Воспоминания о протопресвитере Николае Колчицком и некоторых служителях Елоховского собора 1930-1950-х годов.

Протопресвитер Николай Колчицкий был выдающимся церковным деятелем в 1940-1950 годах ХХ века. Занимая высокие посты (управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Священного Синода, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви) он старался отстаивать интересы Церкви, несмотря на давление властей. В статье приводятся воспоминания об этом пастыре митрофорного протоиерея Леонида Ролдугина — настоятеля храма Рождества Христова в Измайлове, которые, возможно, приоткроют читателю новые для него стороны церковной жизни тех лет.

— Отец Леонид, скажите, с чего началось Ваше церковное служение в Богоявленском соборе?

— Я прислуживал в московском Богоявленском соборе, что в Елохове, с 1955 года. Был иподиаконом, стоял с Патриаршим крестом на богослужениях… И прекрасно помню протопресвитера Николая Колчицкого, который с 1924-го и почти до самой смерти служил там настоятелем.

— Расскажите, пожалуйста, об отце Николае, подробнее!

— Если говорить о его внешности, то в первую очередь обращали на себя внимание достаточно высокий рост и крупное телосложение отца Николая. Однако он страдал сахарным диабетом и из-за этого имел нездоровый, даже желто-зеленый цвет лица.

Вспоминая о личных качествах, следует сказать, что отец Николай в алтаре был строгим, любил дисциплину, обращался со священниками как старший, но по-братски. При этом обладал прекрасной дикцией и очень четко и ясно произносил возгласы. А голос его был настолько громким, что слышно было во всех уголках огромного собора.

Немаловажно, что любовь отца Николая к порядку проявлялась и в отношении к самому себе: на службы он всегда приходил заранее, войдя в собор, сначала прикладывался к мощам святителя Алексия, митрополита Московского, и только затем входил в алтарь. Еще помню, что отец Николай любил говорить проповеди, особенно в субботу вечером, после всенощной, и они иной раз продолжались по сорок минут, а иногда и по часу.

Вообще многие его современники вспоминали, что он был не просто образцовым священнослужителем, но и мог послужить для людей личным, человеческим примером.

Хотя этот известный священник, помимо настоятельства в соборе, занимал в Церкви и другие высокие должности, он относился к людям со вниманием. Например, однажды отец Николай и мне очень помог.

— Расскажите, как это было?

— Я окончил Московскую духовную семинарию первым по успеваемости, но меня не рекомендовали для поступления в Академию из-за противодействия соответствующих органов. Тогда я поехал на прием к Патриарху Алексию I, который тогда отдыхал в Одессе, и Святейший написал бумагу, где отмечалось, что он не видит оснований для отказа в приеме на дальнейшее обучение.

Однако в Духовной академии ее ректор — профессор-протоиерей Константин Ружицкий — сказал, что даже несмотря на эту бумагу не может принять меня на первый курс. И знающие люди посоветовали мне обратиться к протопресвитеру Николаю Колчицкому, который был председателем Учебного комитета при Священном Синоде.

Я поехал в Елоховский собор, где встретился с отцом Николаем и рассказал о своей проблеме. Он же благословил меня ехать в Духовную академию к началу учебного года, к 11 сентября, что я и сделал. Однако в тот год ввели правило, что студенты Духовной семинарии и академии, не явившиеся вовремя с каникул, автоматически считаются отчисленными. Тем не менее отец Николай снова поддержал меня и велел приступить к слушанию лекций, несмотря на то, что меня не было в списках.

Так я продолжил свое обучение в Московских духовных школах, не взирая на попытки противодействия этому компетентных органов.

— Что бы Вы еще могли вспомнить о том времени?

— Напоследок хотелось бы отметить, что при отце Николае в Богоявленском соборе служили удивительные священники и диакона: архимандриты Зосима (Иджилов; 1864-1961), Иеремия (Лебедев; 1885-1953) и Сергий (Савельев; 1899-1977); протоиереи Александр Акимов (1925-1987) и Алексий Демин (1888-1983); Патриаршие архидиаконы Георгий Антоненко (1879-1958) и Владимир Прокимнов (1890-1973), а также протодиаконы Петр Байков (1892-1975) и Василий Смирнов (1918-1998).

Если я расскажу о некоторых из них несколько подробнее, то вы сможете представить полнее ту обстановку, в которой совершалось служение отца Николая и в которой определенное время находился я сам.

Например, отец Зосима (Иджилов) в 1930-е годы служил в Богоявленском соборе псаломщиком до своего ареста в 1933-м. После войны был духовником Патриарха Алексия I (Симанского) и продолжал служение в Елоховском соборе, но внештатным священником. О нем говорили, что это был старец, исключительный по своему дару рассуждения.

Также интересна личность архидиакона Георгия Карповича Антоненко, который находился в эвакуации вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) (с 1943-го — Патриархом) и отцом Николаем Колчицким, и еще во время войны был возведен в сан Патриаршего архидиакона. Ни одно церковное торжество Москвы в 1940-1950-е годы не совершалось без его участия. Кроме того, он сопровождал Патриарха Алексия I в его зарубежных поездках. Если говорить о личных качествах отца Георгия, то следует сказать, что он был очень добрым и скромным человеком, а к служению относился с огромным благоговением.

Хочется также сказать несколько слов об архидиаконе Сергии Турикове. Он не входил в клир Богоявленского собора и служил в церкви на Преображенке, где настоятелем был митрополит Николай (Ярушевич). Но, подобно уже упомянутому архидиакону Георгию Антоненко, архидиакон Сергий Туриков часто сопровождал Патриарха как в зарубежных поездках, так и во время богослужений в московских храмах, в том числе, конечно же, и в Елохове. Многие называют отца Сергия протодиаконом, но его Патриарх Алексий I удостоил сана архидиакона. Он служил также очень благоговейно. Кроме того, у отца Сергия был прекрасный и сильный голос, отчего его возгласы, произносимые за богослужением, как и возгласы отца Николая Колчицкого, в огромном соборе были слышны всем, что очень важно.

Вот такие интересные священнослужители были в то время в Елохове, когда настоятелем собора являлся замечательный протопресвитер Николай Колчицкий.

Беседовал Роман Легков, семинарист ΙΙΙ курса

Сретенская духовная семинария