Неделя всех святых

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Во имя Отца и Сына и Духа Святого!

«Я уйду от вас, но вы примете силу, когда Дух Святый сойдет на вас», — сказал Христос ученикам Своим перед Голгофой.

И вот, в день Пятидесятницы Дух Святый сошел на Апостолов, вошел как сила, проникающая всю внутреннюю жизнь, они стали причастниками Высшего Знания и привели ко Христу мир. В этот день реально, за пределами видимого мира, открылись глубины и величие мира невидимого. Со дня сего, водимые Духом Святым — Апостолы и их ученики святители, мученики, исповедники неустрашимо пошли в мир и склонили к стопам Христа и гений науки, и поэзию, и музыку, и скульптуру, и кисть художника. Им посвящен нынешний воскресный день. Собирая их вместе, их — взаимно связанных друг с другом одной Верой и единой Любовью ко Христу, хотя и принадлежавших разным расам и народам, разным сословиям, Церковь воспевает им общий гимн, возглашая: «Дивен Бог во святых Своих».

Нынешний день — день всех святых, во вселенной просиявших — это праздник всемирной Христовой Семьи. Ибо все Святые — в их духовном единстве — представляют собою, поистине, единое братство, одну великую Семью, в которой воедино слились со Христом и эллин и иудей, и бедный и богатый, и царь и воин, и ученый и простец.

Этот вселенский, всемирный Сонм свидетельствует о том, что, вопреки утверждениям книжников современного мира, — христианство есть не отвлеченная философская система, что христианство и не теория мертвая, убивающая личность, подобно теориям социализма-марксизма, в основе которых лежат ложь и лицемерие, но что христианство есть сила животворная, которая проникает все существо человека, просвещая его ум, очищая сердце и направляя его волю к деятельности в сознании братства всех во Христе, в сознании ценности каждой личности человеческой и в сознании ответственности каждого за свои дела и поступки.

Во все времена во всей вселенной просиявшие, Святые свидетельствуют своей жизнью и о том, что мерилом достоинства человека являются не происхождение, не общественное или имущественное положение, не иные внешние различия людей, а мотивы чисто нравственные, вытекающие из веры и верности Христу, вытекающие из принятия жизни, как служения высшим ценностям — Богу и человеку.

Эта великая, Церковью прославляемая, всемирная семья или, лучше сказать: всемирное христово братство, свидетельствует и о том, что при внешнем физическом рабстве можно достигать внутреннего просветления, иначе говоря: что внешнее рабство вполне совместно с внутренней свободой нравственной. Для этого нужны лишь твердость христианских убеждений, твердость характера и внутреннее благочестие.

Итак, дорогие во Христе братья и сестры, приложим и мы усилие к усилию, чтобы на всех путях жизни сохранить свободу, быть свободными от грехов, от всякой скверны, да и чрез нас прославится в мире сем Имя Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего и всего мира. Аминь.

Неделя всех святых.

Сегодня земная — воинствующая — Церковь прославляет Церковь Торжествующую, прославляем мы тех, «которых», как говорит ап. Павел, «мир был недостоин… которые верою побеждали царства, творили правду, получили обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, прогоняли полки чужих, испытывали поругания, побои, узы и темницу, были перепиливаемы, подвергались пыткам»…

Нашим почитанием святых не умаляем ли мы величия Божия? О, нет! дорогие братья и сестры, мы во всем следуем учению и наставлениям Христа и Его Апостолов.

Мы почитаем святых, как верных друзей и слуг Божиих. Они явили собой «храм Духа Святого» — «храм Божий» (1Кор. 6:11–19). Мы почитаем и прославляем их дела и подвиги, совершенные ими во славу Божию, совершенные силою благодати Божией, так что в с я честь, воздаваемая нами святым, относится к Богу. Прославляя святых, мы восклицаем: «Дивен Бог во святых Своих»!

Да и Сам Иисус Христос, подтвердив закон: «Господу Богу покланяйся и Ему единому служи», сказал: «вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедаю вам» (Иоан. 15: 14), и засвидетельствовал пред ними: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Матф. 10:40), показывая тем, что честь, воздаваемая слугам верным Его, относится к Нему.

Посему-то, зная, что Христос есть «един (и единственный) посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. 2:56), мы прославляем святых и призываем их в молитвах, как имеющих силу ходатайства от Христа.

Начало молитвенного призывания святых видно еще в Ветхозаветной Церкви: царь Давид взывал Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака, Иакова, отцов наших». Христов ап. Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Ап. Петр обещал верующим и после своей кончины не порывать попечения о них (2Пет. 1:15). А ап. Иоанн Богослов свидетельствует в Апокалипсисе, что святые возносят на небе свои молитвы пред Агнцем Божиим, помня в молитвах о своих духовных чадах в Церкви воинствующей (земной) (Апок. 5:8; 8:34). Имея основанием св. Писание и св. Предание, Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас пред Богом.

Святые это — великие учителя и духовные вожди человечества. Вы знаете, братья, что когда мы соприкасаемся с великой мыслью или вдохновенными страницами творений великанов духа, у нас сейчас же рождаются собственные светлые мысли, высокие чувства и желания. Ради этого мы должны стремиться входить в живое общение с нашими великими учителями и духовными вождями человечества, которым посвящен нынешний день, и углубляться в изучение их жизни и творений. Для этого в каждом доме должны быть жития святых, их должны читать родители, приучая к тому и детей своих. Чтение житий святых даст, прежде всего, умение хранить меру слова, бережливость речи, и убедит в необходимости избегать появляться в обществе дурных товарищей и подруг; они поймут, что в дурном обществе «легче заразиться чужой болезнью, чем передать ему свое здоровье». Аминь.

Источник: Православная библиотека «Золотой Корабль»