Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя, за которой состоялось прославление в лике святых протоиерея Михаила Союзова
4 сентября 2022 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа по ст. ст.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением состоялось прославление в лике святых протоиерея Михаила Союзова.
Его Святейшеству сослужили: епископ Зарайский Константин; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ А.К. Уваров, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической капеллы имени А.А. Юрлова и Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова г. Москвы Г.А. Дмитряк, телеведущий А.В. Мамонтов, генеральный директор первого общественного православного телеканала «Спас» Б.В. Корчевников.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз», «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На малом входе состоялось прославление священноисповедника Михаила Союзова.
Протоиерей Михаил Рязанцев и протоиерей Владимир Воробьев вынесли из алтаря находившуюся на престоле икону священноисповедника. Протоиерей Андрей Бондаренко огласил постановление о включении протоиерея Михаила Союзова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской:
«На основании решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года определившего: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяний о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века) и в связи с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2022 года, журнал № 76,
1. Включить имя протоиерея Михаила Союзова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
2. Память священноисповедника Михаила Союзова совершать 6 октября по ст. ст. / 19 октября по н. ст. в день его кончины.
3. Честные останки священноисповедника Михаила Союзова, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора».
Затем протоиерей Андрей Марущак прочитал жизнеописание святого.
При пении хором тропаря протоиерей Михаил Рязанцев и протоиерей Владимир Воробьев передали икону священноисповедника Михаила Союзова Святейшему Патриарху Кириллу. При пении хором величания Предстоятель Русской Православной Церкви благословил народ Божий иконой ныне прославленного святого. Икона была возложена на аналой для поклонения.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Сергия Николаева, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе, заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Михаил Донченко, клирик храма равноапостольного князя Владимира в Старых Садех.
По завершении Литургии было совершено славление Собору Московских святых.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 19:16-26) содержится повествование о богатом юноше. Некий богатый молодой человек подошел ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне нужно сделать, чтобы спастись?» Господь перечислил ему заповеди, на что юноша сказал: «Все это с юности своей я делаю, я живу по этим заповедям». И тогда, зная, что юноша богат, Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным — не просто спастись, но быть совершенным (а об этом совершенстве и думал юноша, когда спрашивал у Спасителя, что же еще нужно сделать), — пойди, продай свое имение, раздай все нищим и приходи ко Мне; и будешь иметь сокровище на небе». И юноша отошел в печали, поняв, что не может избавиться от имения, которое наверняка получил от своих состоятельных родителей и в которое сам, может быть, вкладывал какие-то труды, чтобы его приумножить. Как это пойти и раздать нищим?! И не смог он, видимо, ни понять до конца слова Спасителя, ни тем более их исполнить.
А ведь эта история о богатом юноше имеет отношение не только к богатым. Богатство — понятие относительное. То, что для большинства из нас богатство, для богатых никакое не богатство, а для сверхбогатых это вообще нищета. Материальное положение человека всегда относительно, потому что оно обусловливается не только наличием материальных средств, но и многими другими обстоятельствами. И потому богатому иногда трудно понять, богат он или не очень, потому что сосед за забором живет богаче; а богатство соседа может угнетать человека хуже всякой нищеты. Вот и получается, что само по себе богатство не является залогом человеческого счастья; поэтому Господь и сказал: «Если хочешь быть совершенным (то есть не только обрести спасение, но и достичь огромной высоты как личность), то применительно к тебе, богатый юноша, нужно сделать самое главное: пойти и отдать свое имение; и тогда ты будешь совершенным».
В этой евангельской истории речь идет о двух проблемах, с которыми человек очень часто сталкивается. Во-первых, здесь несомненно, хоть и имплицитно, затрагивается тема отношения человека к жизни. Если человек смотрит на окружающий мир сквозь призму достижения силы и могущества (ведь богатство дает такую силу, а сверхбогатство дает могущество), если он полагает, что подлинное счастье заключается в том, чтобы быть над другими, быть не таким, как все, — то он никогда не откажется от богатства и вообще от любой возможности возвыситься над окружающими. И поэтому в этих словах, в этой истории евангельской Господь осуждает всякое стремление человека к силе, если эта сила есть не что иное, как желание быть выше и сильнее других.
Но, кроме того, и нечто иное сокрыто в этом повествовании. Очень часто человек, не имеющий того, что хотел бы иметь, завидует другим. Господь потому и говорит: «Легче верблюду пройти через игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное». «Игольные уши» — это узенькая калитка для паломников в иерусалимской стене, где и человек с трудом протискивался, а уж какой там верблюд! И этот образ был совершенно понятен тем, кто слушал Спасителя: легче верблюду пройти через такую щель в стене, чем богатому войти в Царствие Божие. Прежде всего потому, что богатый поставляет себя выше других и потому что богатый значительную часть своего упования связывает именно с богатством. А Господь говорит, что богатство мимолетно, оно может в любой момент исчезнуть, и с чем тогда останется человек?
Большинство из нас не такие уж богатые, но богатыми хотят стать очень многие, да и современная философия экономической жизни предполагает накопление богатств. Многие считают, что богатство непременно приносит пользу и что стремление к богатству есть правильный курс жизни. Может, оно и так, если бы только богатый мог сделать то, чего не сделал богатый юноша. Если богатый способен отдать значительную часть своих средств тем, кто нуждается, тем, кто страдает, тогда богатство становится оправданным. И человек, научившийся отдавать из своих богатств значительную часть нуждающимся, будет пополнять свое состояние, ведь Господь будет ему помогать, покуда его материальные возможности служат другим людям, особенно находящимся в критической жизненной ситуации. Мы знаем, что есть такие богатые люди, и мне приходилось с ними встречаться, которые от своего богатства дают так много другим, что от этого часто зависят и здоровье, и жизнь последних. Вот дай Бог, чтобы наши богатые люди, родившиеся в православной стране и так или иначе связанные с Церковью, всегда помнили, что оправдание богатства здесь, на земле, выражается в том, что тебе перестают завидовать, тебя перестают считать врагом, а в будущем веке это богатство может обратиться во благо, если здесь служит благу других людей. Но ведь сказанное относится не только к богатым людям. У каждого есть какие-то материальные средства, и даже самая малая милостыня тому, кто критически нуждается в материальной помощи, может быть соизмерима с даром самого богатого человека. Потому что речь идет не об объеме помощи, а о самом факте разделения своих ресурсов с другими людьми.
Вот чему учит нас эта история о богатом юноше, который не сумел отказаться от своего образа жизни, от своего достатка, с тем чтобы пойти за Христом. Юноша поверил Господу, ведь иначе он бы не стал обращаться к Нему, он хотел идти за Ним, но главное требование, которое было обращено к нему Спасителем, — раздать свое имение и пойти по иному пути, — оказалось для него невыполнимым. Еще раз, переводя эту евангельскую историю на язык нашей повседневности, хотелось бы сказать, что не каждый имеет много средств, но ведь проблема заключается не столько в наличии средств и не в их объеме, а в отношении к этим средствам. Если из большого количества денег человек не может помочь другому, — это путь в ад, и говорить тут не о чем. Если богатый человек не видит скорби другого, не помогает ему, то это путь, уводящий от Бога, от Христа и от Его Царства. Нередко таких богатых людей окружают и зависть, и злоба, — достаточно вспомнить революционные события в нашей стране. Такой человек и здесь не будет окружен уважением, я уж не говорю о любви, и там его ждет наказание от Господа. Поэтому наличие материальных средств — это и ответственность за земной отрезок жизни богатого человека, и, конечно, оно имеет отношение к жизни вечной. Трудно богатому войти в Царствие Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко. И по мере того как возрастает материальное благополучие во многих странах, в том числе, мало по малу, и в нашей стране на глазах многое меняется, каждый человек, который начинает получать средств больше, чем получал ранее, и больше, чем ему нужно для самого себя, должен помнить эти евангельские слова. Ведь самое главное — это обрести Царство Божие, и дай Бог, чтобы те, у кого есть средства, помнили о сегодняшнем евангельском чтении и творили добрые дела.
Еще раз хочу подчеркнуть: речь идет не только о людях богатых, но и о каждом из нас. Каждый обязан помогать другому, если тот находится в трудных жизненных обстоятельствах. Это Божий завет, это Божия заповедь, это условие нашего спасения. Вот об этом нас и учит сегодня Святая Церковь, и дай Бог всем нам воспринять этот призыв Церкви, эти замечательные спасительные слова Божиего закона, Христова Евангелия, с тем чтобы обрести мир, спокойствие, радость в этой жизни и Царство Небесное в жизни вечной. Аминь».
Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды.
Во внимание к вкладу в развитие церковно-государственных отношений заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ А.К. Уваров был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.
Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 75-летием со дня рождения заслуженный деятель искусств, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической капеллы имени А.А. Юрлова и Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова г. Москвы Г.А. Дмитряк был награжден орденом благоверного князя Александра Невского III степени.
Во внимание к вкладу в развитие церковно-общественных инициатив и в связи с 60-летием со дня рождения тележурналист, телеведущий А.В. Мамонтов был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.
Во внимание к вкладу в сохранение духовно-нравственных ценностей в обществе и в связи с 40-летием со дня рождения генеральному директору первого общественного православного телеканала «Спас» Б.В. Корчевникову был вручен благоверного князя Даниила Московского III степени.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником, пожелав участникам богослужения всегда «пребывать в Церкви Божией, радоваться этому великому счастью и идти по пути жизненному с верой в сердце».
***
Тропарь и величание священноисповеднику Михаилу Союзову:
Тропарь, глас 2
Священноисповедниче отче Михаиле,/ во дни гонений безбожных на Церковь Русскую/ поношения, заточение, изгнание и горькия работы,/ Христа ради претерпел еси,/ и ничтоже разлучи тя от любве Божия./ Таже, благочестно в мире пожив,/ свидетельствовал еси Господа Иисуса Христа,/ Егоже моли спастися душам нашым.
Величание
Величаем тя,/ священноисповедниче Михаиле,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа, Бога нашего.
***
Михаил Феодорович Союзов родился 12 мая 1869 года в Новгородской губернии в семье священника Новгородской епархии.
В 1889 году Михаил Союзов окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1893 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По ходатайству святого праведного Иоанна Кронштадтского Михаил был определен на должность псаломщика Андреевского собора Кронштадта. В сентябре 1893 года он вступил в брак с дочерью диакона Андреевского собора Антониной Стефановской. 10 октября 1893 года Михаил был рукоположен в сан диакона, а 28 апреля 1895 года — во священника. В том же году по представлению святого Иоанна Кронштадтского отец Михаил был переведен на должности настоятеля Александро-Невской церкви во 2-м Кадетском корпусе и законоучителя корпуса. Его усердное и безупречное многолетнее служение во 2-ом Кадетском корпусе было отмечено многими церковными и гражданскими наградами.
Во время Первой мировой войны трудами, в том числе, отца Михаила в Кадетском корпусе были открыты лазарет для раненых воинов и приют для детей раненых и убитых офицеров. Помощью раненым воинам занималась и супруга отца Михаила, служившая сестрой милосердия при одном из госпиталей Санкт-Петербурга.
Революционные события октября 1917 года прервали служение отца Михаила в Александро-Невской церкви, поскольку кадетский корпус был закрыт. 30 июня 1918 году отец Михаил был переведен на освободившуюся священническую вакансию во Введенской церкви на Петроградской стороне, а 19 июля 1919 года определен настоятелем Князь-Владимирского собора. 22 февраля 1920 года Общим благочинническим собранием духовенства и представителей от мирян единогласно избран благочинным 8-го Петроградского округа.
По благословению митрополита Петроградского Вениамина в декабре 1920 года при настоятельстве протоиерея Михаила Союзова в Князь-Владимирском соборе был освящен придел в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, — впервые после постановления Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. об установлении этого празднования во второе воскресенье после Пятидесятницы.
Протоиерей Михаил Союзов был впервые арестован через неделю после объявления «Красного террора», 13 сентября 1918 года, по ордеру из Чрезвычайной следственной комиссии без предъявления обвинений. Спустя месяц был освобожден. Обвинения ему так и не предъявили.
В ходе развернутой властями кампании по изъятию церковных ценностей 19 апреля 1922 года в Князь-Владимирском соборе произошли волнения. Вопреки призывам настоятеля, некоторыми прихожанами изъятию было оказано противодействие. 20 мая 1922 года протоиерей Михаил Союзов был арестован.
Отцу Михаилу предъявили обвинение в том, что он «заведомо зная, что послания митрополита по своему содержанию призывают к противодействию исполнению декрета советской власти, распространял таковые среди своих приходов и верующих, результатом чего явились массовые волнения, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 119 и 69 Угол. Код.». В своих показаниях отец Михаил опроверг предъявленные ему обвинения и старался убедить судей в невиновности митрополита Вениамина в происходивших в Петрограде волнениях. На допросе 20 мая 1922 года отец Михаил показал: «Официального распоряжения о распространении этих писем среди верующего народа Владыка Митрополит не отдавал… я в великую Пятницу, после выноса плащаницы, обратился к многочисленным богомольцам с кратким словом, в котором призывал их к любви, миру, кротости, незлобию, сказал им что мы сейчас больше всего должны пожалеть голодающих братий наших… В заключение я убедительно просил прихожан жертвовать свои ценности для выкупа собранных ценностей». Допрос протоиерея Михаила Союзова на суде состоялся 17 июня. На вопрос обвинения о причинах рассылки им послания настоятелям благочиния он пояснил: «Я посредник между духовенством и митрополитом, и смотрел как на обязанность информировать духовенство об особо выдающихся событиях церковной жизни … я повторяю и решительно утверждаю, что никакого официального и словесного распоряжения от Владыки не было».
Протоиерей Михаил вину не признал, при этом, пытаясь отвести обвинение от митрополита Вениамина, подтвердил, что по собственной воле разослал письмо по приходам вверенного ему благочиния, в целях информирования, но не для агитации.
5 июля 1922 года протоиерей Михаил Союзов был приговорен к 3 годам тюремного заключения строгой изоляции. 19 октября 1922 года он скончался в тюремной больнице. Похоронен отец Михаил на Смоленском кладбище, недалеко от часовни святой блаженной Ксении Петербургской.
Память протоиерея Михаила Союзова почитается современниками. Усердием клира и прихожан храма Смоленской иконы Божией Матери могила отца Михаила приведена в порядок, установлен крест и памятная табличка.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси