Московский Златоустовский монастырь достоин того, чтобы о нем знали наши современники

Анастасия Хондзинская

Причем не только в архитектурном и археологическом плане: что когда-то он здесь был, существовал – в квартале между Покровкой и Мясницкой, являясь поначалу загородным монастырем. И во второй половине XV века Великий князь Московский и всея Руси Иоанн III построил в нем каменный собор во имя своего небесного покровителя святителя Иоанна Златоуста с приделом апостола Тимофея, в день памяти которого первый российский государь родился. А посетившая обитель в 1742 году императрица Елизавета Петровна, любимая дочь Петра I, пожаловала средства на возведение новой церкви над святыми вратами в честь святых Захарии и Елисаветы. Став местом погребения именитых представителей московской знати, уже к середине XVIII века монастырь представлял собой крупный ансамбль в стиле русского барокко.

Всё это интересно, важно. Но чтобы у людей появились живые и глубокие впечатления об утраченном монастыре, его надо визуализировать, «плотно заселить» теми, кто тут жил в прежние века, молился, принимал монашество, духовно возрастал, настоятельствовал, становился архиереем. Корреспондент портала «Монастырский вестник» побеседовала об этом с Анастасией Хондзинской – секретарем Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря, созданного при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

«Разрушенный, но живой»

Анастасия Павловна, на нашем портале публиковались статьи, посвященные историко-богословским научно-практическим конференциям «Златоустовские чтения» («Новая жизнь Московского Златоустовского монастыря» и «Святитель Иоанн Златоуст нам помогает»). Сейчас вы вышли на новый уровень: территория – именно территория! – бывшего монастыря наделена статусом достопримечательного места (первого такого в столице, прецедентов нет). Кроме того, два года подряд Центр одерживает победы в конкурсе грантов мэра Москвы в номинации «Наше наследие». Но прежде чем расспросить Вас, к чему обязывает «взятие таких высот», позвольте узнать, как Вы пришли в это святое место и занялись историко-архивными изысканиями, требующими большой самоотдачи?

С 13 лет я являюсь прихожанкой Космодамианской церкви на Маросейке. Ездила туда практически с детства. В другой церкви была певчей, регентом.

И многодетной мамой, о чем можно прочитать в соцсетях?

Да, у меня четверо детей. Сейчас уже взрослых. Когда нашему храму на Маросейке передали для обустройства дом причта – единственное уцелевшее от монастыря здание – келейный корпус в Малом Злотоустинском переулке – и по благословению настоятеля протоиерея Федора Бородина прихожане-волонтеры стали возрождать историческую и молитвенную память о древней обители, просуществовавшей более пяти веков, мне захотелось им помогать. Сегодня могу сказать, что в этот процесс, действительно требующий самоотдачи, вовлечено большое число людей, искренне полюбивших это место. А оно в ответ на нашу всё возрастающую любовь открывает свои тайны. В историческом плане нередко вдруг обнаруживается не то, что, скажем, было близко к нам по времени, а, допустим, что-то из далекого XVI или XVII века. Поэтому название пешеходной экскурсии, которую наш Центр стал проводить, звучит так: «Навстречу тайнам Златоустова монастыря».

До беседы с Вами я успела побывать на экскурсии и, признаться, нахожусь под впечатлением от того, как современный московский дворик совершенно чудесным образом предстал перед нами в облике средневекового монастыря с богатейшей историей. Приятно поразило и число молодежи, составившей, пожалуй, половину немаленькой группы экскурсантов.

Слава Богу, люди приходят. Молодежь тоже интересуется. Экскурсия включает в себя и посещение нашего музея «Разрушенный, но живой». Он был создан при поддержке первого гранта мэра Москвы. В небольшом зале много интересных артефактов, найденных на месте бывшего монастыря и поблизости от него, что особенно ценно. Однако сейчас хочу сказать о другом. О первом шаге на пути к изготовлению макета обители с ее обилием церквей (в масштабе 1:160 и размером 1х1 метр). Это была наша давняя мечта – сделать такой проект, чтобы как-то всё визуализировать. Но проект по деньгам дорогой, поскольку работа очень кропотливая. Во-первых, сама подготовка чертежей макета включает исследование архивного материала, анализ описательных документов, сохранившихся фотоматериалов, чертежей храмов, планов территории монастыря и требует понимания законов архитектуры. Во-вторых, макет изготавливается вручную – из огромного числа мелких деталей. Их надо вырезать, склеить и вдохнуть какую-то жизнь, разместив, например, недалеко от собора людей и лошадок, везущих на телеге дрова. И вот в начале этого года макет пока лишь соборного пятиглавого храма во имя святого Иоанна Златоуста мы смогли показать участникам VII научно-практической конференции «Златоустовские чтения». Дальше, Бог даст, Благовещенскую церковь поставим. И так шаг за шагом… Макет собора выполнен в мастерской Вадима Пчелкина, ранее изготовившего макет Страстного монастыря.

Назову еще два момента, связанных с нашей нацеленностью на визуализацию. Руководитель Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря священник Сергий Чураков является заместителем заведующего Иконописной школы при Московской духовной академии. Среди учащихся лаврской школы отец Сергий нашел художника Максима Прилепского, который, глядя на черно-белые фотографии монастыря, сумел нарисовать всё в цвете. И так здорово получилось! Выставка «Ожившие фотографии» привлекла внимание большинства участников форума, – причем людей в этом году собралось особенно много. И не только в первый день. На второй день, когда традиционно обсуждались богословские вопросы, посвященные изучению наследия Вселенского учителя – святителя Иоанна Златоуста, зал тоже был полон. Другой момент, связанный с визуализацией и популяризацией Златоустовского монастыря – это виртуальная экскурсия в VR-очках по территории святыни, окончательно уничтоженной (что выяснилось недавно) в 1937 году. Понятно, что на организацию полной экскурсии, если к тому же ее делают профессионалы, требуются немалые средства. У нас пока VR-очки есть в трех экземплярах, но уже определено несколько точек, с которых экскурсанты смогут обозреть, как всё вокруг выглядело в прежние века. Затем, сняв очки виртуальной реальности, они увидит, что стало сегодня.

Наверное, часто приходится слышать отзывы людей на те или иные проекты? Помогает в работе такого рода обратная связь?

Еще как помогает! Каждый душевный отклик или серьезная аналитическая оценка наших проектов – это большая поддержка. Это то, что нас согревает и воодушевляет. С радостью вспоминается общение с владыкой Дионисием, первым викарием Святейшего Патриарха по городу Москве, управляющим делами Московской Патриархии. Когда он совершал праздничную архиерейскую литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке как управляющий Центральным викариатством, он был еще в сане епископа. Сейчас – митрополит. Митрополит Воскресенский Дионисий. Так вот после службы и трапезы, на которую был приглашен весь приход, владыка побывал в Малом Златоустинском переулке. Он посетил монастырский музей, часовню, проявив к ним неподдельный интерес. Мы сразу почувствовали в нем историка по образованию, а по его ответам на вопросы – глубоким и содержательным – увидели, насколько он любит историю. К сожалению, у владыки было мало времени, и он выразил надежду, что побывает у нас еще, тогда уж всё более основательно посмотрит. Мы тоже на это надеемся. Не знаю, возможно, это произойдет в престольный праздник нашего храма, где центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного…

Дорого каждое имя

Анастасия Павловна, ежегодные «Златоустовские чтения» интересны и тем, что перед их участниками словно бы в полный рост встают личности настоятелей или простых насельников обители, подвизавшихся здесь в разные эпохи. В этот раз прозвучало новое имя – архимандрита Златоустовского монастыря Даниила (Сивиллова). Хотя тема доклада была несколько неожиданной.


Личности многих настоятелей, особенно тех, кто в Синодальный период стоял во главе обители, были неординарными. Складывается такое впечатление, что святитель Филарет Московский (Дроздов) ставил сюда людей, близких ему по духу. Архимандрит Даниил давно нас заинтересовал. У него удивительная судьба: был в Русской Духовной Миссии в Китае, выучил китайский язык, переводил религиозные тексты с китайского на русский и с русского на китайский. В китайской философии отец Даниил находил много доброго, выделял верные мысли, что, конечно же, важно для миссионера. В этом он чем-то схож со святителем Николаем Японским. И как святитель Николай в Японии, так и отец Даниил в Китае тоже крестил местных жителей, устраивал училища для христианских детей. По возвращении на Родину иеромонах Даниил был произведен в сан архимандрита Московского Златоустова монастыря, где настоятельствовал пять лет – с 1832 по 1837 годы. Затем получил назначение ординарным профессором китайского языка в Казанский университет и настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря в Казани. Мы долго искали, кто бы смог рассказать об этом высокообразованном человеке, высветив какой-то из этапов его монашеского пути. И нашли! Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент Финансового университета, преподаватель кафедры региональных проблем мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова преподаватель института Конфуция МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Куликов подготовил очень интересный доклад – «Китаеведческие штудии архимандрита Златоустовского монастыря Даниила (Сивиллова)». Прочитав его на недавней нашей конференции, Андрей Михайлович пообещал поискать дополнительные сведения об архимандрите Данииле, что, разумеется, нас не могло не обрадовать.

Об иеросхимонахе Иоанне (Яковлеве), постриженике Свято-Успенской Святогорской лавры, ставшем насельником Златоустовского монастыря и духовником двух женских обителей – Иоанно-Предтеченской на Китай-городе и Головинской Казанской в Подмосковье, тепло и проникновенно говорилось на предыдущих «Златоустовских чтениях». А сегодня особую остроту приобретает история с его захоронением. Можете рассказать об этом?


В прошлом году к нам приезжал архимандрит Лазарь (Терещенко), секретарь Свято-Успенской Святогорской лавры. Первый его вопрос: «Где могила отца Иоанна?» А могилы-то нет! Умер благочестивый старец в октябре 1888 года и незадолго до смерти был пострижен в схиму с переименованием из Исихия в Иоанна. Еще при жизни настоятельница Головинского монастыря, что находился в Московском уезде, игумения Филарета упросила духовного наставника быть похороненным в их обители. Его знали по Москве как духовно опытного пастыря, и народ к нему шел и шел. Даже когда старец полностью ослеп и позволял себе дремать только в креслице – в постель уже не ложился, он все равно находил в себе силы принимать страждущих. В последний путь незабвенного батюшку провожало множество почитателей, панихиды не прекращались с раннего утра до позднего вечера. Гроб был покрыт пеленою, принесенною паломниками из Иерусалима. Мы с отцом Сергием Чураковым ездили в день памяти отца Иоанна на место разрушенного Головинского монастыря, отслужили панихиду. Там только и осталась надвратная колокольня, к счастью, переданная в наши дни Церкви, и в ней с 2016 года служатся Литургии, читаются акафисты. А на месте самого монастыря построены дома, магазины, психдиспансер, детская площадка. Однако нашелся неравнодушный человек, местный житель Максим Евстигнеев, который от имени прихожан храма-колокольни и храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского составил петицию на имя главы управы района. (Сейчас Головинский район входит в состав Северного административного округа Москвы). В петиции выражена просьба разрешить установку на месте утраченного монастырского собора памятный крест, указывающий на святость этого места, занятого детской площадкой. А площадку с игровым комплексом – перенести на 20 метров. Есть там такие слова: «Считаем неправильным, – даже с точки зрения нравственно-культурной и духовной концепции воспитания детей и молодежи, – что на местах, где некогда существовали захоронения и проводились богослужения, играют и веселятся дети».

Если петицию поддержит большое число людей и представители местной власти положительно решат вопрос с переносом детской площадки и с установкой памятного креста, то историческая справедливость в какой-то мере восторжествует?

Нам хочется, чтобы этот грех – игры на территории монастырских захоронений – был как можно скорее устранен. И чтобы наши современники вспомнили истину: у тех, кто отрекается от своих предков и не бережет их память, нет будущего. Известно, что к отцу Иоанну, похороненному справа от входа в Троицкий собор, долгое время ездили верующие с разных концов Москвы, чтобы поклониться его праху, испросить у него молитвенной помощи. И панихиды хотелось бы совершать на месте его упокоения.

Не могу не спросить Вас о постоянном участнике «Златоустовских чтений» – студенте 2 курса магистратуры исторического факультета ПСТГУ Созонте Сингхе. Третий год подряд свой доклад он посвящает одному человеку –­ насельнику Златоустовского монастыря иеромонаху Авелю, несшему послушание судового священника. Видимо, находится что-то новое, открываются новые обстоятельства?

Среди наших насельников девять человек исполняли в разные отрезки времени череду священнослужения в армии и флоте. Но что интересно: только Созонт намеревался приступить к поиску материалов по кому-либо из них, как отец Авель настойчиво «возвращал его к себе». Неожиданно обнаруживались новые факты, и становилось ясно, что поиски следует продолжить. В этот раз Созонт рассказал собравшимся, как он методом вычислений искал фотографию иеромонаха Авеля, который, напомню, в конце XIX века дважды совершил на броненосном крейсере «Адмирал Нахимов» кругосветные путешествия, предпринятые в государственных интересах.


Поиски увенчались успехом?

Тут вышла интересная история. И Созонт нашел фотографию, и другая фотография иеромонаха Авеля неожиданно появилась у нас. Моя дочь Серафима, студентка французского отделения филологического факультета ПСТГУ, по просьбе нашего Центра сделала запрос в Музей военно-морского флота французского города Тулон, куда приезжала русская эскадра вместе с отцом Авелем. Серафиму перенаправили в какой-то архив и прислали историографию. Знакомясь с ней, она увидела газету, в которой под одним снимком указывалось: поп Авель, благочинный Тихоокеанской эскадры. Если дословно переводить следующую строку той подписи, то «попа Авеля» французы назвали святым. А из французского архива нам вскоре прислали все отсканированные материалы, причем безвозмездно, за что мы им крайне признательны.

К вопросу о святых. Четыре новомученика Златоустовского монастыря пополнили сонм святых Русской Православной Церкви. Рассказ о них – отдельная тема. Объемная. Сейчас давайте их просто вспомним.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий: принял монашеский постриг в 1920 году по предложению Патриарха Тихона в возрасте 58 лет и в том же году стал настоятелем нашей обители. Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский и Бронницкий: настоятельствовал у нас с 1909 по 1920 годы. Преподобномученик Рафаил (Тюпин): в 1937 году был арестован и расстрелян на полигоне Бутово. Преподобномученик Пахомий (Туркевич): последний духовник обители, тоже расстрелянный на Бутовском полигоне и погребенный в общей могиле.

Главное, что молитва идет

Анастасия Павловна, мы беседуем с Вами в тиши небольшого кабинета, расположенного в бывшем келейном корпусе монастыря, и вдруг раздается негромкий звук колокола. Он идет из часовенки в этом же здании?

Колокол в часовне Иоанна Златоуста звучит каждые два часа, поскольку каждые два часа сменяется человек, читающий неусыпаемую Псалтирь. У нас есть синодик XVII века – в нем 8 тысяч имен, поданных родными и близкими, вкладчиками Златоустовского монастыря на вечное поминовение. Не так давно мы обнаружили в Синодальном собрании ГИМа еще два синодика – более позднего периода. Явно, что имена со старого синодика переписывались в них (правда, не в полном объеме), и методом тщательной сверки удалось найти еще около тридцати насельников, которые у нас нигде не записаны. Так что списки постоянно пополняются именами настоятелей и насельников обители. Кроме того, читаются записки, подаваемые сегодня. Возрождение чтения Псалтири в часовне произошло в 2016 году. С сентября прошлого года, с праздника Воздвижения Креста Господня, было благословлено читать неусыпаемую Псалтирь. Читается она непрерывно с восьми утра до десяти вечера. Поэтому приходит уже не три чтеца, как раньше, а семь.

И кто они?

Желающие. В первую очередь – прихожане Космодамианской церкви на Маросейке. Есть прихожане храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках. И, конечно, те, кто трудится в Центре изучения истории и наследия монастыря. Например, Мария Коробова пришла к нам как экскурсовод, но теперь она и Псалтирь читает.

Замечательный экскурсовод! Глубина познаний и умение донести факты, события так, что у тебя рождается и крепнет чувство сопричастности с прошлым, интерес к нему, особенно ценны для человека такой профессии.

Можно сказать, что наш Центр постепенно обрастает квалифицированными специалистами (богословами и археологами, историками и архитекторами, иконописцами, краеведами, музейными работниками) и просто неравнодушными людьми. Кто из них имеет возможность, тот приходит по пятницам в часовню на водосвятный молебен святителю Иоанну Златоусту с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Знамение» (Великим постом молебен совершается по четвергам). В этой маленькой часовне мы служим и литии.

Мы видим, как много делается преемниками для возрождения памяти об утраченном монастыре. А что в будущем хотелось бы увидеть в этом святом месте?

Хочется, чтобы здесь появилось мемориальное место, связанное с основным ктитором монастыря – одним из создателей русского военного флота, сподвижником Петра I, генерал-адмиралом Федором Матвеевичем Апраксиным, чьи ближайшие родственники, затем и он сам упокоились в родовой усыпальнице Апраксиных под сводами Благовещенской церкви. Это может быть, например, мемориальный парк с храмом-часовней. В рамках «Златоустовских чтений» 2020 года состоялся закрытый круглый стол с участием людей, занимающих высокие посты в разных сферах. Обсуждался вопрос мемориализации захоронения генерал-адмирала Апраксина. Тем более что в 2022 году в России будут проходить торжества, посвященные 350-летию со дня рождения Петра Великого, и к этой дате хотелось бы увековечить память его сподвижников, которые были похоронены в монастырском некрополе. По выступлениям участников круглого мы почувствовали, что городу это нужно. Это нужно всем нам – выводить из забвения личности ярких людей, верой и правдой служивших Отечеству.

Беседовала Нина Ставицкая

Фото Александра Фролова

Также представлены снимки из архива Центра изучения истории и наследия монастыря