• Фейсбук
  • Инстаграм
  • ВКонтакте
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
    • АНОНСЫ
    • ПУБЛИКАЦИИ
  • ХРАМ
    • СВЯТЫНИ И СВЯТЫЕ ХРАМА
    • ФРЕСКИ
    • ТРЕБЫ И ТАИНСТВА
      • ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
      • ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ
    • ПЕРСОНАЛИИ
      • ПАТРИАРХ
      • ЭКЗАРХ
      • НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА
    • Отзывы
    • РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • ИРИНИНСКИЙ ФОРУМ
    • СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН Г.МОСКВЫ
    • Молодежное обьединение храма св.Ирины
    • Трудовой дом для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • ВИДЕО+АУДИО
  • ПОЖЕРТВОВАНИЕ
  • КОНТАКТЫ
02.08.2018

Слово в день святого пророка Илии. Митрополит Макарий (Булгаков)

«Горняя мудрствуйте, а не земная»
(Кол. 3, 2)

Жизнь св. славного пророка Илии весьма богата самыми чудными событиями и в высшей степени назидательными. Но одна черта в этой жизни, почти не встречающаяся в жизни других, останавливает на себе особенное внимание: — та черта, что дивный пророк вовсе не вкусил телесной смерти, а вместе с телом прямо взят от земли на небо. С первого взгляда тут не представляется нам ничего для подражания: потому что не от нас зависит вознестись на небо вслед за пророком. Но если вникнем в смысл и причину этого необычайного события: то найдем для себя важнейший и поучительнейший урок.

Братие! Св. Илия взят живой на небо, но еще прежде, нежели он вознесся туда самою плотию, он постоянно возносился туда душею; св. Илия потому, без сомнения, и удостоился вознестись на небо плотию, что впродолжение всей своей земной жизни с величайшею ревностию стремился туда душою, «горняя мудрствовал, а не земная». Так и мы, если желаем вселиться на небе сперва душами своими, по смерти тел, а потом и телами, по воскресении их, должны постоянно и неослабно, живя на земле, «мудрствовать горняя, а не земная».

Кто мудрствует горняя? Тот, у кого и ум, и воля и сердце заняты только горним: кто о горнем помышляет, горняго желает, в горнему стремится; кто твердо помнит, что отечество наше на небесах (Евр. 11, 14), что настоящая жизнь есть только школа, где мы должны приготовиться для вечности и стараться воспользоваться всеми средствами, какия дал нам Бог для такого приготовления; кто заботится исполнять волю Божию и на земли, как она исполняется на небеси; кто всем своим существом и всею деятельностию «вышних ищет, идеже есть Христос одесную Бога седя» (Кол. 3, 1). Если так: то не очевидно ли, что этот человек идет вперед и идет именно к небу? Он постепенно какбы отрешается от земли, разрывая одну за другою все нити, привязывающия грешника в земле, «умерщвляя уды» свои, «яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, лихоимание» и проч. (Кол. 3, 5). Он постепенно возвышается душею своею над телом, «распиная плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), и таким образом ослабляя, утончая, какбы одухотворяя самую плоть. Он постепенно возвышается душею своею по лествице нравственных совершенств, которая верхним концем досягает неба. Он постепенно очищает, возвышает свою душу в самом ея существе, делает ее ангелоподобною и богоподобною. Какой же всему этому должен быть естественный исход? Когда придет смерть и разрешит душу от тела, прервав последнюю нить, удерживавшую ее на земле: куда устремится эта душа, как не на небо, к которому стремилась она впродолжение всей жизни, к которому уже так приблизилась и приготовилась, с которым так сроднилась? А когда, наконец, по воле Божией, возстанут из гробов мертвецы, «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла» (2Кор. 5, 10): куда отойдет и это тело, воскресшее и обновленное, как не на небо же, чтобы разделить вместе с душею своею ея радости и вечное блаженство?

Кто мудрствует земная? Тот, кто живет только для земли; кто и телом, и душею, и мыслями, и желаниями, и действиями постоянно вращается в вихре земной суеты; кто «любит мир и яже в мире — похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую» (1Иоан. 2, 16); кто печется о приобретении благ земных и прилагает к ним свое сердце, предается чувственным удовольствиям, пристращается к земным почестям и отличиям. А такой человек идет ли к небу? Напротив, чем более он живет, тем более и более привязывается к земле. Возвышается ли душею своею над телом? Напротив, порабощает душу телу и постепенно подавляет ее, так что иногда она делается почти вовсе незаметною: «не имать дух Мой обитати в человецех сих», сказал некогда Господь о подобных людях, «зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Восходит ли по лествице добродетелей? Напротив, нисходит по лествице греха и порока. Очищает ли, облагороживает ли свою душу? Напротив, более и более огрубляет, оземленяет ее, заглушая в ней все высшия ея потребности. Куда же придет он по окончании настоящей жизни? Туда, без сомнения, куда шел впродолжение жизни: душа его, по силе нравственного тяготения, естественно устремится во глубину ада. А когда, в день воскресения, снова соединится с своим телом: то неизбежно повлечет и его за собою в туже неисходную бездну.

Обращаюсь здесь в особенности к вам, благочестивыя сестры о Господе! Вы для того и оставили мир, за тем и уединились в этой св. обители, чтобы безпрепятственнее, удобнее «мудрствовать горняя, а не земная: благую часть избрали» вы. Но удалившись от мира телом, старайтесь удалиться от него и душею, старайтесь отрешиться от него и мыслями, и желаниями, и всеми привязанностями сердца: увы, в каком бы глубоком уединении ни жил человек, но, пока он вспоминает и мечтает о земных удовольствиях, скорбит о житейских благах и, хотя издали, витает душею своею посреди суетного мира, дотоле он «мудрствует земная». Вы проводите дни свои в посте, молитвах, посещении храма Божия и других благочестивых занятиях. Благодарение Господу! Но смотрите, не ограничивается ли все это одною внешностию, усовершается ли посреди этих занятий самая ваша душа, отлучается ли от прежних порочных наклонностей и привычек, делается ли добрее, утверждается ли более и более в вере, надежде и любви христианской, жаждет ли она благ небесных и влечется ли к ним всеми своими силами. О, если усовершается и влечется: то вы поистине «мудрствуете горняя, а не земная». И будьте уверены, что, рано или поздно, вознесетесь и вы туда же, сперва душами своими, а потом и телами, куда вознесся некогда св. славный пророк Илия, имени которого посвящен храм ваш.

Да удостоит Господь Бог благодатию своею и всех нас, братие, достигнуть нашего горняго отечества! Аминь.

Произнесено в Вознесенском, тамбовском, женском монастыре 20 июля 1857 года.

Источник: https://azbyka.ru

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ? Советы пастырей 2 августа—празднование иконе Божией Матери «Знамение» Абалакской (Абалацкой)

Другие записи

видео, Публикации

Архиепископ Димитрий: проповедь на праздник Сретения Господня в храме святой великомученицы Ирины

Проповедь на Сретение. Священник Иоанн Павлов

Публикации

Проповедь на Сретение. Священник Иоанн Павлов

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи

Публикации

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи

Патриаршее Подворье храм св.великомученицы Ирины в Покровском, г.Москва Представительство Белорусского Экзархата РПЦ

ХРАМ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ИРИНЫ

Сегодня: 503 | Вчера: 517 | Сейчас на сайте: 3 |

 

105005, г. Москва,ул. Фридриха Энгельса, 38

 м. «Бауманская» 

Тел. :+7 (499) 261-75-40

www.храм-ирины.рф

 

  • Фейсбук
  • Инстаграм
  • ВКонтакте