Знаменитые храмы и монастыри России. Саввино-Сторожевский монастырь

В одном километре от Городка находится Звенигородский Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, основанный учеником преподобного Сергия Радонежского Саввой, одним из самых ярких духовных деятелей эпохи национального возрождения.
Саввино-Сторожевский монастырь — одна из бесценных жемчужин Отечества. Датой основания обители называют 1398 год. Для создания монастыря князь Юрий Звенигородский, крестник игумена Сергия, пригласил к себе одного из первых его учеников — преподобного Савву. С 1392 до 1398 года он был игуменом Троице-Сергиевой Лавры. Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский часто посещал обитель преподобного Сергия. В одно из посещений он предложил Савве создать монастырь «в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомое Сторожи». Преподобный согласился. Местом для сооружения обители была избрана Сторожевская гора близ Звенигорода. На средства князя Юрия Савва построил небольшую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы. Позднее, ища уединения, преподобный Савва выкопал для себя в лесу, в глубоком овраге неподалеку от монастыря, пещеру, где часто уединялся для молитв. Впоследствии здесь был устроен скит.
За какие-то восемь лет обитель поднялась и стала одной из самых благоустроенных в ту пору. С самого основания Саввино-Сторожевский монастырь находился под опекой звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Уже в первые годы существования монастырь получил от князя обширные земельные владения. В 1405 году в придачу к ранее пожертвованным богатым угодьям князь предоставил монастырю ряд юридических и хозяйственных льгот. Богатые вклады делали в монастырь и местные бояре — Кобылины и Морозовы, а также удельные князья Василий Косой, Василий Ярославич Боровский, Андрей Большой. Саввино-Сторожевский монастырь активно поддерживал звенигородского князя в его борьбе с Василием Темным за великокняжеский стол.
Самое древнее сооружение монастыря — Рождественский собор, построенный при князе Юрии Звенигородском, в 1405-1407 годах. Храм имеет много общего с собором «на Городке», вполне возможно, оба храма строили одни и те же мастера. Сходство возрастает благодаря тройной орнаментальной ленте, опоясывающей собор, так же как собор на Городке. Более того, мастера-каменосечцы старались по возможности повторить формы орнамента того же собора, но они во многом уступали своим предшественникам. Однако Рождественский собор уступает Успенскому в изяществе и стройности, он приземистее, тяжеловеснее, весь как бы раздался вширь. В нем отсутствуют изысканная строгость и «аристократизм», которыми наделен княжеский храм.
Верх Рождественского собора сохранил фрагменты декоративных кокошников, поднимавшихся ярусами к мощному барабану главы.
В XVII веке к собору были пристроены небольшой придел с южной стороны, ризница и крытая паперть.
Почти сразу после постройки Рождественского собора его стены были расписаны фресками. Но от первоначальной росписи уцелели лишь изображения преподобных, на древней белокаменной алтарной преграде за иконостасом. На темно-сизом фоне изображены облаченные в коричнево-черные, темно-серые и вишневые одежды фигуры преподобных. Их добрые лица с мелкими чертами напоминают фрески Успенского собора во Владимире, что позволяет думать о работе в монастыре последователей и учеников Рублева.
Во время большого строительства в монастыре в середине 17-го столетия собор был расписан заново царскими иконописцами во главе со Степаном Рязанцем и Яковом Рудаковым.
Существующий иконостас Рождественского собора создан по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Иконостас был пятиярусным. Сохранились четыре верхних ряда — 58 икон. Местный чин, за исключением двух диаконских дверей, не сохранился. Иконы украшены серебряной басмой — небольшими металлическими пластинами с вычеканенным на них растительным орнаментом.

В Рождественском соборе, в богатой серебряной раке, покоились мощи основателя монастыря. Преподобный Савва Сторожевский скончался в 1407 году, после девяти лет игуменства. До начала XVI века преподобный Савва почитался только в Звенигородском крае. Только с начала XVI века начали его почитать как общерусского святого, а в 17-м столетии он был канонизирован. Открытие мощей преподобного Саввы состоялось 19 января 1652 года в присутствии царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа.

В XVI веке Сторожевский монастырь, судя по посланию Ивана Грозного, посетившего эту обитель, пришел в запустение от «слабого жития иноков»«А на Сторожах до чего дожили? — грозно вопрошал царь. — Уже и затворити монастыря некому: по трапезе трава растет».
Значение Саввина монастыря особенно возросло в правление царя Алексея Михайловича, который часто приезжал сюда на богомолье и на соколиную охоту в окрестностях Звенигорода. За шесть лет в монастыре был создан уникальный, изумительный по красоте архитектурный ансамбль, включающий в себя 15 построек. Этот шедевр русской архитектуры сохранил первоначальный облик до наших дней.
Щедрые пожертвования, которые получал Саввино-Сторожевский монастырь от царя, отчасти выражали стремление Алексея Михайловича возвысить Саввино-Сторожевский монастырь в противовес Троице-Сергиевому монастырю, находившемуся в известной оппозиции к нему. Благодаря царским пожертвованиям обитель в короткое время выдвинулась в число крупнейших русских монастырей.
Строительство монастыря велось под руководством Никиты Михайловича Боборыкина и подьячего Приказа каменных дел Андрея Шахова. В работах принимали участие более тысячи человек: каменщики из Суздаля, Белозерска и Дмитрова, ломщики из Мячкова, кирпичники и плотники из Костромы, Владимира и Арзамаса, дворцовые крестьяне из Можайска, Галича, Звенигорода.
Все предыдущие постройки монастыря, кроме собора, были либо сломаны, либо засыпаны, чтобы уступить место новым зданиям. В 1650— 1654 годах монастырь окружила каменная стена толщиной более двух метров, высотой до восьми с половиной метров, с семью башнями (прежде их было семь). Поблизости от монастыря в Стрелецкой (впоследствии Саввинской) слободе находился постоянный военный гарнизон из 200—300 стрельцов.
Долго оставалось неизвестным имя зодчего крепостных сооружений Саввино-Сторожевского монастыря. В 1950-е годы было установлено, что им был Иван Шарутин, из рода известных «каменных дел мастеров» Шарутиных. Другой представитель этого рода — Трефил — вместе с Огурцовым создал Теремной дворец в Московском Кремле.
Главный въезд в монастырь расположен с востока. Над арками входов высится башня, которая из-за своего красивого и оригинального убранства получила название Красной. Она построена в 1680-х годах. Святые ворота в основании Красной башни открывались исключительно для входа царя, патриарха и знатных богомольцев.

Рядом с Красной башней возвышается небольшая Троицкая церковь. Она построена в 1652 году. Это — последняя шатровая церковь на Руси, так как в этом же 1652 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов.

В 1652—1654 годах была построена огромная трапезная палата, поразившая Павла Алеппского «своей стройностью, архитектурой, величиной, простором и обширностью своего изумительного свода». После того как в 1806 году рухнули перекрытия ее четвертого этажа, трапезная была перестроена, ее высота была понижена до двух этажей. В 1693 году к трапезной пристроили одноглавую, очень скромную Преображенскую церковь, сооруженную на средства царевны Софьи в память пребывания ее в монастыре во время стрелецкого бунта. Церковь украшают изразцовые многоцветные, увенчанные двуглавыми орлами наличники, отличающиеся уникальным узором.

Непосредственно к южной стене трапезной примыкает четырехъярусная колокольня-звонница. Поначалу она имела два яруса. В конце XVII века над ней появились шатровые башенки, сначала три, потом еще одна, с часами голландской работы. Знаменитый колокол, которым славился Звенигород и который изображен в гербе города, был отлит здесь же, в монастыре, в 1667 году, о чем говорила надпись на нем, в которой было указано и имя литейщика: «Александр Григор…». Колокол весом 2125 пудов висел в центральном проеме колокольни. Колокол разбился в дни Великой Отечественной войны, когда его стали снимать. При падении он пробил все своды колокольни.
В 1652—1654 годах в монастыре построили два дворца — двухэтажный дворец царя Алексея Михайловича и одноэтажные Царицыны палаты. Уникальным по красоте сооружением является крыльцо Царицыных палат, построенное в лучших традициях русской «узорочной» архитектуры XVII века.
Царский дворец в Саввино-Сторожевском монастыре (1650—1654) для своего времени был огромным. Почти на 100 метров вытянулся он в длину. По фасаду дворец двухэтажный, а с южной стороны, на скате горы, имеет три этажа. Прежде наличники окон и входы во дворец были богато декорированы. Известно, что упомянутый выше зодчий — каменных дел подмастерье Василий Лыко — для отделки их использовал западноевропейские барочные мотивы. После пожара в 1742 году дворец был перестроен, а второй этаж возведен заново.
Напротив Царского дворца, по другую сторону Рождественского собора, стоят невысокие Царицыны палаты (1652—1654). Сейчас в них размещается музей, среди экспонатов которого имеется портрет той, для кого эти палаты были построены — царицы Марии Милославской. Перед фасадом Царицыных палат выступает шатровое кольцо на толстых кувшинообразных колонках. В нем, пожалуй, лучше, чем в каком-либо другом монастырском строении, чувствуются живописная красота и нарядность русской архитектуры середины 17-го столетия, любовь к сказочному узорочью. Перекинутые меж колонками арочки с висячими гирьками напоминают подвесные украшения старинных женских головных уборов. Характерная для XVII века полихромия — сочетание красной кирпичной кладки с белокаменной, — многоцветная роспись по белокаменному резному узору портала придают зданию Царицыных палат особую живописность.

В Саввино-Сторожевский монастырь не раз приезжал со своим отцом Алексеем Михайловичем малолетний Петр I. А в 1682 году вместе с матерью, братом Иваном и правившей за малолетних царевичей сестрой Софьей Петр в течение двух недель укрывался за монастырскими стенами во время стрелецкого бунта.

В Саввино-Сторожевском монастыре на протяжении столетий сложилось уникальное собрание памятников церковного искусства — иконописи, лицевого и орнаментального шитья, колокольного дела, произведений ювелиров, литейщиков, кузнецов. В монастыре имелась обширная библиотека и богатейшая ризница. В XVIII — начале XX века в монастыре размещалось Звенигородское духовное училище, из стен которого вышли известные духовные писатели.

В Отечественную войну 1812 года в монастыре стоял корпус французских войск во главе с маршалом Богарне. И хотя Богарне приказал выставить караул возле Рождественского собора, собор и весь монастырь были разграблены и многие ценности вывезены во Францию.

С 1651 года Саввино-Сторожевский монастырь имел свое подворье в Москве, на Тверской улице.

В июле 1919 года монастырь был закрыт. <…> Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, вынужден был обратиться к Ленину с заявлением: «Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам». Но ничего не помогло. Попытка жителей Звенигорода и монахов выступить на защиту святыни была подавлена вооруженной силой.
Территория обители перешла в ведение НКВД. Был ликвидирован монастырский архив, уничтожены некрополь и колокола, разграблена ризница. В монастыре размещались детская колония, затем воинская часть, потом дом отдыха и санаторий, и, наконец, музей.

В 1995 году монастырь был возрожден. Торжественное празднование 600-летия обители и перенесение мощей св. Саввы Сторожевского состоялось в августе 1998 года.

Источник: Низовский А.Ю. Самые знаменитые храмы и монастыри России. – М.: Вече, 2004. С. 262-267.