В храме мученицы Татианы при МГУ состоится показ фильма «Игумен Серафим. Долг благочестия»

17 ноября 2019 года в храме мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоится показ документального фильма «Игумен Серафим. Долг благочестия».

Фильм посвящен начальнику Серафимовского скита Пермской епархии игумену Серафиму (Кузнецову) (1875-1959), привезшему в 1921 году святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Иерусалим.

Показ приурочен к 60-летию со дня кончины игумена Серафима.

В основе фильма — не только уникальная историческая хроника, но и живые свидетельства современников игумена Серафима, а также представителей Русской духовной миссии сегодня.

Дикторский текст, который читает митрополит Рязанский и Михайловский Марк, базируется на церковно-исторических документах, среди которых и письма Патриарха Иерусалимского Дамиана, и документы самого отца Серафима, и его переписка со Священноначалием Русской духовной миссии, а также на фрагментах изданных и рукописных материалов из творческого наследия игумена Серафима.

Документальный фильм «Долг благочестия» стал итогом многолетнего исследовательского труда его автора послушницы Ксении Хайнбюхер и логическим продолжением фильма «Восхождение в безмолвие» (1999 год), также повествующем о перенесении игуменом Серафимом мощей алапаевских мучеников. Оказавшись на послушании в 1996 году в Николаевском Белогорском монастыре на Урале, сестра Ксения стала соавтором первого фильма об этом великом русском молитвеннике. Послушница Ксения родилась в 1959 году во Франкфурте-на-Майне (Германия). Имеет актерское и режиссерское образование.

Фильм в храме мученицы Татианы представит С.Н. Баконина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Начало в 12.30. Вход свободный.

***

Монах с «Русского Афона»

Первая половина жизни игумена Серафима (Кузнецова) на поприще служения Церкви была связана с обустройством скита знаменитого Белогорского Николаевского монастыря. На Урале монастырь, находящийся в уединенном месте в 100 верстах от Перми, на возвышенности, среди лесов, до революции называли «Русским Афоном». Он был основан в 1893 году в память о чудесном избавлении наследника Российского престола цесаревича Николая от опасности в Японии.

Игумен Серафим был человеком истинно монашеского устроения, и на первом месте для него всегда было собирание крупиц духовного опыта, все, что связано с внутренним деланием. Но за послушание он принял на себя и благоустройство обители, которое понимал не только как возведение стен, но и приобретение святынь. В 1908 году он привез из паломнических поездок на Афон и на Восток крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, камень от Голгофы и от Гробницы Божией Матери, ковчежец с мощами великих святых: Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного, евангелистов Луки и Марка, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, пророка Исаии, великомученика Георгия и др.

Игумен Серафим (Кузнецов)

Важной частью служения отца Серафима была просветительская публицистическая деятельность. В 1907 году вышла в свет его книга «Скитский насельник», в 1910-м — «Путевые впечатления», где он подробно описал свое путешествие в Иерусалим и на Святую Гору. Перед революцией он принимал и деятельное участие в издании патриотического журнала «Голос долга», на страницах которого статьи, посвященные Православной Церкви, сведения о молитвенной помощи святых, соседствовали с экскурсами по истории Дома Романовых. Его издания доходили до государя и заслужили высочайшее одобрение.

По приглашению игумена Серафима в 1914 году великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Белогорский монастырь и Серафимовский скит. Этот визит был частью паломнической поездки по русским монастырям, которую Елизавета Федоровна совершила вместе со своей сестрой принцессой Викторией Баттенбергской.

После этой поездки на Урал игумен Серафим стал одним из духовников Елизаветы Федоровны. Между ними завязалась переписка. А когда в середине октября 1917 года власть перешла в руки большевистского «ЦК», игумен Серафим отправился в Москву, предчувствуя опасность, нависшую над царской семьей. Он предложил Елизавете Федоровне выехать на Урал, в Алапаевск, где, как он говорил, «есть хорошие люди в старообрядческих скитах»: «…они сумеют сохранить Ваше Высочество». Но княгиня отказалась из опасений, как бы ее исчезновение не отразилось на судьбе ее близких. Прощаясь с отцом Серафимом, она попросила: «Если меня убьют, то прошу Вас, похороните меня по-христиански». Знал о. Серафим и об ее желании — быть похороненной в Иерусалиме, на Елеонской горе, возле храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, месте, связанном для нее с воспоминаниями о самом счастливом времени и о путешествии 1888 году, совершенном вместе с мужем великим князем Сергеем Александровичем.

Из центра княгиню и ее спутников — великого князя Сергея Михайловича с преданным слугой — Федором Ремезом, трех сыновей великого князя Константина Константиновича — Иоанна, Константина и Игоря, юного князя Владимира Палея, и келейницу матушки инокиню Варвару (Яковлеву) — переместили в Екатеринбург, где была особенно сильная большевистская организация, и 18 июля 1918 года, на следующий день после убийства семьи Николая II, сбросили в заброшенную Староселимскую шахту близ р. Межной в 12 верстах от Алапаевска.

Преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара

Мощи преподобномученицы Елисаветы могли бы так и остаться в безымянной могиле на Урале или подвергнуться осквернению, если бы не верность слову и не мужество ее духовника. Как только с приходом на Урал армии Колчака был освобожден Алапаевск, игумен Серафим приехал к месту трагедии с двумя послушниками. Отец Серафим участвовал лично в поисках тел и их извлечении со дна шахты.

Когда же в июле 1919 года стало ясно, что Алапаевск будет взят красными, игумен Серафим взял на себя спасение останков пострадавших. Путь был тяжелым и опасным — через всю Сибирь в Китай, где была надежда получить помощь русской Миссии.

В Чите, в Покровском женском монастыре, о. Серафим нашел временный приют. Исход гражданской войны был не определен, а для продолжения следования требовались немалые средства. Опасаясь потерять останки, игумен Серафим не решался на их временное погребение, и местом для них стала его келья, где под полом, под небольшим слоем земли были сокрыты все восемь гробов.

Через шесть месяцев ожидания в Чите наконец пожертвовали средства и игумен Серафим смог продолжить свой путь.

В Пекине шесть тел нашли пристанище в новом склепе на кладбище Русской духовной миссии. А игумен Серафим продолжал следование в Иерусалим вместе с останками Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. Местом последнего упокоения для них стал храм святой равноапостольной Марии Магдалины, построенный когда-то великим князем Сергеем Александровичем Романовым. В склепе подклета церкви установили раки для мощей великой княгини и ее преданной келейницы.

Игумен Серафим до конца жизни остался в Иерусалиме. По благословению Иерусалимского Патриарха Дамиана ему отвели небольшой участок поблизости от часовни, где он построил себе домик.

«Татьянин день»