Проповедь в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Архимандрит Кирилл (Павлов)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет память свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершались эти страдания. Св. София жила в Риме во время царствования имп. Адриана. Лишившись в молодые годы своего супруга, она одна принялась за воспитание своих малолетних деток. Будучи благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, она всецело предалась подвигам христианской любви, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания в благочестивой жизни. Неудивительно, что малолетние девицы имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, и в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. А более этой любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей.
В то время было страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме. Св. София часто беседовала о них со своими дочерьми. Нашелся доносчик и сообщил о ней наместнику г. Рима Антиоху, который потребовал мать с дочерьми на суд к имп. Адриану. Вчетвером они помолились Господу, сказав: «Боже Спасителю наш! Помоги нам славы ради имене Твоего», и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора. Последний удивился их спокойствию и бесстрашию. Святое семейство было непоколебимо перед всевозможными посулами и уговорами. Тогда прибегли к мучениям.
Первой была жестоко истязаема Вера. Затем мучители расправились с Надеждой и Любовью, предав их смерти чрез усечение головы. Святая мать их, София, за это время перенесла невыносимые, ужасные телесные и душевные страдания. Она была истинною мученицею без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным, наоборот, разрешили ей похоронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицею Христовою, ибо она мучима была не менее дочерей, хотя и не пострадала телом.
Дорогие братия и сестры, св. София увещевала своих дочерей не дорожить временной цветущей жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им большую любовь. Так же и мы должны смотреть на эту кратковременную жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется и исчезает. Такова в точности и наша земная жизнь: родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает. А если так, то жертвовать временною жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать жизнью ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне… всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 28–37). Таким образом, дорогие, Господь от нас требует к Нему жертвенной любви, любви делом, которую и принесли Ему святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София.
Будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и дана нам для приготовления к будущей жизни, что будет воскресение и вечная жизнь. Расположим же свою жизнь так, чтобы не осквернить себя никаким пороком, но чтобы вместе со св. ап. Павлом мы могли сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец, правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7–8), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа.