нового здания Российской государственной библиотеки.
«Театральная» (1938 год, с момента открытия до 1990 года — «Площадь Свердлова»)
Для завершения работ здесь не хватало отечественного белого мрамора. Чтобы восполнить создавшийся дефицит, в ход пошел мрамор Каррары от разрушенного Храма Христа Спасителя.
«Новокузнецкая» (1943 год)
В 1990-е годы в Москве была популярна легенда о том, что установленные на этой станции мраморные скамьи взяты из Храма Христа Спасителя. Подтвердить или опровергнуть ее невозможно: из сохранившихся фотографий внутреннего убранства снесенного собора до нас дошли только снимки центральной его части. Однако очевидно: резьба, которую мы можем видеть, сделана явно не под интерьер, а стыки плит выполнены очень грубо, как будто подгонялись под размер и соединялись не впервые.
«Комсомольская» кольцевая (1952 год)
Для оформления одной из самых красивых станций пригласили знаменитого живописца П.Д. Корина, реставрировавшего фрески и лично восстанавливавшего роспись В.М. Васнецова и М.В. Нестерова во Владимирском соборе Киева. Для сводов платформенного зала станции художник делал мозаики. По свидетельству инженера-конструктора станции А.И. Семенова, смальта для них бралась из запасов Академии художеств, предназначавшихся когда-то для украшения Храма Христа Спасителя.
«Серпуховская» (1983 год)
Белый камень для декоративной резьбы в отделке этой станции был взят из стен Серпуховского кремля XVI века, пребывавшего ко времени постройки станции в запустении.
Сергей Любимов, Мария Соловьева