В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; архиепископ Тверской и Кашинский Амвросий; епископ Шахтинский и Миллеровский Симон; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На богослужении присутствовали: помощник Президента РФ В.Р. Мединский; председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов; руководитель представительства правительства Ростовской области при Правительстве РФ И.А. Бигвавый.

Среди молившихся в храме была группа обучающихся в Московской и Санкт-Петербургской духовных школах семинаристов из Индонезии и Филиппин, по благословению Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия во время каникул совершающих паломнические поездки по храмам и монастырям Русской Православной Церкви.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас».

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл на основании определения Священного Синода от 25 августа с.г. (журнал № 49) возвел в сан митрополита архиепископа Тверского и Кашинского Амвросия, в связи с избранием главой Тверской митрополии.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри Владыко Человеколюбие на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Перед причастием протоиерей Михаил Рязанцев огласил Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием.

По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Таганрогского Артемия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Артемий!

Бог безначальный и бесконечный, всякого здания старейший, великий в силе и неисследимый в разуме (чин, бываемый на хиротонию пресвитера), призвал тебя ныне к архипастырскому служению — высочайшему и важнейшему на земле деланию.

В сей знаменательный день за Божественной литургией, совершенной в этом храме, по молитвам Церкви через возложение архиерейских рук на тебе почила благодать Всесвятого Духа, и ты стал преемником апостольского служения.

Нелегок этот жребий. И если бы не помощь свыше, то никто из нас, земнородных, не смог бы подъять на себя епископского креста. Призываю тебя всегда иметь в сердце своем памятование об этих священных минутах твоей жизни, обо всем пережитом тобою ныне.

Пройдя школу церковных послушаний, получив соответствующую подготовку, обретя опыт пастырского и административного служения, ты под руководством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия исполнял различные обязанности в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, а также в Ростовской епархии, и потому знаешь, сколь нелегко совершается дело веры и труд любви (1 Фес. 1:3).

Отныне тебе предстоит с еще большим усердием работать Господеви (Пс. 2:11). Ведь твои каждодневные заботы на посту викарного архиерея будут весьма разнообразны. В осуществлении новых полномочий и при исполнении послушаний, в отношениях с духовенством, сотрудниками епархии и мирянами всегда старайся придерживаться принципа, изложенного святителем Иоанном Златоустом: «В Церкви нет ни высокомерия начальствующих, ни раболепства подчиненных… В Церкви должно жить, как в одном доме» (Беседа 18-я на 2-е послание к Коринфянам). Да запечатлеются в сердце твоем сии мудрые слова великого учителя и святителя. И помни: Церковь — это дом и это семья, а не учреждение, где один, имея начальство над другим, может использовать эту разницу в положении, в том числе и для проявления своих не самых лучших качеств.

Как архиерею, призванному к ответственному деланию, тебе надлежит всемерно укреплять единство православных людей, хранить верность канонам и соборным постановлениям, в соработничестве с главой митрополии Преосвященным владыкой Меркурием развивать епархиальную жизнь, со тщанием исполнять всякое возлагаемое на тебя послушание, неослабным попечением воодушевлять священнослужителей на совместные труды во славу Божию и на пользу Святой Церкви, быть образцом для наших современников, по слову апостола, и «в слове, в житии, в любви, в духе, и в вере, и в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Регион, в котором тебе предстоит совершать служение, многонационален. Тебе хорошо известно, что на Донской земле проживают представители различных культур. Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование и развитие современной жизни. Посему так важно сегодня укреплять межнациональный мир, вносить посильный вклад в сохранение общественного согласия.

Из глубины веков звучит призыв пророка Исаии, устами которого и к нам, священнослужителям XXI века, обращается Сам Владыка неба и земли: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40:1). «Как и чем утешать?» — спросишь ты. Опираясь на двухтысячелетний опыт Церкви, а также и на свой полувековой опыт священства, отвечу тебе так: словом Божиим, которое живо и действенно (Евр. 4:12), как говорит об этом апостол Павел, совершением богослужений и Таинств, наипаче же — Святой Евхаристии, добрым советом и неравнодушным отношением к печалям и заботам других людей. Как только почувствуешь, что твое сердце не отзывается на скорбь другого человека, пришедшего к тебе за советом и помощью, помни, что это признак начала духовной болезни. Очень важно выработать в себе особую пастырскую чуткость, чтобы избегать такого рода болезней, чуткость, помогающую более глубоко проникать в реальную жизнь наших современников, в их нужды и проблемы, в том числе духовные. Самое же главное заключается в том, чтобы не только возвещать правду Господню другим, но прежде всего самому следовать евангельским заветам, любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18), как учит нас апостол Иоанн Богослов.

Залогом твоего бесстрашия и успешного прохождения предлежащего поприща должна стать жизнь, всецело посвященная Христу и Его Церкви, жизнь, исполненная крепкой веры, непоколебимой надежды, деятельной любви. Так спасешься сам и другим поможешь спастись.

Пусть же твое служение станет осуществлением евангельских слов: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Всегда и во всем стремись подавать народу, окружающим тебя людям пример веры и ревности, благочестия и любви ко Господу, дабы, когда явится Пастыреначальник, получить неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4).

Теперь же прими сей жезл и от полноты ниспосланных даров преподай благословение собравшимся здесь людям, вместе с нами молящимся о тебе во время совершения епископской хиротонии.

Предстательством Царицы Небесной, усердной Заступницы рода человеческого, да поможет тебе Господь в предстоящем служении, дабы было оно душеспасительным и благоприятным Богу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь».

По традиции новорукоположенный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем было совершено славление Божией Матери.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы торжественно прославляем Пречистую и Преблагословенную Царицу Небесную. Но прославляем в особый день — в день Ее кончины, успения, в день Ее смерти.

Мы знаем, что силой Божественной Дева Мария была восхищена на небо. Но это мы знаем сейчас, об этом узнали апостолы спустя определенное время, а тогда, когда перестало биться сердце Матери Господа и Спасителя, все воспринимали это как реальную смерть. Сегодня действительно день кончины Божией Матери — почему же такой славой и такой радостью овеян этот праздник? Никакой скорби, никаких темных риз, никакого воспоминания о кончине и о погребальной пещере — и это совсем не случайно! Ибо Царица Небесная силой Божественной была выведена из состояния смерти и восхищена в Царство Сына Ее и Бога нашего.

Вот почему Церковь не празднует кончину Божией Матери. Мы празднуем кончину Ее Сына, Спасителя, в Великую Пятницу. Мы оплакиваем плащаницу, произносим особые слова молитв и песнопений, которые выражают нашу скорбь в день умерщвления Спасителя, именуемый Великой Пятницей. А в день Успения у нас нет никакой скорби — одна только радость. Из всех Богородичных праздников Успение — наиболее торжественный и, может быть, исполненный особого спасительного смысла для всех нас. В чем же дело? А в том, что смерть Богоматери, будучи реальной физической смертью, силой Божественной стала действительно успением, сном.

Но ведь слово «успение» мы используем не только тогда, когда говорим о Божией Матери, — мы и о всяком покойнике говорим «усопший». Не мертвый, а усопший, уснувший. Почему же Церковь, а через Церковь вся современная культура, по крайней мере русская, восприняла слово «успение» как обозначающее человеческую смерть, а покойника — как человека уснувшего, усопшего? Только потому, что реально смерти нет. И то, что произошло с Богородицей, с Девой Марией, — это сигнал нам с вами из глубины веков, свидетельство о том, что смерти нет, а есть завершение одного этапа жизни и переход к другому. День перехода от одного этапа к другому и называется успением. Душа человека, его дух не подвержены смерти — в этом и заключается смысл торжества, которое мы сегодня совершаем, вспоминая о кончине Божией Матери.

Нерелигиозное, безбожное сознание не оперирует всеми теми понятиями, которые я сейчас попытался сформулировать. Для неверующего человека смерть — это конец, гибель, небытие. Атеистическая философия, прочно вошедшая если не в сознание, то в быт современных людей, так и говорит: смерть — это конец, небытие, когда больше ничего нет. Но сознание наше и дух наш сопротивляются этому, как сопротивлялись сознание и дух десятков и сотен предшествующих поколений. Достаточно обратиться к творчеству величайших художников, к духовным, культурным, эстетическим прозрениям человечества. Если бы люди верили, что смерть есть полное уничтожение, могли бы они создавать шедевры, имеющие вечное значение? Но в человеке есть искра бессмертия — в его сознании, в его душе, даже затемненной антирелигиозными предрассудками и безумной идеей о человеческой кончине как о прекращении всякого бытия.

А если не размышлять глубоко о смерти, но принимать, в силу общей инерции, представление о смерти как о конце, кончине, гибели? Что происходит с такими людьми, когда они становятся свидетелями смерти? Им очень тяжело. Чаще всего они стараются избегать всяких мыслей о кончине, не говоря уже об участии в церемониях, связанных со смертью.

Мне приходилось наблюдать в западных странах, как по вновь установившейся практике гроб приносят на кладбище. Чаще всего гроб сжигают, а если не сжигают, то совершается некая церемония, религиозная либо нерелигиозная. Произносятся речи, затем люди начинают расходиться, и лишь тогда гроб медленно опускают в могилу. Так делают, чтобы люди не видели, как их близкий уходит под землю, — ведь это травмирует современного человека, это провоцирует его на глубокие размышления! А этого не надо! Надо, чтобы человек думал только, как удовлетворять свое желание потреблять, стремиться к удобству и удовольствию.

Стремление к удобству и удовольствию есть главный ориентир развития современной нерелигиозной цивилизации. В самом деле, если Бога нет, ради чего человек живет? Если ему говорить: ради подвига, он спросит: а во имя чего подвиг? В Советском Союзе нас учили, что подвиги мы совершаем ради будущих поколений. Но умные люди и тогда задумывались: что же будут представлять собой будущие поколения? И почему я должен делать что-то для тех, кто будет жить после меня? Не работает эта модель, и потому у мыслящих людей возникает вопрос: а для чего вообще все то, над чем мы трудимся, что мы созидаем? Если исключить перспективу вечности, то ответы на такие вопросы совершенно лишены логики и не могут удовлетворить вопрошающего. Всё обращается куда-то в будущее, где самого человека уже нет. Так что, наша жизнь — во имя чего-то, о чем мы не знаем? Почему нужно жить для будущего, о котором ничего не известно?

Исключая перспективу вечности, мы действительно превращаем в кошмар человеческую смерть. Поэтому заботливая современная цивилизация, обслуживающая наши потребительские устремления, старается сделать так, чтобы человек поменьше соприкасался с умершим телом. И если в России еще сохраняются традиции отпевания в храме, при открытом гробе, то в странах, с которых многие хотели бы брать пример, ничего подобного нет.

Вспоминаю случай из собственной жизни. Я был очень дружен с одним выдающимся математиком, который был наполовину русский, наполовину швейцарец. Родился он в 20-е годы в Советском Союзе, потом с матерью уехал в Швейцарию. Нас как-то жизнь свела, мы подружились. Он был православным человеком и уже в преклонном возрасте, незадолго до смерти, попросил и получил от меня некое особое благословение. Когда этот человек умер, его по моему настоянию отпевали в нашей русской православной церкви в Цюрихе. Пришли все его знакомые, в основном либо протестанты, либо неверующие, из научной среды, людей собралось достаточно много, а посредине храма — закрытый гроб с рабом Божиим Георгием. Я облачился в алтаре и говорю служителю: откройте гроб. Они так и сделали, и весь храм ахнул. Такое впечатление, будто произошло что-то невероятное — гроб открыли! Лицо покойника открыли! Когда я вышел ко гробу, я увидел смятение на глазах людей. Так не принято! Нельзя травмировать современного человека, упивающегося комфортом, живущего во имя благополучия и комфорта!

Действительно, для человека неверующего смерть — это конец, это гибель, это трагедия, это обрыв всей жизненной логики, всех устремлений, всех надежд, всех радостей, всех страданий. Смертью всё-всё заканчивается, это гибель с большой буквы. Но с этой гибелью не соглашается наша душа, поэтому вера в бессмертие — это не только религиозная доктрина, не только религиозное вероучение, но прежде всего самопонимание человеком собственной личности.

И вот еще о чем нам следует помнить. Откуда такой страх и такое неприятие смерти? Одна возможная реакция на смерть — исключить всякую мысль о ней, стараться уйти, ничего не видеть. Другая — превратить смерть в шоу. Ведь нет, наверное, ни одного боевика без множества смертей, иногда десятков и сотен, — валятся сраженные пулей люди, умирают идущие в атаку солдаты, горы трупов в одном фильме… В первом случае, о котором я сказал, реального человека пытаются избавить от созерцания смерти. Во втором мы видим попытку превратить смерть в захватывающее шоу. Какой же боевик без смертей? Но опять-таки все направлено на то, чтобы человек утратил возможность задуматься о том, что есть смерть.

И последнее — самое важное — о чем можно и нужно сказать сегодня. Можно ли не иметь страх смерти, не прибегая к шоу и прочим средствам, которые использует современная безбожная цивилизация? У нас есть ответ, как это можно сделать, нам об этом говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если ты оставляешь грех, если ты побеждаешь грех, то исчезает страх смерти».

Это главный вывод из всего того, о чем сегодня, в связи с великим событием Успения Пресвятой Богородицы, нужно подумать всем нам. Как не было страха смерти ни у святых апостолов, ни у всех тех, кто окружал Богоматерь, а была радость, — так следует и нам, изгоняя грех из своей жизни, из своего сердца, из своего разума, обретать силу, которую невозможно обрести никакими земными средствами. Силу победы над страхом смерти, силу, превозмогающую человеческий инстинкт, силу, которая открывает наше сердце навстречу бессмертию. Ибо изгоняется грех, а вместе с грехом изгоняется страх смерти. Аминь».

Во внимание ко вкладу в сохранение культурного наследия России и в связи с 50-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви наградил помощника Президента РФ В.Р. Мединского орденом преподобного Андрея Иконописца II степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси