«Мы только в самом начале пути». Протоиерей Максим Козлов о Сретенской духовной академии

13 апреля 2021 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в России появилась третья духовная академия. Семинария выросла до уровня академии впервые в современной истории России. Новой духовной академией стала Сретенская семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, основанное в Сретенском монастыре в 1999 году. Об историческом событии, новой аспирантуре, планах на будущее и совмещении руководящих должностей — в интервью с исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной академии, председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиереем Максимом Козловым.

— Отец Максим, полтора месяца назад Священный Синод благословил открыть в Сретенской семинарии аспирантуру, в связи с чем семинария была преобразована в духовную академию. Появление третьей духовной академии в России, преобразование семинарии в академию стало уникальным событием в истории постсоветской России. Как вообще возникла идея открыть в Сретенской семинарии, теперь академии, аспирантуру?

— Идея, как и все самое главное в Сретенской духовной академии, выросла из самой жизни. И это меня радует, потому что порядок действий здесь был не от административного решения к созданию аспирантуры, а от развития учебного заведения к появлению в нем высшей ступени образования.

Сретенская духовная академия за 20 с лишним лет своей совокупной истории прошла путь от высшего монастырского училища к духовному училищу с циклом, соответствующим высшему образованию, потом к семинарии с бакалавриатом, потом появилась магистратура, была получена государственная аккредитация. И так складывалось, что большинство выпускников всегда хотели поступать на следующую образовательную ступень. Многие наши ученики шли и идут в магистратуру, и я думаю, что это естественно и правильно. Оканчивая центральное учебное заведение, имея возможность получить качественное образование, выпускник, естественно, хочет получить максимум от этого этапа своей жизни.

К тому же за эти годы сложился достаточно крепкий и квалифицированный преподавательский состав. Есть люди, которые преподают на протяжении всего существования Сретенской духовной школы. Есть объединение преподавательских кадров, одни представители которого вышли из духовной школы, совмещают преподавание в других высших духовных учебных заведениях, а другие — специалисты из светской высшей школы, кто занимается церковной наукой в самых разных областях.

Наконец, Сретенская духовная академия находится в центре Москвы, в одном из — патриотически скажу — лучших монастырей нашей Церкви, в одном из самых посещаемых московских монастырей. Мы должны были воспользоваться всеми этими намеками, которые посылал нам Господь через обстоятельства жизни. Не закрывать глаза на то, что можно сделать, ведь если можно сделать — значит, дóлжно.

Очень важно то обстоятельство, что Святейший Патриарх поставил задачу о создании в Москве, в нашей столице, в Патриаршем граде, значимого учебно-образовательного центра Русской Православной Церкви. И думается, что важной составляющей в этом проекте может стать Сретенская духовная академия. Святейший Патриарх, когда эта идея, эта возможность была озвучена, изначально поддержал и благословил, не устанавливая нам сроков, готовиться к тому, чтобы открыть аспирантуру.

Весь прошедший 2020/2021 учебный год был непосредственной подготовкой. Нужно было составить учебные планы, написать соответствующие программы дисциплин, создать большой комплекс учебно-методической, учебно-нормативной документации. Среди фотографий с последнего заседания Синода есть одна — с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием, рядом с ним лежит толстая папка. В этой папке — массив документов, которые подала Сретенская духовная семинария на аккредитацию аспирантуры. Мы, конечно, надеялись на положительное решение Священного Синода: была проделана большая и добросовестная работа.

Усвоение нашей духовной школе именования «академия» стало для нас неожиданностью. Поднимать вопрос о таком статусе никто из нас не дерзал, это было решение Святейшего Патриарха и членов Священного Синода, за которое мы очень благодарны. Это именование чрезвычайно обязывает: пусть пока только по наименованию, но мы поставлены в ряд с двумя другими центральными учреждениями высшего образования нашей Церкви на территории России и в ряд с четырьмя академиями, которые есть в целом в Русской Церкви. Это большая ответственность. Темпами, не допускающими промедления и откладывания, мы начнем формировать то, без чего полноценная аспирантура не разовьется, — научную школу Сретенской духовной академии. И здесь уже есть заделы.

Первый задел был дан нынешним митрополитом Псковским и Порховским Тихоном — изучение разных сторон практического пастырского служения: и с точки зрения душепопечения, и литургики, и пастырской психологии. Открыт вопрос, как изучать практические дисциплины пастырского служения так, чтобы они усваивались студентами духовных школ. Здесь предстоит решить еще много непростых задач, в частности с преподаванием литургики, которая пока не усваивается так, как всем бы нам хотелось.

Второй задел — изучение древних языков. Может быть, до сегодняшнего дня акцент делался преимущественно на церковнославянском языке, памятниках славянской письменности. Филологический профиль есть в магистратуре и будет в аспирантуре. Не менее важным в СДА является изучение истории Церкви, особенно Церкви древней и средневековой, что, безусловно, предполагает знание древнегреческого и латинского языков. Еще многое в этой области предстоит сделать, но, имея квалифицированные преподавательские кадры, мы, я думаю, с этой задачей тоже справимся.

— Сретенская духовная академия прошла длинный путь, прежде чем обрела свое нынешнее лицо. Кто, по-Вашему, сыграл важную роль в этом процессе?

— Если обратиться к истокам, то прежде всего это основатель и первый ректор митрополит Тихон — без его формирующей роли вообще ничего бы не получилось. Как лицо нынешнего Сретенского монастыря в значительной мере определено тем вкладом, который внес митрополит Тихон, так и духовная школа сформировалась благодаря притягательной силе его личности. Люди хотели работать с человеком, которому они доверяли, который вел за собой и который при этом не забывал о материальной составляющей жизни: чтобы студенты жили и учились в достойных условиях, а преподаватели получали вознаграждение за свои труды. И все ведь мы знаем, что в Сретенке красиво, что монастырь и академия — это все еще и эстетически выполнено прекрасно. Это важно, потому что церковная красота формирует сознание будущего пастыря.

Затем это люди, которые трудились и трудятся у нас уже много лет. Это Лариса Ивановна Маршева — бессменная глава филологического направления и, в добром смысле, мама для наших студентов. Я вижу, как Лариса Ивановна относится к своим дипломникам, выпускникам: не столько по-преподавательски, сколько даже по-матерински. Это один из столпов нашей учености, соединяющий традиционность, ортодоксальность вероучительных взглядов с высоким научным уровнем, — протоиерей Вадим Леонов, проректор по научно-богословской работе. Это нынешний наместник Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев), который на протяжении многих лет был первым проректором семинарии и осуществлял всю текущую работу на предыдущих этапах. Это многолетний секретарь Ученого совета СДА протоиерей Николай Скурат, который проводит беспрецедентную работу с нашими журналами: каждый из них — целый том. Иногда мы, администраторы, скорбим, как долго они готовятся, но ведь, с другой стороны, в будущем историки смогут по журналам реконструировать жизнь Сретенской духовной академии за все эти годы. Отмечу Дмитрия Владимировича Дементьева: он сначала учился здесь, теперь трудится в учебной части.

Значимый вклад вносили и вносят профессора, которые в свое время по приглашению митрополита Тихона пришли из Московской духовной академии, будучи уже сложившимися церковными учеными и задавая планку в своих лекциях, публикациях. Это Владимир Михайлович Кириллин, Алексей Константинович Светозарский, протоиерей Владислав Цыпин — ученые и профессора, известные всей Православной Церкви. Никак нельзя приуменьшить вклад людей, которые пришли позже, но которые представляют все специфику системы высшего образования в настоящий момент. Тут уже много для академии сделали священник Стефан Домусчи, Андрей Юрьевич Виноградов, священник Михаил Желтов. Мне дорого присутствие в СДА моего ученика и коллеги священника Антония Борисова. Очень важную консультационную помощь мы получили в этом году от профессора Алексея Мстиславовича Пентковского.

Что касается минувшего года, то я бы хотел отметить еще двоих сотрудников, появившихся вместе с нынешней администрацией в стенах Сретенской духовной академии. Это проректор по контролю качества образования Наталья Валерьяновна Леонтьева, специалист высочайшего уровня, эксперт Рособрнадзора. У нее большой опыт работы в стенах разных высших духовных учебных заведений нашей Церкви. Ее организационный, учебно-методический и практический вклад в подготовку всего комплекса документов очень и очень значим. И все сотрудники учебной части, канцелярии, других подразделений трудились в полной мере, готовя открытие аспирантуры. И еще большой вклад в подготовку внес доктор культурологии Денис Владимирович Макаров, доцент МДА и сотрудник Учебного комитета. Он возглавит нашу аспирантуру со следующего учебного года как ее руководитель.

— Каковы итоги прошедшего 2020/2021 учебного года в Сретенской духовной академии?

— Начать, я думаю, правильнее всего будет со статистики. Бакалавриат академии окончили 37 человек, магистратуру — 26 человек. Это хороший показатель. Абсолютное большинство тех, кто дошел до последнего курса, вышли на итоговый экзамен и на защиту квалификационной работы бакалавра или магистерской работы. Это радует. Высокий процент отличных оценок, суммарное количество отличных и хороших оценок значительно больше половины, хотя и тройки тоже есть — все это объективная картина, которая для нас очень важна. Мы знаем, что значительная часть наших выпускников хочет продолжить свое образование, особенно бакалавры, которые будут стремиться продолжить свое обучение в магистратуре. Немалая часть выпускников магистратуры стремится в аспирантуру, и это тоже радует, потому что тенденция к переходу на более высокий уровень образования должна естественно возникать у человека, получающего высшее образование, в том числе и высшее духовное образование. К тому же это дает дополнительный хронологический промежуток на становление как человека, так и церковнослужителя, что позволит подойти к принятию сана более зрелым по возрасту, с накопленным жизненным опытом. Ждем наших выпускников поступающими на следующие этапы высшего образования. Ждем выпускников других высших учебных заведений. Рады будем видеть и выпускников светских вузов, которые захотят получить образование в нашей магистратуре как церковные историки, как филологи. Будем рады магистрам, которые займутся темами по истории и филологии в аспирантуре. Врата открыты для всех, критерии поступления будут едиными: подтвердить свою научную квалификацию и свое церковное мировоззрение. От всей души желаю успехов всем, кто сейчас закончил учебный год и будет стремиться дальше продолжать учиться. А тем, кто выходит на приходское служение, особенно хочу пожелать помощи Божией, милости Божией, внутреннего горения к тому, чтобы начать самый важный и самый ответственный период в жизни. Вслед за учебой начинается этап, когда мы не столько получаем, а сколько уже начинаем отдавать — Богу, Церкви и людям.

— Скажите несколько слов об открытой аспирантуре. Какие будут направления, каковы ближайшие задачи?

— Мы готовились к открытию аспирантуры и думали, в каких направлениях будет вестись работа. Это церковно-историческое направление с акцентом на древней и общей церковной истории, поскольку история Русской Церкви в значительной мере охвачена в аспирантуре Московской духовной академии. Историческим профилем занимается Андрей Юрьевич Виноградов. Это церковно-филологический профиль, и здесь нашей задачей будет перейти от исключительно церковнославянского языка к другим древним языкам и в целом церковному взгляду на филологию. На этом направлении главой профиля остается Лариса Ивановна Маршева. Наконец, это профиль пастырского богословия, отец Стефан Домусчи возглавляет это направление. Есть возможность опереться на преподавательский состав магистратур, есть студенты, которые смогут продолжить исследования. Эти профили могут быть интересны выпускникам других высших учебных заведений. Мы хотим, чтобы у нас имели возможность учиться не только наши выпускники, но и выпускники других магистратур. А вышеперечисленные направления достаточно широко представлены в системе образования, можно продолжить получать высшую научную квалификацию в стенах Сретенской духовной академии.

Наша первая задача — провести полноценный набор. Мы не будем гнаться за количеством аспирантов. Важно, чтобы каждый, кто поступит, был уже человеком с очевидными научными интересами и заделами в церковной науке. В любом случае аспирантура не будет возможностью отсидеться еще три года до распределения и решить личные проблемы. С такими настроениями сюда точно не нужно идти.

Вторая — провести первый цикл обучения. С этим будет связана задача получить государственную аккредитацию — это одна из самых актуальных целей. У нас есть аккредитация на бакалавриат и магистратуру, мы планируем также получить аккредитацию на аспирантуру, как в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. Они тоже не сразу решили этот вопрос, даже не сразу подняли, довольно долго готовились и аккредитовали аспирантуру позже бакалавриата и магистратуры.

Задача чуть более поздняя, но естественно возникающая, — формирование и учреждение Священноначалием кандидатского совета, чтобы в СДА могли защищаться диссертации. Состав кандидатского совета нужно будет сформировать, утвердить. Потом нужно организовать его работу. И я думаю, что раз мы преобразованы в академию, то, естественно, надо будет поставить вопрос о том, чтобы в сформированный относительно недавно по благословению Святейшего Патриарха второй докторский совет в нашей Церкви на базе Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий включить и наиболее квалифицированных представителей профессорской корпорации Сретенской духовной академии. Состоятся наши с председателем докторского совета, ректором Минской духовной академии архимандритом Сергием (Акимовым) переговоры, и, если мы достигнем понимания, на которое я надеюсь, мы будем почтительно поднимать этот вопрос перед Святейшим Патриархом.

— Каковы условия поступления в аспирантуру?

— Набор будет осуществляться по итогам вступительных испытаний. Вступительные экзамены будут предполагать профильные испытания, которые включат в себя испытания по общебогословской компетенции, с одной стороны, а с другой стороны — по тому направлению, на которое человек поступает. Прием документов будет осуществляться с 3 июня по 10 сентября 2021 года. Вступительные испытания пройдут с 13 по 20 сентября 2021 года. Зачисление будет произведено до 24 сентября 2021 года. Желающим поступить в аспирантуру будет необходимо пройти вступительное испытание по предмету «Теология» (портфолио и собеседование): рассказать о себе в формате собеседования и представить эссе или тезисы работы, над которой человек будет трудиться. То есть проект будущей кандидатской диссертации. Предполагается согласование с научным руководителем. Будет еще языковой экзамен и обязательная для любой аспирантуры философия.

— Есть ли ограничения по полу?

— Нет. Еще в 2020 году была резолюция Святейшего Патриарха на прошении предыдущего ректора, ныне митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, разрешившая принимать в магистратуру девушек. Она касается филологического и церковно-исторического профилей, на пастырский профиль девушки не принимаются. Все поступающие должны иметь церковную рекомендацию и удовлетворять критериям вступительных экзаменов. Собственно, такая же практика установлена при поступлении, например, на регентский факультет МДА. Все то же самое относится и к нашей аспирантуре. Нужно знать в полном объеме необходимые богословские дисциплины.

— Когда планируется день открытых дверей?

— Он пройдет 5 июня в очном и дистанционном форматах в Сретенской духовной академии.

— Наконец, скажите, будучи председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, как Вы оцениваете то, что в системе духовных учебных заведений появилась третья академия?

— Статус мой таков, что нужно самому шутить на эту тему. Не пошутишь сам — начнут шутить другие. Ясно, что совмещение должности председателя Учебного комитета и ректора одного из высших духовных учебных заведений, с административной точки зрения, ведет к некоторой коллизии обязанностей. Иногда приходится подавать документы самому себе: от ректора — председателю Учебного комитета. Совсем уж смешных положений мы стараемся избегать.

Пока что для Сретенской духовной академии все сводится к тому, что с нее все требуется жестче, чем с других. В других местах можно было бы подойти со снисхождением и пониманием, но здесь все проверяется максимально строго — от преподавателей до студентов, от документации и сайта до вывесок на дверях и объявлений на стендах.

Конечно, логика в системе высшего духовного образования, тенденция его развития предполагала создание в городе Москве крупного, статусного, серьезного учебно-научно-образовательного центра. Потому что близость к библиотекам, архивам, научным центрам — естественная возможность привлечения самых квалифицированных кадров. Все это дает Сретенской духовной академии много возможностей, которые, в частности, в несколько меньшей мере присутствуют даже в той же Московской духовной академии, просто в силу удаленности от Москвы. Но у МДА есть другой великий плюс — триста с лишним лет истории, то есть та основательность традиции, на которую она понятным и естественным образом опирается. Добрая соревновательность научных школ, разнообразие научных школ — это положительный фактор для развития и образования, и науки. Классический пример: всем известное многовековое противостояние недалеких друг от друга географически, но всегда самостоятельных Оксфорда и Кембриджа способствовало только развитию каждого из этих учебных заведений и науки на их базе. Так и тут, я надеюсь, что доброе сосуществование Московской духовной академии и Сретенской духовной академии — младенчика пока среди академий — в перспективе имеет шанс принести добрые плоды. Взаимообогащая в честной академической дискуссии, при всей разности подходов духовные школы смогут принести больше пользы Православной Церкви.

— Отец Максим, завершая наш разговор и обратившись к аналогии, которую Вы сейчас привели, про младенчика СДА, какие перспективы Вы видите у Сретенской духовной академии?

— Знаете, в детях важна поэтапность развития. Когда слишком много ждут от трехлетнего или пятилетнего ребенка, он может вырасти умным, но неврастеником или психопатом. Когда родители перегружают тем, что он еще вместить не может. Сейчас самое важное — пройти этап становления, начать учебный процесс, подготовку диссертаций, утрясти состав тружеников аспирантуры. Студентам предстоит осознать переход из статуса магистров в статус аспирантов. Внешне будет куда как больше свободы, предполагающей уже не столько учебную, сколько научную деятельность, и нужно суметь с этой свободой справиться и правильно ее употребить. Не на досуг только или на подработку на стороне, а на то, ради чего студент поступил.

Важнейшая сейчас задача — организовать правильный уклад и верный настрой в самом начале. Вслед за этим будут появляться плоды нашей деятельности. Но не будем перескакивать через ступеньки: мы сейчас только в самом начале пути.

Беседовал Александр Черепенин

Сретенская духовная академия