В праздник Вознесения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме «Большое Вознесение» и возглавил хиротонию архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского

2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого (Белорусский экзархат Московского Патриархата).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, настоятель храма «Большое Вознесение»; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма «Большое Вознесение»; протоиерей Сергий Точеный, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе, благочинный Богоявленского округа; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Гродно; духовенство Белорусского экзархата и г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма «Большое Вознесение» (регент Е.Н. Тарасова).

В храме присутствовал председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Михаила Фадеева, клирика храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Птицын, клирик храма «Большое Вознесение».

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Пинского и Лунинецкого Георгия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Георгий!

Со страхом Божиим и трепетом ты вошел ныне под своды сего храма, призываемый Господом к новому ответственному служению в Его Винограднике.

Приступая с дерзновением к новому деланию, выслушай слова Патриарха, которые по древней церковной традиции преподаются каждому новопоставленному архиерею.

Служение, к которому ты призван, сопряжено с огромной ответственностью пред Богом и людьми. Епископские труды требуют от человека всецелой отдачи сил, забвения самого себя, большой духовной мудрости, рассудительности, терпения и нравственной чистоты. Осознавая величие и высоту архипастырского служения, приводи себе на память слова пророка Иеремии, предупреждавшего о гневе Божием, который неизбежно постигает всякого, кто творит дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Небрежение это может рождаться от многих причин. Но чаще всего от того, что, как свидетельствует преподобный Исаак Сирин, человек «с сомнением и холодностью вступил в подвиг Господень» (Слова подвижнические. Слово 60). А потому возгревай дар Божий, который в тебе через рукоположение (2 Тим. 1:6), сохраняй трезвение и духовную бодрость, способную оградить человека от немалых искушений, стремись стать прежде всего епископом (то есть блюстителем) своего сердца, как об этом сказал с своей замечательной речи при наречении во епископа святитель Игнатий (Брянчанинов) (см. свт. Игнатий Брянчанинов. Речь при наречении во епископа, 25 октября 1837 г.). Строго следи, чтобы не поселились в сердце ни гордость, ни тщеславие, которые являются причинами столь многих падений.

Запомни, что архипастырь призван возвещать слово спасения не от собственного разумения, «не от человеческой мудрости» (1 Кор. 2:13), но прежде всего — от опыта Церкви, «соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:13). Ибо, как замечательно говорит о том святитель Кирилл Туровский, «мы не сами творцы слова, но последуем словам пророков и апостолов, которые свидетельствовали о Боге Живом, как им Дух Святый повелевал записывать» (Слово на Вознесение Господне). Внимая сему златословесному учителю (тропарь святителю), ревностно заботившемуся о просвещении современников светом Евангельской истины и с особой любовью почитаемому ныне на белорусской земле, начертай и ты в сердце своем завет первоверховного апостола Павла: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20).

Премудрым промыслом Божиим ты направляешься на архипастырское служение в Пинскую епархию. Эти места для тебя родные, и тебе прекрасно известны чаяния и нужды жителей региона. Хорошо знаешь ты и местные церковные реалии. Именно здесь, на Пинской земле, ты начинал и путь своего служения Господу под омофором недавно почившего архиепископа Стефана, от рук которого сподобился принять иерейский сан и монашеский постриг. Преемствуя ныне ему в архипастырских трудах, по слову апостола Павла, «преуспевай в правде и благочестии, подвизайся добрым подвигом веры и держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1 Тим. 6:11-12). Со тщанием наставляй пасомых в слове Божием и заботься о том, чтобы укреплялась вера православная в сердцах людей, чтобы они всегда стремились хранить «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), а также возрастали в любви ко Господу и ближним. Именно поэтому особое значение имеет развитие социального служения и церковной благотворительности, ибо через помощь нуждающимся и доброделание человек обретает возможность в полноте реализовать свое христианское призвание.

Епископские труды действительно весьма обширны и разнообразны. Подобно зоркому орлу, ты должен держать в поле своего внимания очень многое, потому и возносишься ты сегодня на гору высокую, чтобы стать предстоятелем своей епархии. Но на что бы ни направлялись твои усилия и внимание, будь то духовное просвещение или миссионерская деятельность, строительство храмов или работа с молодежью, помни о том, что главное дело каждого архипастыря — усердная молитва о пасомых, наипаче же принесение Бескровной Жертвы Благодарения о всех и за вся. Никогда не оставляй сего важного делания, сколь бы большой ни была твоя занятость, сколько н и был бы ты отягощен трудами и даже порой обессилен.

Дай Бог, чтобы, пребывая в единомыслии с Высокопреосвященнейшим Вениамином, митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим экзархом всея Беларуси, ты вносил свой значимый вклад в созидание Тела Христова (Еф. 4:12) и утверждение Православия на благословенной белорусской земле, в укрепление добрых отношений между нашими братскими народами, всегда приходящими друг другу на выручку в самые сложные времена.

Нелегко исполнить все, что должно. И даже более того. Скажу тебе от личного многолетнего архиерейского опыта: невозможно, опираясь лишь на собственные ограниченные способности, совершать поприще епископского служения. Но памятуя о том, что сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12:9), и смиряясь под крепкую руку Господню (1 Пет. 5:6), ищи помощи у Истинного Пастыреначальника Христа Спасителя и верь, что Подавший труды обязательно подаст и силы для их совершения.

Вручаю тебе жезл сей как видимый символ твоего архипастырского служения, прими его и гряди с миром на новое служение Святой Церкви. Благослови ныне народ сей, молитвенно участвовавший в твоей хиротонии и просивший Господа даровать тебе непорочное архиерейство, дабы и ты вслед за апостолом Павлом смог в конце земного пути с дерзновением засвидетельствовать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия» (2 Тим. 4:7-8).

«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1:17)».

По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейший Патриарх, сослужившие Его Святейшеству архиереи и духовенство совершили славление празднику Вознесения Господня.

Затем настоятель церкви «Большое Вознесение» протопресвитер Владимир Диваков приветствовал Предстоятеля и выразил Его Святейшеству сердечную благодарность за то, что он возглавил торжества престольного праздника храма.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:10-11). Странно — только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на небо, таким же образом вернется к вам».

Эти слова так поразили учеников, что они были в полной уверенности, что Его возвращение произойдет незамедлительно. И с радостью они сошли с горы Елеонской (ибо действительно великой была радость от этого пророчества), но мы знаем: прошел и день, и два, и год, и две тысячи лет, а пророчество как бы не осуществилось…

Но ведь на самом деле это совсем не так! Потому что Господь явил себя в Духе Святом. Он являет Себя через Церковь, Которая есть Тело Его. Христос действительно явился роду человеческому, но не в виде Богочеловека, не с человеческим лицом, не в человеческом теле. Он явился нам силой Святого Духа через Таинство Святой Евхаристии, через которое Тело и Кровь Христова являются нам под видом хлеба и вина. Но, более того, Господь явился роду человеческому через продолжение Своей проповеди, которая преломилась и в проповеди церковной, и во многих философских учениях. Именно эта проповедь и создала не что иное, как парадигму нового тысячелетия, в котором произошел полный разрыв с язычеством, с разного рода предрассудками, и вера христианская стала преобладать в роде человеческом.

Конечно, не все так просто, и враг рода человеческого борется и с верой, и с теми, кто является носителями этой веры, искушая, сбивая с толку, помрачая сознание, закрывая духовное зрение тем, что фокус человеческого зрения переносится с самого главного — с Бога, с Христа Воскресшего, Вознесшегося и давшего обетование, что будет с нами до скончания века, — на другие цели и ценности, которые становятся нередко самыми важными, в том числе и для верующих людей.

Ну что греха таить — в течение шести дней многие из нас, те, кто имеет такой духовный навык, молятся утром и вечером, но ведь есть и такие, кто бежит утром на работу, не успевая и лоб перекрестить, а вечером усталый едва лоб перекрестит и ложится в кровать. На этом и заканчивается всякая связь и всякое воспоминание о Христе, принесшем нам спасение, о Его Воскресении и о Его Вознесении. И вообще мир сегодня переживает очень непростое состояние — в первую очередь на уровне мысли, на уровне знаний о человеке, даже на уровне жизненной философии. Мы знаем, как стихия языческих страстей действительно захватила и сознание, и чувства; и эта стихия уводит людей, нередко даже православных христиан, от того чтобы в сердце своем, в центре жизни своей иметь Воскресшего Спасителя. От того чтобы регулярно посещать храм Божий, приносить покаяние в грехах, причащаться Святых Христовых Таин. А многие считают, что достаточно раз в год причаститься, повторяя ужасную, внедренную в дореволюционное время государственной властью норму. Когда стало распространяться безбожие и православная власть хотела как-то сохранить церковное благочестие в людях, был даже предписан порядок причащаться по крайней мере раз в год. И это «по крайней мере» превратилось в норму причащаться раз в год, а потом, когда настали трудные времена, все те, кто причащался раз в год, и вовсе прекратили причащаться, и в храм ходить, и в Бога верить…

Сегодняшние события, через которые явилось нам пророчество, весть о втором пришествии Спасителя, требуют от каждого православного христианина ясно осознавать, что ведь это пророчество может действительно произойти в любой момент человеческой истории. Но даже до того, как это произойдет в глобальном масштабе, для каждого из нас лично второе пришествие наступит сразу же, как только закроются наши очи и перестанет биться сердце. Вот тогда мы и предстанем пред Господом, тогда совершится над нами Божий суд. Его называют судом временным, до второго и Страшного суда. Но какая разница, временный или вечный, если этот суд осудит нас? Поэтому, не простираясь мыслью в эсхатологическое будущее, которое объять мыслью и невозможно человеку, мы должны применить к себе все эти пророчества: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо? Сей Христос, возносящийся от вас на небо, таким же образом явится вам». Это произойдет, конечно, в конце истории, но для каждого из нас — после того, как перестанет биться наше сердце. Поэтому слова Божии о суде не следует относить в какое-то неведомо далекое будущее — они на расстоянии протянутой руки. Ибо что означают эти десятилетия человеческой жизни перед лицом вечности? Это миг. Вот почему день сей, праздник Вознесения Христова, обращает нас к самому смыслу этого события и к тому, что сказал ангел оставшимся на горе Елеонской апостолам, проводившим своим физическим взором возносящегося Спасителя: «Христос, Которого видите вы возносящимся на небо, так же придет. Придет для того чтобы судить живых и мертвых, для того чтобы перелистнуть последнюю страницу человеческой истории».

И нам с вами, вооруженными этими знаниями, Господь дает особую помощь в том, чтобы готовить себя к встрече со Спасителем, чтобы с дерзновением, любовью и надеждой на оправдание для жизни вечной мы могли переступить границу жизни физической и смерти, за которой не уничтожение человека и не конец жизни, но жизнь вечная. Аминь».

В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к Л.Э. Слуцкому по случаю его избрания 27 мая председателем Либерально-демократической партии России:

«Сегодня у меня есть почетная и приятная обязанность приветствовать Леонида Эдуардовича Слуцкого, депутата Государственной Думы, искренне и глубоко верующего человека. Не буду перечислять все его добродетели, которыми он поддерживал Церковь. Эти добродетели касаются и его профессиональной деятельности как депутата, но эти добродетели и просто человека доброго, который очень многим помогал, оставаясь всегда в тени и никогда не подчеркивая свое личное участие во многих и многих добрых делах. Но мы знаем об этих добрых делах.

Поскольку Вы избраны главой одной из партий, которая присутствует в Парламенте, на Вас возлагается большая ответственность служить избирателям, а через них — всему народу. А поскольку Вы человек церковный, на Вас возлагается и ответственность за отстаивание тех духовных нравственных принципов и идеалов, которые, несомненно, должны присутствовать и в законодательстве, и в жизни нашей страны, и через которые только и может осуществляться реальный прогресс и личности, и общества. Пусть Господь благословит Вас на этот нелегкий труд, который будет сопровождаться и Вашими, уверен, молитвами, и молитвами многих, кто Вас любит и знает».

В благословение на предстоящие труды Предстоятель Русской Церкви вручил Л.Э. Слуцкому икону Божией Матери «Скоропослушница».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси