По материалам СМИ: Апостол Белорусской земли. Каким запомнили Митрополита Филарета те, кто знал его лично?
Имя Митрополита Минского и Слуцкого Филарета широко известно. Он многое сделал для возрождения Белорусской Православной Церкви. Его трудами восстановлены исторические и учреждены новые православные епархии. Возрождены разрушенные и открыты новые монастыри. Многократно увеличилось число православных приходов, построены сотни новых и восстановлены многие разрушенные храмы и церковные здания, успешно развивается богословское образование.
Для кого-то он остался в памяти как ревностный служитель Церкви Христовой, проповеди которого никого не оставляли равнодушным. Для других он — заботливый пастырь, помогавший не только словом в самых разных ситуациях. Студенты и семинаристы, которым выпало счастье учиться у владыки Филарета, помнят его как внимательного и мудрого наставника. Воспоминания об архипастыре тех, кто знал его лично, собрала журналист Тамара Маркина. Статья вышла в газете «7 дней» и на сайте БЕЛТА.
Дворянин, из купеческого рода
Митрополит Филарет — в миру Кирилл Вахромеев — из старинного купеческого рода. Прадед — городской голова Ярославля, основатель местной биржи, совладелец фамильного Торгового дома хлебных товаров «Вахромеев с сыновьями». Когда к 300-летию дома Романовых купцам Вахромеевым пожаловали дворянство, они переехали в Москву. Кирилл рос в музыкальной семье: Варфоломей Александрович преподавал в музыкальном училище, мать Александра Федоровна — в одной из музыкальных школ, он сам обучался по классу контрабаса и хорового пения. Имея способности к иностранным языкам, после школы решил поступать в иняз, однако в приеме в вуз не вступившему в комсомол юноше отказали. Он переживал. Но после душевной беседы с крестной понял, что перед ним — совсем другой путь: служения Богу. Кирилл поступил в Московскую духовную семинарию, потом — в духовную академию. Одно из его послушаний в эти годы — иподиакон Патриарха Русской Православной Церкви Алексия I.
В апреле 1959 года Кирилл Вахромеев принял монашество и нарекся именем в честь святого праведного Филарета Милостивого. В этом же месяце рукоположился в иеродиаконы, через два года — в иеромонахи, потом — в игумены, позднее — в епископы, архиепископы. Последующие годы стали важным временем его духовной, научной карьеры. Он служил в Московской духовной академии инспектором, доцентом, заведовал аспирантурой, замещал самого ректора.
Деятельность владыки Филарета не ограничивалась только церковными делами. С 1961 года, вскоре после окончания Московской духовной академии, будущий Патриарший Экзарх активно включился в международный диалог от лица Русской Православной Церкви. Он принимал участие в работе I, II и V Всехристианских Мирных конгрессов в Праге и III Всеправославного совещания на острове Родос в Греции, работал в составе Межправославной богословской комиссии по диалогу со старокатоликами. С 1969 года — в составе Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Несколько лет служил архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы.
Но самая важная страница в православном служении архиепископа Филарета открылась почти 45 лет назад. 10 октября 1978 года он получил назначение на белорусскую кафедру — стал Митрополитом Минским и Белорусским.
Каким человеком был Митрополит Филарет? Вспоминают его ученики, люди, хорошо знавшие предстоятеля Белорусской Православной Церкви.
На благо Отечества и народа
Какое это было время?
— Я заканчивал Московскую духовную академию, когда меня вызвал ректор Владимир Сабодан — будущий Экзарх Украины: «С вами хочет встретиться Митрополит Филарет, но пока он в Париже (владыка возглавлял международный отдел РПЦ)», — вспоминает Николай Авсиевич, протодиакон Минского кафедрального собора.
Вскоре Митрополит возвратился и пригласил на встречу заканчивающего подготовку кандидатской Николая Авсиевича, о котором хозяин кабинета знаел все. Что тот из семьи священника, родом из-под Жировичей, за успехи в учении поощрен Серебряным камертоном.
— Ты мне нужен как диакон и как регент! — без обиняков начал разговор Митрополит Филарет, набирающий уже в Москве команду.
Что ожидало на новом месте службы?
— Один действующий — Жировичский Свято-Успенский монастырь, 370 (без одного) приходов. Минская семинария на то время была закрыта: власти рассчитывали, что число православных начнет падать по мере ухода из жизни действующих священников, — рассказывает отец Николай Авсиевич.
С приездом в Беларусь Митрополита Филарета в республике стали возрождать приходы, строить церкви, открывать монастыри.
— Сейчас в Белорусском Экзархате 10 епархий, около 1400 церквей. Только в Минске их 40. Появились при храмах воскресные школы, социальные службы, сестры милосердия стали оказывать помощь клиникам и хосписам. Одно из самых больших сестричеств действует при Свято-Елизаветинском монастыре, — перечисляет отец Николай.
С октября 1989 года в связи с образованием новых епархий владыка Филарет стал Митрополитом Минским и Гродненским, а также Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Владыка был уверен, что статус Экзархата, предоставленный Белорусской Православной Церкви, «поможет развитию церковной жизни, послужит благу Отечества и белорусского народа».
Учиться и строить
Возрождение служения Церкви требовало обучения пастырей. Чтобы ликвидировать кадровый голод, Патриарший Экзарх Беларуси возобновил богословское образование. В 1989 году вновь открыла двери Минская духовная семинария.
— Ее выпускников Митрополит Филарет отправляет учиться в Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии, а также в Германию, Грецию, Италию. Меня, например, — в Салоники, — рассказывает епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Провожая будущего епископа и его товарища (одного в Салоники, другого в Афины — учиться в греческих православных академиях), Митрополит махал им с крылечка рукой и напутствовал:
— Не теряйте головы и личные вещи!
Митрополит всегда оставался жизнерадостным, доброжелательным — человеком, умеющим разрядить обстановку грусти и волнения.
— При этом, отправляя студентов в дальнюю дорогу, помогал и материально, — с благодарностью вспоминает владыка Серафим и приводит еще один показательный случай.
Однажды на прием к Экзарху приехал глава Глусского райисполкома. Глуск никак не мог достроить храм — закончились средства. «Помогите, Ваше Высокопреосвященство!». Митрополит Филарет, видевший просителя впервые, вышел из кабинета, а через несколько минут вернулся с конвертом в руке: «Держите, — сказал он и добавил: — Мне они также нелегко достаются. Но давайте, стройте!».
Теперь Богоявленский храм Глуска напоминает о том случае.
Свет в его покоях выключался за полночь
Митрополит Филарет находил время и на обучение студентов.
— Каждый понедельник приезжал к нам в Жировичи — читал лекции по «Новому завету», — вспоминает Илья Перченко — заведующий библиотекой Минской духовной академии имени Митрополита Филарета, а тогда семинарист Минской духовной семинарии. — Для нас это был космос: сам Экзарх!.. Вчера он вел диалог с Президентом, завтра — летит в Москву, к Патриарху, а сегодня — стоит перед нами и рассказывает о Новом завете.
При этом владыка не торопился уходить после лекций: семинаристы подходили к нему, спрашивали о том, что волнует.
Будучи пятикурсником, Илья Перченко получил послушание — смотреть за покоями Филарета в Жировичском монастыре. Илья помогал принимать гостей, выполнял секретарские обязанности.
— Откуда бы ни приезжал в Жировичи Экзарх — всегда привозил книги, — вспоминает Илья Перченко. — В основном духовного содержания. Любил и художественные — классику. В его библиотеке была и литература по межконфессиональному диалогу, в котором он был очень силен. В том, что в Беларуси сложился межрелигиозный мир, есть и большая заслуга нашего иерарха.
Будучи Экзархом всея Беларуси, Митрополит Филарет принимал делегации иностранных православных церквей и глав других конфессий. Работал допоздна. Свет в его покоях выключался за полночь, а то и вовсе под утро. Нередко во время переездов спал в машине.
Духовное образование
Вместе с Ильей Юрьевичем заглядываем в читальный зал, вдоль стен которого — стеллажи книг. Глаз светского человека радует серия «Жизнь замечательных людей», а специалиста — важные для духовного наследия книги. Такой богатой, во всех смыслах, библиотекой владыка, несомненно, остался бы доволен.
— Это была его мечта — создать в Беларуси Образовательный духовный центр. Сегодня в него входят храм Кирилла и Мефодия, Минская духовная академия, где студенты учатся в магистратуре и аспирантуре, наша библиотека, двухгодичные миссионерские курсы для заинтересованных в личностном росте светских людей, а также духовное училище для регентов (руководителей церковных хоров).
В структуру Образовательного духовного центра органично входит и Институт теологии Белгосуниверситета, создателем и первым ректором которого был Митрополит Филарет, а первым проректором — владыка Серафим. Сегодня ректор Института теологии — Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин.
Появление в нашей стране таких важных объектов духовного образования, как и возрождение церквей, не было бы столь успешным, если бы его в свое время не возглавила такая масштабная, харизматичная личность, как Митрополит Филарет.
На свою орбиту
Своя история знакомства с митрополитом Филаретом у отца Сергия Мовсесяна — нынешнего первого проректора Института теологии, выпускника философского факультета БГУ. Когда он, студент Минской духовной семинарии, по семейным обстоятельствам решил перевестись на заочное, чтобы работать (хоть на бензоколонке!), то обратился к владыке.
— А иди-ка ко мне работать, Сережа, — предложил глава Церкви.
— Я сразу согласился, хотя такая честь и доверие, признаюсь, застали врасплох, — отмечает Сергий Геворгович.
Будущий пастырь стал работать в «Минских епархиальных ведомостях», потом — помогать Митрополиту в подготовке важных встреч, ведении переписки и т. д.
В работе с молодежью, первоначально не справляющейся со своими обязанностями, мудрый Митрополит не проявлял раздражения, но и не допускал фамильярности.
— Его отличали внутреннее благородство и великодушие. Он, как большая планета, притягивал нас в свою орбиту, — делится воспоминаниями первый проректор Института теологии БГУ. — Мы заходили к нему внутренне собранными, что помогало вписаться в творческую атмосферу, которую он создавал вокруг себя.
— Несколько лет без владыки дали понять, насколько его личность была масштабна и уникальна, — рассказывает Святослав Рогальский, служивший в его «пуле» старшим иподьяконом, а сегодня — руководитель Международного образовательного центра в честь святых Кирилла и Мефодия, который когда-то основал и возглавил Митрополит Филарет. — Его везде ждали — всей областью, районом, селом. Приходам нужна была его поддержка. После служб встречался с простыми людьми. Потом разговаривал с председателями колхозов, администрацией райисполкомов. Мы были свидетелями того, как он общается с ними, убеждает помочь в строительстве и реконструкции храмов. И они помогали.
Зачем нам Папа, если у нас есть Мама
— Во второй половине того же дня Митрополит Филарет мог оказаться на дипломатическом приеме, где уже совсем другой круг общения. — У него был дар врожденной дипломатии, интеллигентности, — отмечает отец Святослав. — Сказывались его происхождение и воспитание.
Будучи человеком собранным, основательным, для кого-то даже величественным, Митрополит Филарет всегда мог искрометно пошутить.
— Как-то гостивший у Митрополита представитель Православной Церкви Чешских и Словацких земель Митрополит Христофор пожаловался на трудности диалога с местным населением, выбравшим католичество, — вспоминает первый проректор Института теологии Сергий Мовсесян. — Вот говорят: у нас есть Папа, а у вас, православных, Папы нет!
На что Митрополит Филарет тут же ответил:
— А зачем нам Папа, если у нас есть Мама (то есть матерь-Церковь, для которой мы все — любимые дети)?
«А какие эти руки — руки хлебопашцев!»
Очень любил владыка беседовать с людьми в глубинке.
— Они были в шоке: сам Филарет! Вчера видели его по телевизору, а сегодня вот он — в нашей деревне! — рассказывает Сергий Геворгович.
— Как тебя зовут? — спрашивал у прихожанина Митрополит.
— Алексей Семеныч.
— А с кем живешь?
— С Марией, женкой своей — дети все разлетелись…
— Как ее здоровье?
— Да что-то спина не в порядке.
Митрополит благословлял собеседника и желал ему и его жене здоровья, а когда лет через семь лет приезжал в тот же приход, к нему подходит тот же человек: «Помните, владыка, как мы встречались?»
— А как же! — отвечал владыка и спрашивал: — Как спина у женки?
— Да вроде все путем.
Такие встречи с Предстоятелем Церкви становились семейными преданиями.
А вот что сам Митрополит Филарет говорил о таких встречах:
— Меня поражает и завораживает эта простота народа. Подходят простые женщины, мужички, складывают руки — под благословение. А какие эти руки — руки хлебопашцев! Как их не обнять и не поцеловать? Это чувство постоянно у меня рождается, когда я встречаюсь с нашим замечательным белорусским памяркоўным народом. Да благословит Бог нашу Беларусь и народ наш — за его простоту, сердечность и чистоту помыслов!
За многолетний вклад в духовное возрождение Беларуси, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога митрополит Филарет удостоен звания «Герой Беларуси» — страны, которую всегда считал своей родиной, а белорусов — самым душевным народом.
За 35-летний период служения Митрополита Филарета во главе Белорусского Экзархата были возрождены исторические и учреждены новые православные епархии. Открыты 24 женских и 10 мужских монастырей. В несколько раз увеличилось число православных приходов, построены сотни новых и восстановлены многие разрушенные храмы и церковные здания.