В праздник Святой Троицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Поликарпова) во епископа Солнечногорского

16 июня 2019 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

У святых врат обители Святейшего Патриарха встречали: ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон, духовенство и насельники Лавры, а также представители Государственной Думы ФС РФ, руководство Московской областной Думы и Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.

По прибытии в Лавру Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении иерархов и духовенства проследовал в Троицкий собор, где поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря, во епископа Солнечногорского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; архиепископ Верейский Амвросий; епископ Сергиево-Посадский Парамон; епископ Павлово-Посадский Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Троице-Сергиевой лавры; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря, ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова; насельники Лавры в священном сане.

На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов, временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкин, депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Пахомов, председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области М.Ю. Токарев, Герой Российской Федерации летчик-космонавт Ю.В. Лончаков.

Богослужебные песнопения исполнил братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии Святейший Владыка совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв.

Затем Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Солнечногорского Алексия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Алексий!

Безначальная, Несозданная, Начальственная, Царственная, Пресовершенная Троица, Бог, и Свет, и Жизнь, Зиждитель мира ныне сопричислил тебя преемникам апостольским, богословцам и боговидцам, служителям великим тайнам Божиим (стихиры в среду вечера на Господи, воззвах).

У тебя за плечами немалый жизненный и духовный опыт: почти полвека монашеского и пастырского делания, более четверти века трудов в качестве наместника Даниловского ставропигиального монастыря. Особая страница в твоей биографии связана с приснопамятным архимандритом Кириллом (Павловым), которому тебе довелось помогать в несении послушания духовника Троице-Сергиевой лавры. Накопленный за эти годы богатый опыт окормления верующих, несомненно, будет востребован и в предстоящих архипастырских трудах, к которым призвал тебя Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6:15).

Новое служение потребует полной отдачи душевных и телесных сил. Но главное, чтобы новые обязанности и заботы не заслоняли человека. Удивительный пример доносит до нас житие апостола Иоанна Богослова. Сей возлюбленный ученик Христов, уже будучи старцем, узнал о некоем юноше, ставшем разбойником, и отправился искать его в пустыню, дабы обратить на путь истинный. Увидев святого, юноша стал убегать от него, но апостол Иоанн, несмотря на весьма преклонный возраст, побежал за ним, умоляя остановиться и обещая, что возьмет на себя его грех. Какой дивный пример! Какая поразительная способность забыть себя, свою немощь, готовность отложить все дела, умение разглядеть в пучине собственных забот одного человека, скорбеть о его погибели как о своей, отправиться в далекий путь, чтобы призвать заблудшего к покаянию! Какая высота духовной жизни, высота жертвенной любви и сострадания!

Апостолы были удостоены удивительных даров: содействием Святого Духа произносили убедительные и вдохновенные проповеди, обращая к Богу тысячи людей, исцеляли больных, воскрешали мертвых, видели будущее как настоящее, сподоблялись явления Спасителя и Божией Матери. И эти чудеса не делали апостолов высокомерными или гордыми, самовлюбленными или корыстными, но, напротив, укрепляли на дальнейшее свидетельство о Господе, подвигали на дела милосердия, давали силы пострадать за Христа даже до смерти. Ученики Спасителя знали, что не своей властью творят великие дела, но Божьей.

Из пастырского духовного опыта тебе хорошо известно, что высокие должности, власть и почести нередко опьяняют и порабощают человека, меняют они и окружающих, которые порою стараются получить для себя привилегии от нового положения. К епископу постоянно обращаются со словами «господин» и «преосвященнейший», и недремлющий враг рода человеческого может коварно внушить помысл о том, что «он нечто, и нечто немаловажное». Отражая греховные помыслы, увещевай ближних со всяким смиренномудрием, кротостью и долготерпением (Еф. 4:2), свидетельствуя, что «Бог ничего так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое в нас добро происходит от Него Единого как Источника всякого блага» (прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Часть 1, гл. 2).

В одиночку одолеть многотрудный путь епископского служения невозможно. Даже тому, кто сам является наставником сотен людей, необходимо, чтобы в сердце и помышлении его был Истинный Наставник, Превечный Архиерей — Тот, Кто поддержит в нашествии печали, вразумит в сложной ситуации, укрепит опустившиеся руки и ослабевшие колени (Евр. 12:12), даст духа силы, и любви, и целомудрия (2 Тим. 1:7).

Получив щедрые дары Небесного Утешителя, ревностно совершай архиерейское служение, облекись в броню праведности и обуй ноги в готовность благовествовать мир (Еф. 6:14-15), продолжай свидетельствовать о Спасителе словами и делами, огнем любви и веры обильно возжги светильник воздержания (канон прп. Иоанну Лествичнику), постоянством в добре ищи чести и бессмертия — жизнь вечную (Рим. 2:7), дабы внимающие тебе узрели красоту Православия, уразумели его удивительную силу, возжелали прилепиться ко Христу и Его Церкви, уверились в том, что Господь наш — свет паче всякого света, радость паче всякия радости, упокоение паче всякого упокоения (молитва по 4-й кафизме).

Прими же ныне епископский жезл и благослови народ Божий, возносивший с нами молитвы о ниспослании тебе обильных даров Животворящего Духа, Который есть залог наследия нашего (Еф. 1:13-14). Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Праздничные богослужения совершались во всех храмах Троице-Сергиевой лавры.

По завершении богослужений иерархи, духовенство, прихожане и многочисленные паломники собрались на Соборной площади Лавры. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с великим двунадесятым праздником — со Святой Пятидесятницей, с праздником Сошествия Святого Духа на апостолов. Это совершенно особый день. Дух Святый участвовал в творении космоса, всего живого и неживого, и Дух Святый, несомненно, присутствовал в человеческой истории.

Но что означает это сошествие Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Спасителя? Понять, что реально произошло, можно, вдумываясь в текст Книги Деяний (Деян. 2:1-11), который повествует, что Святой Дух видимым образом, как огненные языки, снизошел на каждого из апостолов.

Сошествие Святого Духа имеет совершенно особое значение. Дух и так присутствовал в космосе — в творении мира, в человеческой истории. Но через смерть и Воскресение Господа и Спасителя Дух сошел на каждого из апостолов, а через это сошествие, через великое церковное Таинство миропомазания Святой Дух сходит на каждого человека. Мы все облагодатствованы силой Божией, потому что приняли печать дара Духа Святаго, — ничего подобного не могло быть до пришествия в мир Спасителя, до Его смерти, до Его Воскресения, до искупления от первородного греха рода человеческого.

Святой Григорий Богослов, размышляя о Святом Духе, говорит: «Через Него познается Отец и прославляется Сын». Действительно, мы можем Его прославить, будучи свидетелями великой Божественной силы, явленной в Сошествии Святого Духа. Мы можем познавать Господа и Спасителя через Священное Писание, через слова апостольские; каждый может лично переживать присутствие Господа в своей жизни, и это переживание присутствия Спасителя совершается Духом Святым.

Никакие человеческие усилия неспособны ввести нас в соприкосновение с Богом, с Господом и Спасителем, как только силой Святого Духа. Вот почему и говорит апостол, что мы не чужие, но свои Богу (см. Еф. 2:19). Что значит «свои»? То, что мы имеем дар Святого Духа и через этот дар реально соединяемся с Богом Отцом и прославляем Сына Божиего, через смерть и Воскресение Которого явлена нам благодать Святого Духа.

День Святой Пятидесятницы — это день рождения Церкви. Церкви, которая призвана передавать людям дар Святого Духа. Церкви, которая призвана провозглашать Божию правду силой Святого Духа. Церкви, которая не может ошибаться в своей совокупности — не в отдельных людях, даже иногда весьма известных, а именно в своей целокупности не может ошибаться, когда говорит голосом Вселенских Соборов, потому что через нее говорит и действует Дух Божий.

Дух Божий — Господь, сегодня и вовеки до Второго Пришествия пребывающий неотлучно от рода человеческого. И мы, входя в Церковь, принимая Таинство крещения, запечатлевая себя печатью дара Духа Святаго через Таинство миропомазания, входим в особый контакт с Богом. Мы становимся близки Господу, а Он — близок к нам. И единственное, что может поколебать связь Бога с искупленным человечеством, Им Самим установленную, — это наши нераскаянные грехи. Поэтому ответ на дар Святого Духа — наше покаяние, наша молитва и наша вера.

Сегодня день особого оптимизма, который внушает нам событие Святой Пятидесятницы. Будем жить с этим светлым чувством, надеясь на то, что благодать Божия не отступит от нас и дар Святого Духа поможет нам преодолевать трудности земного бытия. Аминь».

В Тронном зале Патриарших покоев Святейший Владыка вручил награды насельникам Троице-Сергиевой лавры, а затем разделил братскую трапезу с насельниками и гостями обители.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси