ИКОНОНЕБРЕЖЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ Проблемы современного иконопочитания. Часть 2

Авторы статьи благодарят читателей портала «Православие.Ru» за отклики и внимание к опубликованной первой работе о проблемах современного иконопочитания.

В частности, из замечаний нередко встречались мнения о том, что высказанное в статье пожелание избегать производства и приобретения бумажных икон – это крайность. Уточним, что данная рекомендация исходит из понимания, что массовое тиражирование и предельная дешевизна таких икон приводит не только к тому, что они быстрее приходят в негодность, чем иконы, изготовленные из более надежных материалов, но еще и к тому, что на практике отношение к таким дешевым иконам бывает менее внимательным и почтительным. Со временем они накапливаются (еще и потому, что верующие активно дарят такие иконы друг другу), возникают трудности с благочестивым хранением и уходом за ними и т.д. Поэтому для тех, у кого уже есть такие иконы и кто считает для себя допустимым и дальше их приобретать, правильным было бы помещать их в стеклянные рамки или по крайней мере ламинировать.

Тем не менее из сделанных комментариев явствует, что поднятая проблема действительно актуальная. Поэтому с большей надеждой на заинтересованность читателей предлагаем вашему вниманию дальнейшее раскрытие темы о благочестивом отношении к священным изображениям.

На основании догмата иконопочитания (см.: Часть 1) можно сформулировать и саму норму иконопочитания. Под такой нормой следует понимать использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей как:

  • молитва, обращение ума от образа к первообразу;
  • явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;
  • почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;
  • освящение профанного пространства жизни человека;
  • благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.

При условии:

  • использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);
  • изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;
  • размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться небрежному отношению или попранию, вольному или невольному.

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить, соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

В данной статье мы проанализируем в основном издательскую продукцию православного характера на соответствие указанной норме. При этом (как и прежде) под священными изображениями будем понимать любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Иконы на обложках

Нам уже приходилось писать, что практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков очевидным образом не соответствует правилам благоговейного иконопочитания[1]. Однако поскольку «воз и ныне там», «паки и паки» приходится говорить о том же.

Такими предметами крайне затруднительно и порой невозможно пользоваться благочестивым образом продавцам книжной продукции, читателям, библиотекарям и т.д.

Обложка DVDОбложка DVDИзвестно, что когда верующий целует в храме икону, то благоговейно касается губами края ее поля; целует образ в «ручку», в «браду», но не в сам лик. В случае же обращения с указанными предметами человек вынужден браться руками за лик Господа, Богородицы или святого, класть развернутую книгу на стол, так что святой лик, изображенный на обложке, упирается и истирается о его поверхность. Кроме того, эти предметы носят в сумке вместе с предметами повседневного использования. Вынужденное использование благочестивыми верующими дополнительных обложек, покрывающих и предохраняющих священные изображения на таких предметах (например, на книгах), только подтверждает неправомерность подобного оформления продукции.

В витринах магазинов, церковных лавок и киосков по продаже периодики на такую продукцию нередко кладутся сверху другие товары, происходит расчет с покупателями, во время которого деньги и кошельки кладутся прямо на святые лики, что является очевидным кощунством.

Святитель Иоанн (Максимович) вырезал священные изображения даже из дешевых изданий и освящал их

Потому неудивительно, что оформление книг священными изображениями порицали святые наших дней. Так, известный грузинский святой нашего времени преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Это непочтительное отношение, книга пачкается». Он отрезал такую обложку и хранил ее отдельно[2]. Святитель Иоанн Сан-Францисский (Максимович) очень трепетно относился к любым священным изображениям, которые попадали ему в руки, даже к самым незначительным и малоценным в художественном смысле. Он бережно вырезал их из всевозможных изданий, освящал их по чину Требника и раздавал на благословение всем, кто к нему приходил.

Пример удачного издания православной книги без икон на обложкеПример удачного издания православной книги без икон на обложкеДореволюционная традиция церковного книгоиздания была совершенно иной. И в настоящее время при оформлении обложек большинства богослужебных книг (за исключением Евангелия и Апостола) используется только изображение Креста небольшого размера (например, Октоих). Получившая же теперь широкое распространение практика оформлять обложки различных православных изданий священными изображениями (не только символами и знаками, но и святыми образами), делать их элементом дизайна, своим следствием имеет неизбежное, хотя и невольное для многих, неблагоговейное отношение к священным изображениям и является их профанацией.

Современным издателям и производителям товаров следовало бы разработать способы благочестивого оформления своей продукции, а покупателям при выборе товара – руководствоваться соображениями о возможности или невозможности использовать приобретаемые предметы благочестивым образом, не погрешая против догмата иконопочитания, а главное – против Самого Священного и, в конечном счете, против Бога.

Священные изображения в периодических изданиях

Если публикация священных изображений в книгах в качестве иллюстративного материала или для знакомства с церковным искусством является оправданной, поскольку такие издания предназначены для долговременного использования, то в случае периодической печати против этого имеются серьезные возражения.

Во-первых, публикация репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в периодической печати не соответствует благоговейному иконопочитанию, поскольку такие издания имеют временное ограниченное значение, в то время как догмат иконопочитания VII Вселенского Собора указывает на то, что священные изображения должны изготавливаться из долговременных материалов и для длительного пользования.

Во-вторых, поскольку периодические издания изначально предназначены для кратковременного использования, то закономерно возникает проблема их дальнейшего употребления, хранения и благочестивой утилизации.

В-третьих, из соображений ложно понятого «православного украшательства» издатели порой стремятся разместить на своих страницах как можно больше репродукций икон и других священных изображений, без которых зачастую можно было бы и обойтись.

Лики, используемые как иллюстрации, – такая же профанация священного, как упоминание имени Божиего всуе

Следует помнить, что каждый святой образ уникален, как и его первообраз. Поэтому неумеренное умножение священных изображений в рамках одной статьи или всего издания сводит эту уникальность на нет, превращая лики Спасителя, Богородицы и святых к простому иллюстративному ряду. Всё это неприметно ведет к такой же профанации священного, как упоминание имени Божиего всуе (напрасно), которое поэтому и запрещено третьей заповедью Декалога (см.: Исх. 20: 7).

Отдельных слов заслуживает публикация священных изображений в газетах. В отличие от журналов (ежемесячных, квартальных и т.п.) газеты по самой своей природе и функциональному назначению имеют очень короткий срок службы (как правило, несколько дней); по качеству полиграфии они стоят на последнем месте в общем ряду печатной продукции. В быту к газетам наиболее пренебрежительное отношение. Поэтому издатели православных газет заведомо обрекают своих читателей в лучшем случае где-то хранить или благочестиво утилизировать их продукцию, а в худшем – бросать где попало и тем самым совершать поругание святых икон, репродукции которых там напечатаны.

Поэтому издатели как газет, так и журналов должны помнить, что они как производители продукции в определенном смысле вводят в искушение своих читателей потенциальной профанацией священного (поруганием священных изображений) и потому вместе с ними несут за это ответственность перед Богом.

Широкое распространение сегодня публикации священных изображений в периодических изданиях хотя и успело стать чем-то вроде нового обычая, тем не менее противоречит букве и духу догмата иконопочитания. История Церкви знает немало обычаев, с которыми ей приходилось и до сих пор приходится бороться как с суевериями, или пережитками язычества (об этом см. в продолжении), или тем, что не соответствует ее Священному Преданию.

«Иконы-календари»

В отношении календарей справедливо все сказанное выше о журналах и газетах, поскольку календари суть продукты ограниченного по времени пользования.

Кроме того, следует иметь в виду, что предназначение даже церковного или православного календаря вполне рутинное, т.е. профанное: предоставлять информацию о числах, днях недели, месяца и года, праздниках, днях памяти святых и т.п. Человек смотрит в календарь именно с этой целью.

Если, например, на листе настенного или настольного календаря размещено священное изображение (часто это репродукция иконы), то оно становится второстепенной деталью, простой иллюстрацией наряду с пейзажем или любой другой картинкой в светских календарях, поскольку сам по себе календарь не предназначен для молитвенного делания – словесного или умного обращения к Богу.

Использовать календарь в качестве иконы – значит смешивать профанное и сакральное, обыденное получение информации и личное священнодействие верующего перед Творцом всяческих.

Для того, чтобы это стало очевидным, представьте, что в вашем храме к образам Спасителя, Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона и другим иконам кто-то скотчем прикрепит снизу соразмерные иконам листы православного календаря на текущий месяц с буднями и выходными днями, праздниками, днями памяти святых, обозначением постных и скоромных дней и т.п. Во время службы диакон и священник (а то и епископ) обязаны будут, обходя храм, кадить такие иконы и кланяться им, то есть воздавать почести не только первообразам, но и листу календаря. Да и миряне, желая помолиться у святого образа, будут лицезреть перед собой таблицу календарных дней текущего месяца… Скорее всего и священнослужители, и миряне сочтут такое соединение кощунством и оскорблением святыни, однако дома мы с этим почему-то миримся, как мирятся с этим и производители календарей, и их продавцы.

При переворачивании страниц календаря лики и кресты оказываются тоже перевернутыми, что кощунственно

В календарях, изданных в виде книги или журнала, репродукции священных изображений играют ту же подчиненную иллюстративную роль, что в журнале или книге, умножая количество полиграфической продукции, подлежащей благочестивой утилизации.

В перекидных календарях технология соединения листов часто приводит к тому, что при их переворачивании священные изображения оказываются с перевернутыми вниз ликами или крестами, что неблагочестиво.

Календари высокого полиграфического качества после употребления порой затруднительно даже сжечь (об утилизации предметов священного характера см. в продолжении темы), поскольку они почти не горят, что создает дополнительные трудности для благочестивых верующих.

Календарь в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз ликамиКалендарь в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз ликами

Карманные календарики в виде иконок сочетают в себе «родовые» недостатки малоразмерных бумажных иконок и календарей:

  1. соединяют в себе несовместимое – священное и мирское (обыденное), что ведет к профанированию первого;
  2. ими затруднительно благочестиво пользоваться в быту;
  3. по своему назначению (как календари) они не предназначены для молитвы;
  4. в качестве икон – по материалу – они недолговечны, подвержены порче, часто находятся в неподобающем для иконы месте и т.д.

Издание так называемых «православных численников», т.е. годовых отрывных календарей, следует признать наиболее неблагочестивым, если не кощунственным делом. Ради дешевизны эти календари издаются на низкокачественной газетной бумаге; имеют объем до 784 страниц (т.е. 392 листа, больше, чем дней в году). В процессе использования листы этого календаря необходимо отрывать и куда-то девать ежедневно, а каждый такой лист содержит иконы Спасителя, или Богородицы, или святых, или их жития, святоотеческие поучения, описания церковных праздников и чудес икон Божией Матери и т.п. И все это духовное богатство нашей Церкви хозяин календаря вынужден ежедневно или периодически (еженедельно? ежемесячно?) как-то утилизировать.

В связи со всем сказанным нужно признать неблагочестивым соединение календаря со священными изображениями.

Выводы

Проведенный анализ издательской и другой продукции, имеющей священные изображения, позволяет заключить, что норме иконопочитания не соответствует:

  • практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков и т.п.;
  • публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.);
  • публикация священных изображений в календарях различного типа.

Поэтому лучше не создавать, не продавать, не распространять и не приобретать такую продукцию.

(Продолжение следует.)