Истинная цель христианской жизни – стяжание Святого Духа

Из проповеди архимандрита Георгия (Тертышникова) в день Пятидесятницы

 

 Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Тропарь Пятидесятницы

«Мы должны взирать на сошествие Святого Духа, – пишет митрополит Московский Филарет, – не только как на чудо, прославляющее Апостольскую Церковь, но как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию Святого Духа, непрестанно дышащего идеже хощет». В день Пятидесятницы Дух Святый явился в мир видимым образом и ощутительно для душ человеческих. Но не только Апостолы, но и все последователи Христа призваны быть храмами Духа Святого. «Разве не знаете, – учит апостол Павел, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Присутствие Святого Духа является отличительным признаком истинных христиан. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9), – пишет апостол Павел. «Истинная цель нашей жизни христианской, – учит прп. Серафим Саровский, – есть стяжание Духа Святого».

Первое действие благодати Всесвятаго Духа есть оживление души. Пока грех царствует в нас, душа мертва для Бога и для жизни по Богу. Как от холода зимнего замирает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он подвергается действию холода, предается греху и рабствует ему. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь. Но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и «не обновится лице земли» (Пс. 103, 30). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия и не согреет его Божественною теплотою Своею, не спасет его от угнетающей и обуревающей стихии греха и страстей. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне» (Степенны, гл. 4).

 

Первым свидетельством того, что дух человеческий ожил, служит появление у человека чувства покаяния. Ведь и Спаситель начал Свое служение проповедью покаяния, и первое слово апостолов по принятии ими Святого Духа было призывом к покаянию. Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Покаяние отверзает в нас дверь дальнейшим действиям Духа Божия.

Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой, содействуемая молитвой о помощи: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». «Сердце чисто созижди… и дух прав обнови» (Пс. 50, 12). Долгое время человек, укрепляемый благодатию Святого Духа, борется с грехом; иногда – всю жизнь. И если не ослабеет вера и ревность христианина о спасении, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святой преобразует его в жилище Божие. Очищенная Святым Духом, душа «светлеется Тройческим единством», не явлением только богоподобных свойств, но и живым соединением Бога с духом человека. Очистительными действиями Духа Божия душа преобразуется в «храм Бога живаго» (2 Кор. 6, 16). И таким образом человек достигает цели своего подвига, ибо «цель христианского подвига, – пишет проф. Е. Зарин, – стремление к Богообщению и теснейшее единение с Богом в неразрывном союзе любви с ближними»«А то, что Он пребывает в нас, – учит апостол Иоанн, – узнаем по духу, который Он нам дал» (1 Ин. 3, 24).

Откликнемся же на зов Божий, выраженный словами святого апостола Павла: «Устрояйтесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 22), и будем почаще призывать на помощь Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Источник: иеродиакон Пафнутий (Фокин). Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова). — Сергиев Посад: Издат. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2017. C. 140-142.