В Неделю Крестопоклонную Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение главного храма МЧС России и Литургию в новоосвященном храме

19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове  — главного храма МЧС России — и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме.

Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковник внутренней службы И.П. Денисов; префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров; ученики воскресной школы, прочитавшие Его Святейшеству стихи.

Были освящены два престола храма: верхний в честь Смоленской иконы Божией Матери и нижний в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством Московской епархии; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального мужского монастыря г. Серпухова Московской области; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе; протоиерей Леонид Олейников, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове; протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при МГИМО; иеромонах Ермоген Бурыгин, и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

В храме присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; заместитель министра МЧС России генерал-полковник внутренней службы И.П. Денисов; директор Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы О.Л. Мануйло; первый заместитель префекта ЗАО г. Москвы И.В. Клименко; глава управы Фили-Давыдково г.Москвы Э.З. Нахаев.

За богослужением также молились строители, благотворители и благоукрасители храма, сотрудники МЧС, курсанты Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, православная молодежь Западного викариатства.

Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большой экран, установленный в нижнем храме.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх прочитал молитву о Святой Руси.

За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Алексия Воскальчука, временно служащего в храме преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес клирик храма Живоначальной Троицы в Листах  протоиерей Павел Феоктистов.

По завершении Литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

Настоятель храма протоиерей Леонид Олейников приветствовал Предстоятеля и преподнес Его Святейшеству копию картины современного русского художника Е.Н. Зайцева «Молебен на Бородинском поле».

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали слова Священного Писания (Мк. 8:34-9:1), в которых содержится, наверное, самый радикальный призыв, который Бог обращает к людям: Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Или, если все это перевести на современный язык: тот, кто хочет идти за Мной, от всего откажись — от всего! — и последуй за Мной.

Именно так звучал этот призыв во времена, когда Господь обращался к апостолам и ко всем слушающим, и понятно, что одни недоумевали, а другие просто отмахивались от Его слов. Как же это — отвергнуться себя? Ведь хотим мы это признать или не хотим, но для каждого его собственное «я» находится в центре жизни. Ведь мы и работаем для того, чтобы обеспечить себя и своих ближних. И отчего мы страдаем? Оттого что наше «я», наша личность что-то не получила, оттого что мы заболели. Другими словами, хотим мы это признать или не хотим, наше собственное «я»— в центре жизни. Часто это прикрывается красивыми словами, но, если проанализировать, то на деле окажется не слишком радостная правда.

А значит, какая же сила должна быть в словах Божиих! Действительно, слово Божие подобно мечу, который разделяет человеческое сознание, человеческую душу, человеческую историю; и насколько такое слово не соответствует человеческой мудрости, даже величайшей! Одно это свидетельствует о Божественном происхождении слов, которые мы сегодня слышали: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной.

Как же все это должно быть реализовано в нашей жизни? Понятно, что вряд ли на 100% — разве что, может быть, в жизни святых подвижников, угодников Божиих, да и они порой не в полной мере следовали этим словам. Ну, а мы с вами? Выйдем за пределы храма — а там мир, там суета, там всякие обязательства и многое другое, что никак не соответствует призыву отвергнуться себя, то есть забыть о себе. Но ведь требуется большее: возьми крест свой! А крест — это страдания; то есть возьми на себя свои страдания и иди за Мной. И это не пустые слова, мои дорогие. Они произнесены не для того, чтобы люди умилились или ужаснулись, — это прямое указание Господа всем нам.

Что же тогда значит «отвергнуться»? Конечно, нужно продолжать питаться, дышать воздухом, одеваться, ведь если отвергнуться вообще всего, человек просто умрет. Но Господь не призывает нас к смерти. «Отвергнись себя» — значит попытаться хотя бы на какое-то время не себя ставить в центр жизни. Не только о себе самом думать, не только самому себе служить, еще и создавая трудности для других людей. А что греха таить, иногда и беды им приносим, когда уж слишком себе угождаем, забывая о других. Так вот, Господь призывает нас по крайней мере осознать важность того, что означает «отвергнуться себя». Ведь это действительно Божественный призыв, а Бог не говорит ничего немудрого и ничего неисполнимого — Он учит нас высшей правде и смыслу человеческой жизни.

А теперь давайте представим себе, что бы произошло, если бы не было таких, кто следует призыву Господа. А ведь таких очень много! Более того, есть те, кто даже не научен Евангелием и не знает этих слов, но и они отвергаются себя. А разве героизм, будь то трудовой героизм или, тем более, героизм на поле брани — это не отвержение себя, да еще какое, когда человек поднимается и идет в атаку навстречу смерти! Это абсолютное отвержение себя. И когда наступает некое пограничное состояние «могу — не могу», «способен — неспособен, уж слишком страшно», мы, христиане, должны вспоминать эти слова: Отвергнись себя и возьми крест свой. Ведь Господь не призывает нас к смерти. Он ведет нас к жизни, более того, к полноте жизни, то есть к счастью. Так, может быть, в этом отвержении себя и есть ключ к человеческому счастью?

Давайте теперь эти общие рассуждения перенесем в конкретную ситуацию семейных отношений. Может ли быть счастье в семье, если каждый живет только для себя? А если жена отвергается себя? Забывает обо всем, что хотела сделать, чего-то достичь, и полностью посвящает себя семье, детям, мужу — разве это не отвержение себя? Это ведь тоже подъятие на себя креста. А если муж, несмотря на удачную карьеру и прочие положительные обстоятельства жизни, в какой-то момент отвергается себя и совершает подвиг? Например, едет туда, куда не стоило ехать с точки зрения карьеры, или делает что-то такое, что угрожает его собственной жизни, как в случае добровольцев, которые сегодня едут на Донбасс? Разве это не отвержение себя?

Значит, заповедь Божия не является требованием чего-то избыточного, чего-то невозможного. Эту заповедь Господь соотносит с нашими возможностями, и в этой заповеди — ключ к нашему благополучию и счастью. И если каждый на своем месте подвинет себя из центра жизни и будет помогать другому, если каждый из нас станет заботиться не только о себе, но и о своих родных, близких, а может быть, даже о дальних, которые очень нуждаются в этой помощи, то каким же будет мир? Он будет совсем другим, где будут действительно радость, счастье, мир, справедливость.

А почему так? Потому что исполнение заповедей Божиих никогда не приводит человека к несчастью, а человеческие общества — к разрушению. К этому приводит нарушение Божиих заповедей и Божиего закона, и история нашей многострадальной страны служит ярчайшим тому примером. Поэтому слова, которые мы слышим из Евангелия, слова, которым мы научаемся через богослужебные тексты, должны привлекать наше внимание. Мы должны размышлять о сказанном, стараться применить Божественные нормы к самим себе и спрашивать самих себя: а насколько я имею к ним отношение, или я совсем ни при чем? А если я ни при чем, почему я в церковь хожу и даже пост соблюдаю? Ведь если я и в храм хожу, и пост соблюдаю, значит, вера есть в сердце, значит, Евангелие для меня — истина и идеал. А потому надо не только внешнее благочестие соблюдать, хотя и оно необходимо, но и совершать все, что требует Господь, чтобы Его правда, Его благодать, Его сила вошли в нашу жизнь.

И да поможет нам Господь именно так, а не иначе относиться к своей вере, к нашему христианскому призванию, к тем словам, которые Господь через Свое Евангелие передал для нашего научения. Тогда действительно и сердцем, и умом, и всей жизнью мы почувствуем доброту великих Божиих слов, в том числе тех, которые сегодня слышали за Божественной литургией.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю. Очень рад быть сегодня в этом вновь построенном храме, таком благолепном, красивом, и, конечно, видеть главное украшение храма — всех вас, верующих людей, православных христиан, собравшихся сегодня, чтобы вместе со мной помолиться и вознести Господу благодарение, в том числе за созидание этого Божиего храма.

В честь сегодняшнего посещения хотел бы передать для храма икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Взирая на этот образ, молитесь не только о самих себе, но и вспоминайте вашего Патриарха, который в ваших молитвах очень нуждается. И я хотел бы, чтобы после этого богослужения духовенство раздало каждому иконочку с благословением Патриарха, которое преподано в честь великого освящения храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково. Храни вас Господь!»

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Умиление», верующим благословил раздать иконки Смоленской Божией Матери.

Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи и трудам по строительству храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы были удостоены:

  • настоятель означенного храма протоиерей Леонид Олейников — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • председатель Совета директоров ООО «Региональная энергетическая компания» А.В. Кармаков — ордена благоверного князя Даниила Московского II степени;
  • директор Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы О.Л. Мануйло — ордена благоверного князя Димитрия Донского III степени;
  • генеральный директор ООО «Строй кран» Д.П. Кеося — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • директор Департамента внутреннего контроля и строительного аудита АО «ГК «Эталон «» А.А. Лайцева — ордена равноапостольной княгини Ольги III степени;
  • советник Отдела организационно-нормативного и правового обеспечения Управления координации деятельности комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы Ю.В. Дудина — медали ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих:

«Всех еще раз сердечно приветствую. Радуюсь видеть молодежь Западного викариатства, которая сегодня молится вместе со мной, постоянных прихожан этого нового храма.

Еще и еще раз хотел бы пожелать, чтобы этот дом Божий всегда наполнялся народом, чтобы на богослужениях люди с чистым сердцем открывали помыслы и обращали свои молитвы ко Господу. Чтобы верующие, объединенные вокруг храма, творили добрые дела и совершали те служения, к которым сегодня Церковь призывает мирян. Чтобы наше слово, обращенное к людям, было не только призывом верить в Господа, но и указанием того, что нужно делать, чтобы быть ближе к Богу. А для этого те, кто провозглашает слово, все те, кто составляет приходские активы, в первую очередь должны быть примером для многих других. Да поможет всем нам Господь именно так, а не иначе нести свое христианское призвание!

Еще раз сердечно вас поздравляю с праздником и с освящением этого замечательного храма. Спаси Господи!»

***

В начале ХХ века в деревне Давыдково находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1930-е годы часовня была закрыта. В 1958 году в ней была устроена керосиновая лавка, в 80-х годах прошлого века часовня была снесена.

В июле 2014 года в рамках Программы строительства православных храмов в Москве в районе Фили-Давыдково прошли общественные слушания по вопросу размещения Смоленского храма на земельном участке по адресу: ул. Давыдковская, владение 12 (напротив). Впоследствии на этом участке силами общины был построен временный деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Строительство каменного храма началось в октябре 2016 года и концу 2020 года, в год, когда отмечалось 30-летие МЧС России, строительные работы были завершены.

Храмовый комплекс состоит из верхнего и нижнего храмов: верхний храм освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, нижний — в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Храм имеет трехъярусную колокольню высотой 36 метров. На территории храмового комплекса расположен дом причта, в котором размещены воскресная приходская школа, трапезная, актовый зал, служебные кабинеты, ризница. В цокольном этаже приходского дома работает кафе для прихожан.

В 2020 году приход стал активно сотрудничать с МЧС России. 10 августа 2021 года распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла Смоленскому храму был присвоен статус главного храма МЧС.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси