ИЕРОСХИМОНАХ ШТЕФАН (НУЦЕСКУ): «БУДЕМ ХРИСТИАНАМИ 24 ЧАСА В СУТКИ» Беседа с афонским подвижником

Отец Штефан (Нуцеску) принял монашеский постриг в монастыре Сихастрия еще при старце Клеопе (Илие). В 1989-м году отец Штефан уходит на Святую Гору Афон. В настоящее время старец Штефан является настоятелем и духовником келлии Благовещения румынского скита Лаку, который относится к монастырю Святого Павла.

Румынский скит Лаку, посвященный Св. вмч. Димитрию, располагается на северо-востоке полуострова Афон, в 4 часах ходьбы от монастыря Св. Павла. Основан монахами из румынских и бессарабских монастырей. Первое документальное упоминание о нем датируется началом XVIII века. В начале XIX века в скиту Лаку действовало более 30 келлий, в которых подвизалось более 100 монахов. Сегодня в нем 13 келлий с 50 монахами.

– Отче, как действует грех на душу?

– Отцы говорили, что грех оказывает парализующее действие. С каждым совершённым грехом диавол отвоевывает себе место в душе человека. Так идет невидимая брань между благодатью Божией и грехом. С каждым грехом благодать отступает, а грех парализует душевные силы человека, особенно его волю и ум. Вы слышали, что говорит святой апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Христиане-подвижники осознают это умерщвляющее действие греха и при любой возможности стараются очиститься.

С каждым совершённым грехом диавол отвоевывает себе место в душе человека

Отец Паисий говорит, что с каждым грехом ты уступаешь диаволу права, открываешь ему дверь в свою душу. А авва Дорофей, говоря о доме души, учит, как закладывать фундамент, как воздвигать стены, затем крышу, окна; и говорит, чтобы мы поставили решетки на окна, чтобы не дать греху войти. Эти решетки означают хранение пяти чувств, чтобы грех не мог войти через них[1].

Сегодня многие люди уже не понимают, как важно духовное делание в повседневной жизни. Без него жизнь человека сводится к борьбе за биологическое, чтобы обеспечить себе минимум комфорта и благополучия, и на этом всё. Но не это должно быть заботой каждого христианина, а спасение.

– Вы говорили о духовном делании. А каким оно должно быть?

– Оно, прежде всего, должно совершаться под руководством духовника. Он – духовный семейный врач. Это всё равно что пойти в аптеку и купить лекарство по рецепту, выписанному врачом. Ты не покупаешь его по своему желанию, ведь оно может и убить тебя. Духовное делание означает, что мы совершаем то, что ставит нас перед лицом Христа: евангельские заповеди, заповеди Церкви. Это всё простые вещи: «Я был голоден, жаждал, был в больнице, был в темнице» и т.д. (ср. Мф. 25, 35–40). Простые вещи, касающиеся того, как мы относимся к себе самим, ближнему и Богу.

Например, если ты заболеваешь телесно, врач назначает тебе диету, своего рода пост. А Церковь назначает гораздо более эффективный режим питания, ценный не только для тела, но и для жизни вечной. Потому что тело, как правило, заболевает потому, что заболевает душа. Из-за греха заболевает душа, а потом заболевает и тело. Это связано.

Терапевтические методы Церкви ясны – это пост, молитва, Исповедь, Причащение, посещение храма, терпение, милосердие в отношениях с ближними, десять заповедей. Заповеди Церкви очень просты. Если бы человек их соблюдал, он уберегся бы от диавола и работал над созиданием своей души, как учат святые отцы. Как икона, которую художник создает в своей мастерской и прикрывает ее холстом, пока она не будет готова, а когда ее приходят принимать, тогда все восхищаются ее красотой, – такова и душа. В этой жизни мы работаем над красотой своей души прикровенно, то есть под покровом тела, а потом вид нашей души будет явлен всему миру. Это делание заключается в том, чтобы рисовать образ Божий в себе самом. И это касается всех, мирянин ли кто, священник или епископ.

Истинное счастье приносит нам борьба с грехом

– Некоторые люди живут безо всякого воздержания: они думают, что чего-то лишатся, если начнут вести церковную жизнь, что это заставит их отказаться от определенных удовольствий. У них такое чувство, будто они лишатся «счастья».

– Менталитет нынешних христиан совершенно искажен. Мы называемся христианами тогда, когда мы последователи Христа. А значит, мы должны делать то, что делал Христос, не так ли? Любой ученик идет по стопам своего учителя: «Я ученик того-то», – «А я ученик того-то». А чьи мы, нынешние христиане? Некоторые духовники используют выражение «номинальные христиане», т.е. «христиане по имени», именно такими мы и стали. Потому что называемся «христианами», называемся «Христовыми», но мы не Христовы, потому что не делаем того, что говорит Христос. Ибо у нас уже нет сознания того, что мы несем Крест, нет сознания того, что мы участвуем в Кресте и Страстях Спасителя. И поэтому видим другое христианство.

Называемся «христианами», но мы не Христовы, потому что не делаем того, что говорит Христос

Это происходит даже с теми христианами, которые регулярно ходят в церковь и исповедуются, причащаются. Их мысли ограничиваются тем, чтобы у них всё было хорошо: чтобы дети были здоровы, зарплата была хорошей, чтобы они не нуждались ни в чем, не болели, не понесли какого-нибудь ущерба – и чтобы они, наконец, думали, что получат, плюс ко всему, и Царство. Некоторые его, может, и получают, – мы этого не знаем, это суды Божии, – но проблема в том, что христианин не думает о том, что он Христов и что, участвуя в жизни и Страстях Христовых, ты отождествляешь себя со Христом.

Очень многие пишут нам письма и просят: «Отче, помолитесь, чтобы Бог помог мне!» Был у меня телефонный разговор с одной девушкой из Салоник, которую мучает диавол. И я спросил ее: «Ты ходишь в церковь?» – «Хожу». – «А постишься?» – «Ну… я не ставила перед собой этой проблемы». – «Подожди-ка, то есть как ты не ставила перед собой этой проблемы? Ты что, больна?» – «Нет». Но ведь православный пост – это самое существенное. Это средство, которое ведет тебя ко спасению, оно очень важно на нашем духовном пути.

– Разве Христос не говорит: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 11)?

– Да. Ты христианка, ходишь в церковь и… «А ты исповедуешься?» – «Ну… не очень». – «Вот в этом-то и проблема, и нечистый не оставит тебя в покое, пока не исправишься». Она сказала: «Я попробую». А если так говорят, то не слишком стараются! Если бы она сказала: «Отче, помолитесь, чтобы я положила благое начало, и я с сегодняшнего дня начну это делать», – тогда еще можно надеяться, что она возьмется за дело. А «я попробую» – это всё в каком-то более или менее отдаленном будущем, да и то – если вспомнит, что ей надо что-то сделать.

В «Патерике» один авва говорит: «Отнято слово у старцев»[2]. А почему отнято? Потому что ученики больше не спрашивают для того, чтобы применить слово на деле, а только для виду: «Давай пойдем и к этому, посмотрим, а что он скажет!» То есть просто так, ради перемены впечатлений. Они не понимают, что истинное блаженство состоит в духовном делании – вот где ты обретешь радость и душевный мир.

Нам нужно освобождение от греха, а не получение материальных благ. Это ясно, и все святые говорят, что истинное блаженство приносит борьба с грехом. Как-то одна монахиня из Суроти спросила старца Паисия: «Отче, у меня очень много искушений. Вы не скажете мне, в чем решение моих проблем?» Старец говорит ей: «Да! Я нашел его. Я его тебе дам». Она обрадовалась, что узнает секрет того, как избавиться от искушений… А старец говорит ей: «Борись с искушениями!» И она сникла.

Итак, надо вступить в борьбу. Другого варианта нет! Мы живем в состоянии постоянной войны: человек идет или к Богу, или к диаволу. Не существует среднего состояния, нейтрального. Ты или с Одним, или с другим.

– Значит, нам надо глубже сойти внутрь себя и отнестись ко всему всерьез.

– Без сомнения. Святые отцы учат нас, что всё делание христианина внутри его. Спаситель говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). А отец Софроний (Сахаров) замечательно говорил, что всё человечество подобно пирамиде, на вершине которой Христос, но только пирамида эта обращена вершиной вниз. Чтобы достигнуть Христа, надо сходить вниз, а не подниматься: спускаться вниз, в глубину смирения. И чем больше спускаешься, тем больше возрастает ответственность за других. Спаситель внизу, на вершине пирамиды, то есть в глубине смирения, но в то же время Он несет бремя грехов всех людей.

Вот в этом и заключается делание – схождение в смирение помогает тебе осознать твою ответственность за свою душу и за подобных тебе людей. Конечно, у таких великих святых, каким был святой Силуан, имелась «молитва за весь мир». Но мы этого уже не осознаём. Мы так поверхностны! Этому способствуют и СМИ, и всё это демоническое общество, которое не только не помогает нам преуспевать духовно, но даже не дает возможности держаться одного курса – скажем так, нравственного, не говоря уже о духовном, который гораздо выше.

Будем христианами 24 часа в сутки

– Мы живем в этом мире, полном рекламы всякой мерзости, порнографии. Как оставаться вне его, в то же время находясь в нем? Как держать свою душу на связи с Богом?

– Сегодняшний юноша не будет судим как юноша, живший 50 лет тому назад. Как говорил старец Паисий, тогда был только один сумасшедший, и его сажали в башню. А теперь дошло до того, что остался только один здравый умом, и безумные заключают его в башню. Так сильно изменились менталитет и духовность человека. Но, несмотря на это демоническое состояние мира, сегодняшний христианин должен исполнить свой долг – прилепиться к Церкви. А там уже начинает действовать священнический долг.

Отец Моисей Афонский, исходя из слов псалмопевца: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5), говорил о важности и значении священника на приходе. В наши дни Бог уже не посылает священников на край света, а только на приход, но многие и эту работу не делают. Естественно, одно дело – быть священником в миру, и другое – иеромонахом в монастыре. Мирской священник призван и послан в мир проповедовать Евангелие вовремя и не вовремя (ср. 2 Тим. 4, 2). И каждому воздастся по его трудам.

– Но все-таки, как хранить себя как можно более чистыми от мира?

– Таинствами Церкви, особенно Исповедью и Причастием, и, конечно же, аскезой, которую должен нести каждый – это пост, молитва и, более всего, хранение чувств. Хранение чувств во многих случаях эффективнее поста и иных подвигов, хранение непрерывное.

Хранение чувств во многих случаях эффективнее поста и иных подвигов

Чувств пять. Святые отцы называются их окнами, через которые грех входит в сердце человека. Грех входит через глаза, через уши, через вкус, через обоняние и через осязание. И прежде всего он входит через глаза, через непотребное взирание. Согласно святым отцам, простое взирание невинно, но взирание с непотребным упорством уже страстно. Поэтому так важно хранить глаза, и человек должен быть внимательным, чтобы не смотреть на что попало. Потому что, когда раскрываешь ставни окон и даешь греху войти внутрь, ум повреждается.

Видите? Бог установил, чтобы согрешение делом не могло так легко совершаться, оно для этого нуждается в определенных условиях, а согрешение умом совершается немедленно. Поэтому Спаситель, сравнивая предписания Ветхого и Нового Заветов, говорит в Евангелии: «В Ветхом Завете сказано так… А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (ср. Мф. 5, 28).

Или просмотр Интернета, который вошел в жизнь молодежи, как нечто незаменимое. Ты можешь сказать им, чтобы они больше не смотрели телевизор или Интернет? А кто тебя послушает? Очень немногие. И если бы они хотя бы держали ситуацию под контролем, чтобы Интернет не брал над ними верх, не управлял их жизнью… Но идеальный случай – когда ты всё это отсекаешь.

– Мы говорим о хранении, а что делать, если в Румынии продается 90 миллионов газет в месяц, в которых большинство статей – это сплетни, эротика, ложь, деградация человека. 90 миллионов! О каком хранении мы еще говорим? Одно дело – пройти мимо рекламного щита с непристойным изображением, и другое – специально покупать газету, чтобы смотреть в ней на «девушку с пятой страницы»[3].

– Человек уже не осознаёт, что хорошо, а что грех. Поэтому распахивает ворота и впускает в себя всякую гадость. И думает, что это нормально. А потом хочет освободиться от всего этого, но уже не знает как. Когда предлагаешь ему методы Церкви, он их сначала отвергает. Есть такие люди, которые просят у нас молитв, молитв и молитв. Молишься о них, а проблема у них не решается. Бог помогает им благодаря литургиям, которые мы совершаем, но они не решаются изменить свою жизнь.

Православие – это образ жизни, и пока не усвоишь этот образ жизни, ты не можешь решить своих проблем

Наше Православие – это образ жизни, и пока не усвоишь этот образ жизни, ты не можешь решить своих проблем. Это откровенный Богом, принесенный Богом с Небес образ жизни, твое подлинное естество, и он должен быть твоим в каждое мгновение. Христианин должен быть христианином 24 часа в сутки. Как говорит святой Паисий, все проблемы надо решать через призму Евангелия, ибо иначе наступит наказание Божие.

Православие – это правильный образ жизни,
который мы должны сделать своим

– Какие добродетели мы можем взращивать в наше время?

– Под добродетелью, или добрым делом, часто понимают милостыню, подаваемую в виде денег или еды. Это вещественное доброе дело, и оно имеет свое значение. Твоя милостыня исходит у тебя из сердца и утешает, облегчает боль другого. Но вы видели в Деяниях Апостольских: люди приносили всё, что имели, к ногам апостолов и потом ждали, что о них позаботятся, накормят, – они ведь тоже были людьми (ср. Деян. 4, 34–37). И кто этим занимался? Когда апостолы увидели, что община разрастается (их было тысячи 2–3), и им приходится оставить слово и служить за столами, они избрали диаконов, чтобы те пеклись о столах (ср.: Деян. 5), то есть подавали эту милостыню, которую мы сейчас превозносим как единственную и наибольшую, – милостыню телесную, а они посвятили себя проповеданию слова Божия, которое является величайшей милостыней, имевшейся у апостолов и апостольских преемников, то есть у священников, монахов и всякого христианина. По Крещению на каждого из нас, как на малого апостола, возлагается миссия – проповедовать и защищать веру христианскую там, где он есть. Это самая большая милостыня, ибо она касается непосредственно вечной жизни.

Замечательно говорил о делах падшего естества святой Игнатий[4], поскольку многие протестанты, римо-католики и другие подают много милостыни, больше, чем обычные православные люди. И некоторые спрашивают: «А почему они не должны спастись?» И святой четко отвечает: «Вы видели Корнилия Сотника, язычника, родом из римлян. Он был милостивым, не правда ли? И вот в какой-то момент ему было такое видение: ‟молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом” (Деян. 10, 4). То есть они были угодны Богу. Но их было недостаточно. Потому что он не связал их со Христом. Поэтому ему было сказано: ‟Иди к Симону Кожевнику, и тебе скажут, что надо сделать” (ср. Деян. 10, 5–6). Итак, он не ограничился одной милостыней». У всех основателей религий есть какие-то нравственные предписания: будь хорошим, не убивай ближнего и т.д. Но если их не связать со Христом, они не будут иметь никакой ценности.

– Человек, обремененный мирскими заботами, уже не понимает, как ему на деле исполнять учение Христа.

– Здесь не хватает катехизической подготовки и решимости вступить в борьбу. Проблемой нынешнего христианина стало выживание. Нам все звонят и пишут письма: «Отче, помолись, чтобы я нашел работу, чтобы не остался без работы» и т.д., но никто не спросит: «Как мне очиститься от греха? Как вступить в духовную борьбу?» За несколько лет если найдется один такой…

– А если бы он решил эти проблемы, то решились бы и остальные…

Православие – это практическое делание, а не философская спекуляция

– Без сомнения. Слово Евангелия неложно: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (ср. Мф. 6, 33). Но мы больше не верим в Евангелие! Святой Андрей Критский говорил: «Евангелие больше не действует!» – то есть Евангелие стало мертвой буквой, увы. Святой Марк Подвижник говорит о Святом Крещении так: «Это таинство, действующее по мере того, как ты исполняешь заповеди»[5]. В противном случае оно остается потенциальной энергией: она есть внутри тебя, но не действует. По мере того как ты исполняешь заповеди, эта энергия мало-помалу активируется и становится действующей. И ты можешь достигнуть меры чудотворения.

– Потому что в действительности призвание христианина – быть сыном Божиим…

– Конечно. Но дело врага в последнее время – придать совершенно иной смысл религиозности человека, которую он не может удалить из своей души, как говорил отец Стэнилоае. Поэтому он старается придать ей другой смысл, ввести другую религию, нежели истинная. Православие сошло с небес, оно – правильный образ жизни, который мы должны усвоить себе и так преселиться на небеса. Но очень немногие еще живут им. Православие – это практическое делание, а не философская спекуляция.

Иеросхимонах Штефан (Нуцеску)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Marturie Athonita (Афонское свидетельство)