РЕАЛЬНОСТЬ ВСЁ СЕРЬЕЗНЕЕ И СЕРЬЕЗНЕЕ Слово архиепископа Алексия (Фролова;† 2013)
Архиепископ Алексий (Фролов), рожденный на праздник Феодоровской иконы Божией Матери, в последние годы земной своей жизни служил у этой величайшей святыни русского народа, возглавляя кафедру в Костроме.
Сегодня, в день его памяти, публикуем вторую часть беседы архиерея со сродниками, состоявшейся на престольный праздник Костромского Ипатьевского монастыря – день Святой Троицы 3 июня 2012 года.
До того, как владыка Алексий преставится ко Господу, оставалось полтора года…
В основе нашего бытия – принцип бытия Святой Троицы
Простой вопрос ставит сильных мира сего в тупик: чьи мы дети – Божии или обезьяны? Будучи детьми Божиими, почему мы не хотим жить по тем Божественным законам, которые оставил нам на земле Христос? Бог, воплотившийся нашего ради спасения.
Дети Божии, осознаем ли мы, что в основе всего нашего бытия лежит принцип троичных отношений? Бог – Троица. А мы – во образ и подобие Его: дух, душа, тело.
Таинство брака также дано человечеству по Первообразу Святой Троицы: супруги рождают третьего – в сотворчестве с Богом-Творцом создают нового человека во образ и подобие Богу, но и самим себе, любящим.
Отдать себя во власть, дабы преобразиться
Апостол говорит про брак: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 32), – почему мы никогда не задумываемся о том, что мужчина – это жертва Богу для спасения жены?
Какая, мол, такая жертва? «Ты должна бояться меня, и всё, цыц!» Ни у мужа нет благоговейного отношения к жене, ни у нее к мужу, как к господину в семье и равному перед Богом.
Но это же страшно: если женщина не любит так – во образ Христа – своего господина, она и не идет за ним, не созидает себя для вечности, то есть не отдает себя во власть ему, дабы и самой преобразиться во образ мужа, следующего за Христом.
Беда наших дней
Вспомните, про первых христианок говорили: «мужемудрая». А в наши дни наоборот: мужчина воспринимает слабости, позвольте это слово употребить, бабы, и сам становится бабой! Делается бабой в кубе и в еще большей степени, если он не созидает себя по образу Божию.
Это беда, если муж не созидает себя по образу Божию, а жена себя – по образу предстоятеля малой Церкви – мужа. «Потому что [муж] есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1 Кор. 11, 7).
Не про нас ли эти страшные слова?
Что такое созидать себя по образу Божию?
Вернемся к словам апостола Павла: «Тайна сия велика»… В чем здесь тайна? Цель для тебя – дом построить, ребенка родить, дерево посадить? – ну что ж, я не буду тебя огорчать, пожалуйста, живи так, как ты считаешь нужным.
Если человек не знает и не желает узнать Христа, для него всё написанное в Евангелии точно тайна
Если человек не знает и не желает узнать Христа, для него всё написанное в Евангелии точно тайна. Про таких в ветхозаветной традиции, внутри которой еще говорил апостол Павел, бытовало жесткое определение: «Пусть погибнет множество напрасно рожденных» (ср. 3 Ездр. 9, 22).
У этого же пророка есть еще более ужасающие слова: «Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния… те познают Меня по смерти в мучении» (ср. 3 Ездр. 9, 10; 12). Эти муки – отвержение от Бога.
Когда Бог прикасается к сердцу
Так что же это за тайна такая?
Тайна эта не раскроется внутри семьи, пока между мужем и женой не будет отношений таких, какие имеет Христос с Церковью. Точно так же, как это будет оставаться для тебя тайной, покуда не будут явлены твои личные отношения с Господом.
Что это за личные отношения? Отец Павел Флоренский напоминает нам о нашей ответственности перед Создателем: когда происходит Его прикосновение к нашему сердцу, которое есть духовный лик человека, тогда наступает ноуменальный[1] страх.
С Богом-то я общаться не умею, если я не научился главному – любить.
Власть имеющий
Архиепископ Алексий (Фролов)А как научиться любить? О, если бы у нас была культура иерархических взаимоотношений. Она у нас отсутствует.
Если бы ты, мужчина, был господином и хозяином, абсолютным домостроителем, как бы ты по-другому всё в своей жизни чувствовал и понимал. А у нас этого нет. Народ развращали в течение нескольких столетий. Первый удар мы и получили по семье – по иерархическим отношениям.
Мужчина – по определению господин и хозяин, а это уже и не обсуждается даже… Мужчина – это иерархическое лицо. По отношению к женщине он в семье господин и хозяин. Он власть имеющий. Власть имеющий!
Власть всегда харизматична. Поскольку мужчина иерархическое лицо, он уже харизматик, он в благодати.
Послушание награждается благодатью
В природе не существует слабой власти, потому что всякая власть от Бога. Противящийся власти – Богу противится (ср. Рим. 13, 1–2).
Бунтари, которые не подчиняют себя законной власти, не приобретают благодати. Использовать – это они могут, это пожалуйста. Иерархическое лицо используется подчиненным настолько, насколько начальствующий ему не мешает жить так, как ему того хочется…
«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 32). Это принцип построения любого общественного организма – Церковь, муж – жена, начальствующий – подчиненный.
Если муж говорит жене: ты покажи, как ты меня любишь, – то начальствующий сотруднику: меня необязательно любить, ты только начни выполнять то, что от тебя требуется, и ты сам меня полюбишь, и я тебя полюблю, потому что мне не слепое подчинение нужно, а твое правильное отношение к иерархии, послушание, которое награждается благодатью.
Через послушание душа входит в разумность
На Небе тоже есть послушание. Одну матушку как-то током убило, неделю пролежала она мертвой. Рассказывая потом, что видела, как-то обронила:
– Архистратиг еще не вернулся с послушания… Там тоже есть святое послушание…
Где мы приучаем себя к послушанию? Прежде всего, в семье. Что через послушание происходит со мной? А вот послушайте. Этой матушке было указано:
– Сорви вот этот цветочек (с ним она должна была вернуться на землю).
А она потом сокрушалась:
– Душа-то какая неразумная, взяла и сорвала другой цветочек, не тот, который надо было сорвать…
Через послушание душа входит в разумность.
Послушание обусловлено любовью,
и любовь выражается в послушании
Про Господа сказано: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8). Послушание. Отказ от своей воли. К какой удивительной высоте мы начинаем тут восходить.
«Он был послушен»… – это есть выражение Божественной любви к роду человеческому и послушание Своему Небесному Отцу.
Послушание обусловлено любовью, и любовь выражается в послушании.
Мы – творение Божие, как же мы все время своевольно об этом забываем?
Обожение
Только через послушание мы постигаем Божественные законы, что лежат в основе миробытия. Через послушание восходим к общению с Личностью Самого Бога.
Только через послушание мы постигаем Божественные законы, что лежат в основе миробытия
Когда я отказываюсь от себя и, доверясь моему Небесному Отцу, соединяюсь с Ним, то через это я становлюсь по благодати тем, чем Бог является по природе.
Святые отцы называют это обожением – приобщением человека к жизни совершеннейшей, даже нежели та, что была у прародителей в раю.
Мы властны смиряться
Любое творчество сопряжено с любовью. Во всяком деле, в каждом поступке я соединяюсь через послушание со Всесовершенной Личностью. Иерархическое лицо для меня – Сам Бог. Но также это может быть человек, которого я властен через послушание Богу поставить иерархическим для себя лицом. «Научитесь от Меня, яко кроток Есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29), – говорит Господь.
Именно через послушание я выстраиваю в моей жизни эту спасительную для меня же самого вертикаль. Вот я пришел в ЖЭК, для меня его служащий – начальствующий в этой ситуации. Я прихожу в булочную, продавец – пусть даже это она – для меня, даже архиерея, там начальник. Но приходит, допустим, ее шеф, будь он хоть министром, ко мне в монастырь, – тут уже я начальник.
Так и должно быть. Это и значит: «Друг друга честию болша себе творяще» (Фил. 2, 3).
Насколько ты в жизни стал подобен Христу
Единственное, что нам нужно: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8). Благоговейно относись к каждому человеку, со страхом Божиим ходи по земле – вот и всё!
Никто из нас не будет истязан за то, сколько постился, молился, а только – насколько ты в жизни своей стал подобен Христу
Не надо смотреть по сторонам, кто там и что делает. Отвечать ты будешь только за себя и, если ты лицо иерархическое, – за тех, кто тебе вверен.
Как просто кто-то из святых отцов сказал: никто из нас не будет истязан за то, сколько постился, молился, совершал подвиги, а только – насколько ты в жизни своей стал подобен Христу. Чем приобретается подобие Христу? Только благодатью.
Смирился – и получи дар
А когда нам дается благодать?
Вот не хочется мне делать то, что должен, а я себя заставляю. Почему? Я доверяю Богу. Люблю Его и выражаю свою любовь через послушание. Мне это самому полезно.
Пускай во мне нет сейчас этого противления. Но как только появится, я сам себе, знаете, что скажу? «Да что же ты, в самом деле… Ты же являешься сыном Самому Богу! Что же ты вытворяешь?!»
Выговорил себе, и всё. Смирился – и получи дар.
Плод всякой добродетели – смирение. Смирение и награждается Богом благодатью. Но не тогда, когда ты хочешь, – спасение «не от желающего, не от подвизающегося, но от Бога милующего» (ср. Рим. 9, 16).
И на камне написанное новое имя (Откр. 2, 17)
Я когда об этом всём размышлял, мне стало понятно, что слово – это сосуд. Сказано: «И дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И Того, Кто это имя дает.
О чем это? О сокровенности личных отношений, но и о некой тайне имени. Это образ. Всё, что говорится в Священном Писании, – это образы. Вообще всё, что мы читаем в Библии, – это лишь упоминания о Божественной любви, которая несравнима ни с какими человеческими представлениями: Царство Божие подобно тому, что «се стою у двери [сердца] и стучу» (Откр. 3, 20), Купина неопалимая знаменует Матерь Божию…
Перекличка ангелов.
Так Господь проходит все Небеса
Или, помните, еще вот этот образ: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы» (Пс. 23, 7–10).
Что происходит? Меня как-то осенило. Стою, помню… Святейший служит. Освящение храма. Двери отверзаются… Вознесение!
Вот что за событие описывается в псалме! И вдруг – Господь возносится. Во славе! Снизу ангелы кричат:
– Возмите врата, князи ваша, возмитеся врата вечные: и внидет Царь славы!
– Кто есть сей Царь славы? – кричат им в ответ те, кто там наверху, встречают.
– Господь сил, Той есть Царь славы!
Представляете, отверзаются одни Небеса, Господь восходит, другие Небеса также открываются…
– Отворите, князи ваша, отворите врата вечные: и внидет Царь славы.
– Кто есть сей Царь славы?
– Господь сил, той есть Царь славы, – еще одно Небо настежь.
Так Господь проходит все Небеса.
Мы здесь как миллиардер в том кафе
Читал я как-то рассказ, – еще до семинарии или после, я уж не помню, – про одного миллиардера. Приезжает он в маленький город, заходит в самое дешевое кафе и заказывает себе там какой-то паршивый кофе и копеечный сыр. И так он всю жизнь специально приезжает в эту забегаловку, уже не нуждаясь ни в чем, будучи фантастически богатым, заказывает то, что заказывает.
Все уже знали, что он должен объявиться: толстосум – ради этого грошового перекуса…
Понятно, что это может напоминать что-нибудь: откуда я пришел и каким я стал, – ну, а дальше-то что, какие выводы? Он же явно не хотел уже этого сыра, видеть не мог этот дрянной кофе, опостылело ему это всё… Раньше, может быть, и радовало, а сейчас?.. А если я не хочу этого кофе, то зачем я туда иду? Не хочу я уже этого сыра, с какой стати тогда отдаю дань этой странной традиции?
Так и я, понимаю, что позади уже 65 лет… 65. Я только сейчас, когда пошли болезни, и начинаю соображать: 65 же уже! А в сердце-то сколько? И кто из нас знает, кому еще сколько осталось? Сейчас вот – раз, и всё…
Время очень коротко
Вся эта наша ориентированность на мир, постоянное внимание к внешнему: «я хочу… мне бы то… мне вот так»… Наступает время, когда эта обращенность должна развернуться сюда (владыка показывает на сердце – Ред.).
То, что у нас уже [или еще] есть, – и то слава Богу! Почаще бы благодарить Господа
Время очень коротко.
Идеология у нас в Отечестве отсутствует. Поэтому, если говорить о перспективах, – на что мы надеемся? Создавать иллюзию, видимо, уже достаточно. Реальность всё серьезнее и серьезнее. Не до мечтаний – как было бы хорошо…
То, что у нас уже [или еще] есть, – и то слава Богу! Почаще бы благодарить Господа.
Самое дорогое – это люди
И всячески обнаруживать любовь к близким. Самое дорогое – это люди, о которых я призван позаботиться. Хуже всего, если я не сделаю того, что мог. Хоть цветочки подарить или конфетки купить, да хотя бы смс-ку с теплыми словами отправить – это я в силах?!
Надо бояться являть в этот мир слово, когда нет в моем сердце любви. Опасайтесь произнести хотя бы одно пустое, без любви, слово. Как важно блюсти его, даже единственное, и придерживать в сердце своем. Каждый раз, прежде чем что-то сказать, будем задаваться вопросом: «Нужно ли это говорить?»
Пусть нечто и правильное. Но надо ли мне это говорить? Наполнено ли это слово любовью? Сосуд его наполнен ли моим расположением к ближнему?
Вижу маму
Я опять возвращаюсь к тому, о чем мы уже говорили: слово – есть образ. Образ – это то, что меня формирует. «И подаждь ему образ покаяния…» (слова молитвы после Исповеди, – Ред.).
Вот, я во сне вижу маму. Так интересно, в какой-то момент она стала уплывать по воздуху, не идти, а медленно уплывать, – в длинном платье, в какой-то, тоже в пол, красивой, поверх платья, одежде… К восходящему или заходящему солнцу – красивый такой вид…
И она мне сказала простое слово, такое мать только может сказать мне. Бодрое, хорошее слово, – в нем вся любовь ее ко мне.
Слово простое, что и мы сейчас можем сказать его, и оно нас не тронет. Но как оно было сказано! Я проснулся.
Вот что будет важно,
или Это делание целовано Богом
Господь поименует каждого человека именем, которого никто не будет знать, – только тот, кто получает, и Тот, Кто дает это имя. И это имя наполнится такой Божественной, бесконечной, безграничной любовью Бога лично к тебе…
Выразил ли ты, человек, свою любовь к Богу в этом быстротекущем дне хотя бы малым каким стремлением
Но выразил ли ты, человек, свою любовь к Богу в этом быстротекущем дне хотя бы малым каким стремлением? Вот это делание – оно целовано Богом. Где-то я отказался от своих интересов, там – помог другому или просто смолчал, тут, наоборот, сказал доброе слово – вот так этот сосуд имени, которое я получу, наполняется-наполняется…
Содержание этого имени наполняется уже здесь и сейчас моей любовью к Богу, – я же делаю всё по любви ко Христу, я призван это делать так, а не просто автоматом. Но это только с одной стороны, а с другой… Кто есть: «Иже везде сый и вся исполняяй?»
«Венец жизни» (Откр. 2, 10)
Бог меня именует! Не за то, что я что-то там успел сделать. Любовь в подсказках не нуждается. Но меня самого же то, что я делаю по заповедям, созидает Его Божественной благодатью. Всё это Бог и воплощает в конкретном имени, называя меня им.
– Милостивый, – например.
Но сколько в одном этом слове Божественной любви, безмерности, теплоты, благоухания вечного, – и это будет радовать меня во веки веков!
27 марта 2020 г.