Великие мысли, кратко реченные: память смертная

Ешь вкусно, но помни, что тело будет добычей червей. Спи на богатой кровати, но помни и о жестких гробовых досках (старец Варнава Гефсиманский).

Будем помышлять о смерти, потому что если мы забываем ее, то она не забывает нас.
Дни наши бегут, и конец приближается (св. Ефрем Сирин).
Как хлеб необходимее всякой другой пищи, так мысль о смерти нужнее всякого другого делания (свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник).
 
Человек рождается смертным и любомудрие в том состоит, чтобы бояться грехов, а не смерти, сна и успения нашего (св. Иоанн Златоуст).
 
Каждый день ожидай исшествия своего, и готовься к сему пути; ибо в который час не ожидаешь, при- идет страшное повеление; и горе не готовому! Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человеческие души (св. Ефрем Сирин).
Все проходит, все исчезает, и ничто не принесет нам пользы в час тот, кроме добрых дел, какие здесь имеем (св. Ефрем Сирин).
Из семени не только рождается плод, но и прежде трава, стебель, колос, цвет и, наконец, плод, вожделенный для земледельца. Так и происходящие с человеком перемены в настоящей жизни служат приготовлением к посмертной блаженной жизни, на которую следует взирать с радостью (св. Григорий Нисский).
 
Итак, пока есть время, позаботимся покаянием очистить себя от страстей, и трудами самоумерщвления и доброделания насадить вместо них в сердце добродетели, которые по исходе нашем заступятся за нас, и вместе с Ангелами Божиими предстанут Владыке нашему и Господу и благоволение Его привлекут на нас (св. Ефрем Сирин).
 
Конец настоящей жизни несправедливо называть смертью, лучше — избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением браней, отдыхом от трудов, укрытием от стыда, короче — прекращением всех зол (св. Максим Исповедник).
Вот — скончался; не стало его; отжил свой век, и лежит недвижим, бездыханен и безмолвен — Что же есть человек? — Сонное видение и тень (св. Ефрем Сирин).
Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца. Кто же без такого болезнования и без таких уз страха думает положить начало (доброй жизни), тот не на песке только полагает основание своих деяний, но мечтает построить дом на воздухе без основания, что конечно невозможно (св. Симеон Новый Богослов).
Вера во Христа, истинного Бога, рождает желание вечных благ и страх мучений; желание же сих благ и страх мук приводят к строгому исполнению заповедей, а строгое исполнение заповедей научает людей глубокому сознанию своей немощности; это сознание истинной немощности нашей рождает память о смерти (св. Симеон Новый Богослов).
 
Источник: Великие мысли, кратко реченные. – СПб., 2001. – С. 94-96.