СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПАВЕЛ. ВЕРУЕМ В ЕДИНОГО В ТРЕХ ЛИЦАХ

Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5, 17–23).

Братья и сестры, мы веруем во Единого Бога Сущего, Единого в трех Лицах. Веруем

в Отца, Сына и Святого Духа. Они равны по существу, а отличаются по тому, что Отец не рожден, Сын рожден, а Дух Святой исходит. Что значит «рожден» и «исходит», нам до конца понять не дано. Мы веруем в то, что нам открыл Бог, открыл Господь Иисус: нерожденность Отца, рождение Сына и исхождение Святого Духа.

В первых же строках Евангелия от Иоанна сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Все существуют через Него. Как из нашего ума рождается слово, бесстрастно, нетелесно, примерно так же (хотя, конечно же, нам этого до конца не понять) рождается Сын от Отца, нетелесно, а Дух Святой исходит. Они равны, говорю вам, по существу, и в вечности никогда не было времени, когда не существовали Сын и Дух Святой. Ибо Бог не живет во времени, то есть для Него не существует категории времени, как для нас, существ созданных, но живет Он в вечности, в вечном настоящем.

Когда один мальчик вернулся из школы, и спросил его отец, что он узнал, сын ответил, что в тот день был Закон Божий (до войны его преподавали в школе) и что священник, катехизатор, говорил о Святой Троице. «Наверное, он говорил вам о том, что Отец и Сын равны по существу и что не было времени, когда не было Сына. Сынок, посмотри, как это нелогично! Я — твой отец, ты — мой сын, и кто из нас двоих старше?» Сын же ответил ему так, как объяснил на уроке законоучитель: «Отец, ты старше меня как человек, но как отец ты не старше меня. В тот момент, когда ты стал отцом, я стал сыном».

Так и нужно и в себе, и в других, насколько это возможно по способностям нашего ума и нашей человеческой логики, данной нам Богом, пробудить веру, ибо на веру нашу нападают со всех сторон: и диавол через ум, и неприятели Евангелий, и неприятели христианства, и безбожники, и разные сектанты. Значит, нужно веру свою пробудить и подтвердить своей жизнью. В том пусть Господь поможет всем: и мне, и вам. И да благословит вас Бог!

Проповедь Святейшего Патриарха Сербского Павла

о Святой Троице

на Божественной литургии

в среду после Недели святого апостола Фомы

в патриаршей домовой церкви святого Симеона Мироточивого

24 апреля 1996 года

https://monastery.ru/zhurnal/svyateyshiy-patriarkh-pavel-veruem-v-edinogo-v-trekh-litsakh/