В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Никольский храм в Тушине и возглавил хиротонию архимандрита Константина (Мануйлова) во епископа Братского и Усть-Илимского

19 декабря 2022 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в Тушине — духовного Центра моряков и речников России и Божественную литургию в новоосвященном храме.

За Литургией состоялась хиротония архимандрита Константина (Мануйлова) во епископа Братского и Усть-Илимского.

Были освящены два престола храма: центральный — в честь святителя Николая Мирликийского, правый — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Рязанский и Михайловский Марк; митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан; епископ Покровский и Новоузенский Пахомий; епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий; епископ Наро-Фоминский Парамон, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иерей Игорь Константинов, благочинный Спасского округа, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине; иерей Олег Яньшин, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Тушине; иерей Антоний Васильев, секретарь епархиального управления Братской епархии; иерей Димитрий Пономарев, руководитель информационного отдела Братской епархии; духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали: губернатор Иркутской области И.И. Кобзев; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоев; заместитель министра транспорта РФ А.И. Пошивай; мэр г. Братска Иркутской области С.В. Серебренников; председатель Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ — заместитель председателя КТС СНГ, председатель Попечительского совета фонда содействия строительству храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы А.А. Давыденко; заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Ю.А. Цветков.

За богослужением молились сотрудники Росморречфлота, строители, благоукрасители и благотворители храма, курсанты Академии и колледжа водного транспорта (РУТ МИИТ), учащиеся классов профориентации (клуба юных моряков) при Духовном центре моряков и речников России, прихожане.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Николая Мирликийского в Тушине (регент — М.В. Белякова-Бодина).

Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Соколова, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Останкине, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Березовский, клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Братского и Усть-Илимского Константина на служение:

«Преосвященный епископ Константин!

Велий Господь наш и хвален зело (Пс. 47:2), сподобивший тебя ныне воспринять жребий архиерейского служения. Приветствуя тебя и поздравляя со столь значимым событием в твоей жизни, по древней церковной традиции обращаюсь к тебе со словом назидания вкупе с молитвенными пожеланиями, дабы предлежащий путь шествия твоего, Богу содействующу, был благоуспешен и непреткновенен, душеполезен и спасителен и для тебя, и для твоей паствы.

В сей знаменательный день и час внемли патриаршему наставлению, как доброму отеческому совету, и постарайся надлежащим образом исполнить все тебе заповеданное.

Что и как должен делать ты, дабы воплотить в жизни своей непреходящие евангельские идеалы, стать духовным путевождём для многих чад Церкви, святителем Божиим не только по имени, но и по сути?

Прежде всего, подобает тебе, воздав хвалу в Троице славимому Богу, памятовать о той великой ответственности, которая ныне возлагается на тебя как на преемника апостольского служения. Нелегок этот крест, многоразличны и многообразны труды, но в предстоянии престолу Господню, в богослужениях и молитве —неисчерпаемый источник сил и вдохновения для должного несения возложенного на тебя нового послушания.

Да будет ведомо тебе и то, что поставлен ты на высокую свещницу церковную не для того, чтобы превозноситься над другими и увеличивать воскрилия одежд своих (Мф. 23:5), как о том говорил Спаситель, имея в виду фарисеев, а для того, чтобы всемерно развивать церковную жизнь в Братской епархии. А это значит, что тебе предстоит неустанно заботиться о клире и пастве, вверенных твоему отеческому попечению, заниматься миссионерским делом, катехизаторским и социальным служением, уделять особое внимание таким важнейшим направлениям деятельности, как просвещение и духовно-нравственное воспитание молодежи. Не сумеем воспитать молодежь, не успеем помочь им прийти в Церковь — неизвестно, что будет ждать следующее поколение, а через них и весь наш народ, всю страну.

Имей в сердце любовь и страх Божий; совершая служение и возвещая истину усты своими (Пс. 88:2), никого и ничего не бойся; в вопросах веры и церковной дисциплины будь тверд и осмотрителен; в общении с людьми — доброжелателен и внимателен; старайся искренне, а не лицемерно не только радоваться с радующимися, но и плакать с плачущими (Рим. 12:15); поступай достойно звания, в которое ты призван, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением (Еф. 4:1-2), как пишет апостол Павел, наставляя христиан города Эфеса.

Твоя архиерейская хиротония состоялась в год, когда мы молитвенно вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками. Как известно, ровно сто лет назад под предлогом сбора средств для нужд голодающих началось насильственное изъятие церковных ценностей, то есть наших святынь, которое сопровождалось репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Тогдашний руководитель страны прямо сказал: «чем больше реакционного духовенства в связи с изъятием ценностей мы расстреляем, тем лучше». А почему он так сказал? А потому что народу нежелание Церкви отдавать святыни было предложено рассматривать как стремление сохранить богатство, как стремление сохранить возможность личного обогащения. Но речь шла не о личном богатстве, а о сокровищах, которые собирались народом нашим на протяжении столетий, которые хранились в храмах, которые украшали наши святыни и сами становились святынями. Многие православные люди встали тогда на защиту святынь от попрания и поругания. Среди таковых был и митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), прославленный ныне в лике новомучеников. Пример его веры и верности Христу поражает. Предстоя судилищу, владыка с внутренним спокойствием, мужеством и твердостью духа произнес: «Я не знаю, что вы объявите в приговоре, жизнь или смерть, но, что бы ни было, я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за всё!» И это была не фраза на публику — это был крик его души, это была правда, которую он в тот момент исповедовал, потому что точно знал: после суда он будет убит.

Говорю об этом сейчас, дабы не забывали мы наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражали вере их (Евр. 13:7). Мы, христиане XXI века, призваны быть продолжателями дел и служения наших великих предшественников, которые в тяжелейшие времена гонений на Церковь смогли сохранить православную веру и передать ее грядущим поколениям.

Сегодня, слава Богу, нас никто не заставляет отрекаться от веры, Церковь имеет возможность беспрепятственно совершать свою миссию, и это отрадно. Вместе с тем, мы видим некую расслабленность современной духовной жизни, видим, как провозглашаются , особенно в других странах , идеи относительности нравственных норм и традиционных ценностей . Многие люди дезориентированы и не знают, как жить дальше, их одолевают тревоги и сомнения, волнения и смятение. «Где Бог? Почему Он не слышит наши просьбы?» — нередко восклицают совопросники века сего (1 Кор. 1:20). Святитель Иоанн Златоуст еще в четвертом столетии, обращаясь к таким людям, писал: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах» (Беседа «О заповедях»). Жизнь не по заповедям, а по прихотям удобопреклонного ко греху человеческого естества — вот основная причина многих бед и несчастий.

Что может и призвана делать Церковь в современных условиях, когда определенными силами предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, навязать новые представления о личной и общественной нравственности, переформатировать сознание людей? Ответ мы находим в Священном Писании: неустанно проповедовать Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1), быть светом миру и солью земли (Мф. 5:14), с неослабным усердием совершать спасительное делание, свидетельствовать о Христе и Его учении даже до края земли (Деян. 1:8).

Опираясь на многовековой опыт предшествующих поколений христиан, следуя исконным традициям и благочестивым обычаям, мы вместе с тем должны помнить о необходимости актуализации евангельского послания. А что значит актуализация? Евангелие, которое было написано две тысячи лет назад, должно быть современной книгой. Для этого каждый человек должен пропускать слова Евангелия через свое сознание, пытаться применить нормы евангельских заповедей к своей собственной жизни. Однако наши усилия будут тщетны, если православная проповедь и миссия будут ограничиваться лишь передачей некой суммы знаний о христианстве и церковной истории без живого примера и веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Ничто не актуализирует Евангелие так, как личный пример священника, проповедующего Христа. Мы призваны не только говорить современникам о Боге, но и являть исполнение Его заповедей в делах и в словах наших. Именно тогда присутствие Божие станет очевидным для людей, с которыми мы соприкасаемся, — и в нашем добром отношении к ним, и в нашем мирном состоянии духа, и в нашей готовности оказать помощь нуждающемуся, посетить болящего, поддержать малодушного, утешить страждущего.

Еще многое можно было бы сказать о тех качествах, обладание которыми могло бы способствовать благоуспешному деланию на ниве Христовой. Думаю, однако, что накопленный тобой в минувшие годы личный священнический опыт, а также добрые советы собратьев-архипастырей будут тебе хорошим подспорьем в предстоящем служении.

Живи и трудись так, чтобы по отшествии твоем в вечность ты сподобился принять венец правды, который даст Господь, праведный Судия, в день оный всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8).

В завершение чина поставления в архиерея вручаю тебе сей жезл — символ епископской власти и ответственности, — дабы ты, вознеся его, преподал первое архипастырское благословение окрест стоящим людям, молитвенно соучаствовавшим в твоей хиротонии. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем было совершено славление святителю Николаю Чудотворцу.

Настоятель Никольского храма иерей Олег Яньшин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Благодарю вас, отец Олег, и всех, кто трудится в этом святом храме, а также руководство торгового флота, которое имеет попечение об этом доме Божием. Также всех вас, мои дорогие, благодарю за молитву и радуюсь, что имел возможность совершить сегодня молитву в этом Божием храме, который был построен совсем недавно — в нужное время и в нужном месте.

Умножение храмов в городе Москве, сопровождавшееся непониманием очень людей, даже в церковной среде, на деле привело к очень большим переменам в жизни Первопрестольного града. Там, где появился храм, он стал местом духовного притяжения, местом обучения людей Божественным истинам, местом формирования солидарности христианской общины — через общие добрые дела, через разного рода приходские проекты и программы. Все это очень изменило церковный ландшафт Москвы. Думаю, если бы наши предшественники посетили этот храм, увидели молодежь, познакомились с работой прихода, то просто бы не поверили, что такое возможно. Ведь когда они служили, едва разрешалось совершать богослужение в самих храмах и никогда — за их пределами, не говоря уже о тех многообразных служениях, которые сегодня совершаются нашими приходами в городе Москве. Еще раз хотел бы выразить благодарность всем, кто потрудился при строительстве этого храма и кто сегодня трудится, укрепляя веру Христову как в самих себе, так и в сердцах тех, к кому это служение обращено.

Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая. Этот угодник Божий жил в IV веке, в эпоху, когда гонения на Церковь уже прекратились. Можно себе представить, с какой радостью люди вступили в эпоху Константина Великого, римского императора, прекратившего гонения. Казалось, наступили новые времена, появились новые возможности и нужно сделать все для того, чтобы укреплять церковную жизнь, нести проповедь людям, совершать богослужения. Но именно в это время Церковь сталкивается с опасностью, превышавшей опасность открытых гонений. Появляются так называемые ереси. Откуда они пришли? Попытки воссоединить христианство с языческой культурой, с языческой философией привели к тому, что многие люди, развивая эти философские концепции, применяя их к христианству, допустили очень большую ошибку. Нормы и идеи языческой философии они попытались включить в христианскую веру, и побежденное язычество через языческую философию стало входить в жизнь Церкви, в первую очередь на уровне мысли, на уровне богословия, на уровне философского мышления.

И когда эта опасность стала очевидной, появился очень яркий проповедник — священник по имени Арий, который стал собирать вокруг себя огромное количество слушающих и верящих его словам. Опасность, которая не уступала опасностям времен гонений от язычников, была осознана в Церкви, и тогда из среды православного духовенства на поприще общественного служения выступили удивительные святители и богословы, среди которых особенно отличался Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские. Этот святитель многое сделал для победы над Арием и на I Вселенском Соборе выступил так резко против, особенно когда Арий стал доказывать свою правоту, что ударил его. Что, конечно, не подобало атмосфере, которая должна была быть на Соборе, но святитель своим жестом показал полную непримиримость с арианством, с попыткой внедрить языческие идеи, языческую философию в то время, когда христианство победило язычество. И мы знаем, что Арий был посрамлен, а святитель Николай вошел в историю как мужественный борец за чистоту Православия, и его почитают во всем православном мире, и не только православном, но и на Западе. Многие из наших православных людей, которые были в паломничестве в Италии, знают, как почитается святитель Николай и западными христианами.

О чем все это говорит? О том, что верность Христу, мужество, твердость приводят к удивительным последствиям. Враг отступает. А разве не так было в недавние времена атеизма в нашей стране? Кто мог представить себе, что в XXI веке здесь, в Москве, в этом новом районе будет построен новый храм, переполненный людьми разного положения и звания? Но ведь это чудо совершилось — конечно, по молитвам наших новомучеников и исповедников, но и по нашим трудам, по трудам нашего верующего народа, который сохранил веру. Не могу не сказать и о трудах духовенства, которое в большинстве случаев достойно совершает сегодня свое служение и несет истину о Христе нашим современникам.

Испытываю чувство глубокой благодарности ко всем, кто сегодня строит храмы по всему лицу Руси, но, конечно, особенно поражает храмостроительство в Москве. Когда мною была провозглашена программа строительства 200 храмов, абсолютное большинство людей не верили в возможность ее осуществления. Но сейчас 200 храмов — это планка, которую мы уже почти достигли, и речь идет о строительстве еще большего числа храмов, потому что в новых районах Москвы действительно большое количество верующих и потребность народа в этих храмах очень велика.

Хотел бы особенно поблагодарить всех тех, кто помог построить этот храм, кто вложил свои средства, кто употребил свои организаторские способности, кто приходил и помогал строить, иногда по кирпичику, по тачке с раствором, — знаю, множество верующих людей старались и стараются внести свой вклад в строительство Божиих храмов. Низкий поклон всем и большая благодарность! Благодарю всех за труды, за молитвы, и пусть благословение Божие молитвами святителя и чудотворца Николая пребывает над всеми нами. Аминь».

В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал список Феодоровской иконы Божией Матери.

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к трудам и помощи в строительстве храма святителя Николая Мирликийского в Тушине церковных наград были удостоены:

  • настоятель храма иерей Олег Яньшин — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • председатель Попечительского совета Фонда содействия строительства храма святителя Николая Мирликийского в Тушине, председатель исполкома КТС СНГ А.А. Давыденко — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • председатель Совета директоров ООО «Водоходъ» В.А. Олерский — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Ю.А. Цветков — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • президент АО «Морской торговый порт Оля» Д.Э. Пашаев — медали ордена преподобного Серафима Саровского;
  • А.Н. Мурыгина — медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

Патриаршие грамоты были вручены заместителю министра транспорта РФ А.И. Пошиваю, руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоеву.

В завершение в алтаре состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Иркутской области И.И. Кобзевым.

***

В 2015 году во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по ходатайству руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ А.А. Давыденко, руководства и тружеников отрасли был образован Духовный центр моряков и речников России. По инициативе работников и руководства морского и речного транспорта был выбран участок на ул. Лодочная в Москве для строительства приходского храма.

Строительство началось в 2016 году. 24 апреля 2019 года закончилась отделка церкви, были установлены иконы в иконостас. К этому дню настоятель храма иерей Олег Яньшин совместно с иконописцами, церковными историками и литургистами, дизайнерами и проектировщиками создали уникальную храмовую мебель и утварь — киоты и иконы, бра, хоросы, иконостас и подсвечники. Каждый элемент убранства храма имеет морскую символику — кресты-штурвалы, кресты-компасы, переплетенные якоря и символ «Храма на Лодочной» — крест в лодке.

В храме имеются чтимые иконы с частицами мощей блаженной Матроны Московской, благоверного князя Александра Невского и священноисповедника Сергия Касимовского (Правдолюбова).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси