«ОТДАЙ МНЕ ЭТИ СУХАРИ, Я ИХ ЗА ЧАЕМ СЪЕМ» Воспоминания об архимандрите Тихоне (Секретареве)

В Псково-Печерский монастырь мои паломничества начались в конце 1990-х годов. Два раза в год – на Рождество Христово и летом, ближе к Успению – я приезжал в монастырь потрудиться и помолиться. Примерно с 2001 года это стало традицией, которую стараюсь поддерживать до сих пор. В то время к Рождеству собиралось много трудников из самых разных уголков России. Когда выпадало много снега, то прежде всего убирали Успенскую площадь, расчищали лестницы. Помнится, как десятка два ребят минут за пятнадцать наполняли снегом бортовой газон. Как-то меня и трудника из Москвы Антона Глозмана монах Максим благословил разгрузить такую машину с площадки перед нижними вратами в ручей Каменец, с чем мы достаточно быстро справились. Послушания были также на кухне – нарубить и сложить дрова, были дежурства в сторожке на нижних и верхних вратах, уборка снега на Святой горке. Обычно после ночной Рождественской литургии трудники уже далеко за полночь разговлялись в рабочей трапезной на втором этаже братского корпуса.

Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в храме Иоанна Богослова СПбДАИкона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в храме Иоанна Богослова СПбДАТрапеза состояла из кусочка булки с маслом, кусочка сыра, селедки, яичка и какао с молоком. После разговления все шли на отдых. Отдых продолжался до праздничного обеда, после которого, в благодарность за посильную помощь обители, нам вручали подарки от о. наместника. Например, в 2001-м году о. Тихон подарил карманное издание писем о. Иоанна (Крестьянкина), которое было дополнено новым изданием писем такого же формата через год, в 2002-м году. В набор подарков входил также Псково-Печерский Патерик, красивый фотоальбом с видами монастыря. Это были любимые настольные книги в те годы.

Поездка в Печоры всегда была связана с особыми переживаниями. Ясное ночное небо в монастыре, усыпанное звездами, очень близко прижималось к земле. По дороге в монастырь и обратно часто вглядывался в небо, где была заметна одинокая и самая яркая звезда (по-гречески μοναχικό αστέρι [монахико´ асте´ри]), сопровождавшая такую же одинокую машину на ночной трассе. И в этом присутствии «монахико´ асте´ри» виделось указание на духовное сродство с монастырем, которое переживала душа.

Вначале о. Тихон казался мне неприступным. Его строгая внешность, немногословие внушали уважение и трепет

После первого посещения Псково-Печерского монастыря записал архимандрита Тихона в свой синодик о здравии и всегда поминал его, до самой блаженной кончины. Вначале о. Тихон казался мне неприступным. Его строгая внешность, немногословие внушали одновременно и уважение, и трепет. Не дерзал подходить к нему с какими-либо вопросами в течение длительного периода времени, кроме одного случая, когда был приготовлен подарок для о. Тихона – образ Царскосельской иконы Божией Матери «Знамение», к которому он с благоговением тогда приложился и принял от меня со словами: «Спасибо! Чтимый образ!» В те годы я был прихожанином Знаменского храма в Царском Селе. Фамильная святыня Дома Романовых, Царскосельская икона Божией Матери «Знамение», хранится и ныне почитается в храме Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в СПбДА. По воспоминаниям духовника Царской семьи, протоиерея Афанасия Беляева, перед отъездом св. Царственных страстотерпцев в Тобольск эта икона была принесена в Александровский дворец из Знаменской церкви, где в Высочайшем присутствии был отслужен молебен Царице Небесной. Тогда земная царица положила на венчик Царицы Небесной цветок, который и взяла с собой в изгнание.

Примерно в конце 2000-х произошло событие, которое стало поворотным в общении с архимандритом Тихоном. Мы договорились с послушником Александром Потаповым навестить нашего общего знакомого в богадельне на Рижской.

На фото: слева направо – послушник Александр Потапов и монах Власий ПотаповНа фото: слева направо – послушник Александр Потапов и монах Власий Потапов

Выйдя из гостиницы на Октябрьской площади для встречи с послушником Александром, я миновал церковь Сорока мучеников, Варваринскую церковь и спокойно шел дальше. И вот тут, на площади перед верхними вратами обители, навстречу мне вышла старушка. Подойдя прямо ко мне и остановившись, она сказала: «У нас в богадельне (она жила там же, где и наш знакомый) подсох хлеб. Говорю отцу Тихону: ‟Вот, хлеб сухой хочу выбросить – нам, старухам, его не съесть”. А он мне говорит: ‟Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем”». Эту старушку я не встречал ни до, ни после, и, несколько удивившись услышанному, кивнул и пошёл дальше. Когда я думал над словами незнакомой бабушки, мне пришла мысль о том, что, оказывается, я совсем не знал о. наместника. Горячо благодарил Господа за то, что Он дал увидеть лучшую сторону его души. Этот небольшой пример доброделания ради Христа произвел на меня тогда сильное впечатление.

После того случая стал насколько возможно часто подходить к о. Тихону, чтобы попросить его молитв, задать вопросы. Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой. По его благословению мной были написаны и защищены на «отлично» две выпускные работы в РХГА и СПбДА о старцах Псково-Печерского монастыря. О. Тихон хотел, чтобы эти работы были в монастырской библиотеке, что и было выполнено. В дальнейшем у меня были сомнения, нужно ли заниматься литературной работой и, в частности, автобиографическими рассказами. На этот вопрос о. Тихон сказал мне, что эти рассказы послужат миссионерским целям и этим нужно обязательно заниматься. По его благословению был написан рассказ «Всемогущество Божие в мои восьмидесятые».

Наш предпоследний разговор был в Сретенском храме 3 января 2018 года. Мы сели рядом на небольшую скамеечку, и я поделился с о. Тихоном рассказом о недавно пришедших скорбях.

Архимандрит Тихон (Секретарев) на молебне в день памяти Державной иконы Божией Матери 15 марта 2017 г.Архимандрит Тихон (Секретарев) на молебне в день памяти Державной иконы Божией Матери 15 марта 2017 г.

О. Тихон попросил келейника принести в подарок для меня свою книгу «Доброделание ради Христа Бога». Он держал книгу левой рукой передо мной и в ответ на мои слова о скорбях начал очень спокойно говорить: «Да, скорби приходят, но вот, смотри, – и после небольшой паузы несколько раз обвел указательным пальцем правой руки название книги на обложке и внимательно прочитал его вслух: ‟Доброделание ради Христа Бога!”» Этим он хотел переключить мое внимание от пришедших скорбей к неизмеримо более важному – к доброделанию ради Христа, как главной цели, к которой нужно стремиться. Остальное оказывается второстепенным. Доброделанию ради Христа посвятил свою жизнь о. Тихон. Он написал более десятка книг, где было собрано многое из того, чем он жил, что он хотел оставить после себя. В этих книгах говорится о труде, молитве, благотворительности, милосердии, заботе о ветеранах, немощных стариках и инвалидах, миссионерском служении и окормлении паломников, воспитании братии, строительстве, реставрации, биографических исследованиях подвижников благочестия Псково-Печерского монастыря, опыте паломничества на Святую Гору Афон, прежней и новейшей истории монастыря и многом другом, что духовно назидает и укрепляет душу.

Он всегда стремился к правильному устроению духовной жизни на основе Евангелия

Из книг, телеинтервью, проповедей о. Тихона становится понятным, что он всегда стремился к правильному устроению духовной жизни на основе Евангелия, святоотеческой литературы, опыта старцев, которые его духовно воспитывали, и, в первую очередь, духовника и старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В главном о. Тихон следовал примеру о. Иоанна Кронштадского, который в личном плане жил очень скромно, но большая часть средств направлялась им на благотворительность, храмостроительство.

Св. праведный Иоанн Кронштадский отмечал в своем дневнике:

«Каждый день просят у тебя милостыни – и давай каждый день охотно, без озлобления, грубости и ропота: ты не свое, а Божие даешь Божиим чадам крестоносным, едва имеющим где главу приклонить; ты приставник Божия достояния, ты слуга вседневный меньшей братии Христовой, исполняй дело свое с кротостью и смирением, не скучай им. Христу, Судии и Мздовоздателю, служишь: великая честь, высокое достоинство! С радостью твори дела добрые. Просто, без больших трудов приходят тебе деньги; просто, не думая много, и раздавай их. Щедро вознаграждаются твои труды – будь щедр к другим сам. Не по заслугам вознаграждаются – не по заслугам и другим давай, а ради их нужды».

Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Мустафин в Псково-Печерском монастыре. 20 июня 2011 годаПрофессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Мустафин в Псково-Печерском монастыре. 20 июня 2011 года

Во время приезда в монастырь в июне прошлого года узнал о тяжелой болезни о. Тихона. Тогда на память решил подписать у него книгу «Свет Христов просвещает всех», где помещена фотография нашего паломничества в монастырь с профессором СПбДА протоиереем Владимиром Мустафиным 20 июня 2011 года. В то время прислуживал псаломщиком в храме, где прот. Владимир служит настоятелем.

О. Тихон напутствовал меня благословением преподобного Силуана Афонского: «Священник – молитвенник за весь мир»

Отец Владимир ценил многие таланты архимандрита Тихона. В середине 2000-х годов о. Тихон успешно подготовил и защитил кандидатскую диссертацию в СПбДА. При встрече они тепло пообщались, и заочно также с теплотой вспоминали друг друга. Ровно через семь лет после нашего паломничества, в последнюю нашу встречу, о. Тихон напутствовал меня благословением преподобного Силуана Афонского: «Священник – молитвенник за весь мир. Бог в помощь! 20 июня 2018 года А.Т.».

Благословение Архимандрита Тихона (Секретарева)Благословение Архимандрита Тихона (Секретарева)

Меня заинтересовала эта цитата, и я решил найти оригинальный текст в книге архимандрита Софрония Сахарова «Старец Силуан Афонский»:

«Монах – молитвенник за весь мир… Господь Иисус Христос, Сын Божий, дает монаху любовь Святого Духа, и от этой любви сердце монаха всегда печально о народе, потому что не все спасаются. Сам Господь до того был печален о народе, что предал Себя на крестную смерть. И Божия Матерь ту же печаль о людях носила в сердце Своем… Того же Духа Святого дал Господь апостолам, и святым отцам нашим, и пастырям Церкви… В этом служение наше миру. И потому ни пастыри Церкви, ни монахи не должны заниматься мирскими делами, но подражать Божией Матери, Которая в храме, во ‟Святая святых”, день и ночь поучалась в законе Господнем и пребывала в молитве за народ”. Молитва за весь мир, за всего Адама, приводит во многих случаях к удалению от частного служения людям. Быть может, кто-нибудь спросит: не есть ли такое удаление от частного служения – отказ от чего-то конкретного ради чего-то абстрактного? Конечно, нет, так как весь Адам не есть абстракция, а самая конкретная полнота человеческого бытия. Природа всечеловеческого бытия такова, что каждое отдельное лицо, преодолевая в себе зло, этой победою наносит поражение космическому злу столь великое, что следствия ее благотворно отражаются на судьбах всего мира. С другой стороны, природа космического зла такова, что, побеждаемое в отдельных человеческих ипостасях (лицах), оно терпит поражение, значение и размеры которого бесконечно непропорциональны количеству. Единый святой — есть явление чрезвычайно драгоценное для всего человечества. Святые фактом своего бытия, хотя бы и неизвестного миру, но известного Богу, низводят на землю, на все человечество, великое благословение Божие. Старец пишет: ‟Вот за этих людей, думаю, Господь сохраняет мир, ибо они приятны Богу, и Бог всегда послушает Своих смиренных рабов, и нам всем бывает хорошо за их молитвы”»[1].

На фото слева направо: Архимандрит Таврион (Балов), Архимандрит Тихон (Секретарев), архимандрит Филарет (Кольцов)На фото слева направо: Архимандрит Таврион (Балов), Архимандрит Тихон (Секретарев), архимандрит Филарет (Кольцов)

Победа над злом в отдельном человеке наносит поражение вселенскому злу

В этой цитате я выделил для себя, во-первых, мысль об общем начале в монашеском и пастырском служении: отречение от дел мира, которое выражается в наиболее полном посвящении себя молитве, церковному служению. В этом смысле, можно поставить знак равенства между монашеством и священством, что и сделал в своем благословении о. Тихон. Во-вторых, личный опыт богообщения преподобного Силуана Афонского указывает на необходимость молитвы «за весь мир». Преподобный считал, что, находясь в раю, человек будет страдать, если увидит, что кто-либо из его родных или знакомых не спасется. Это не отвлеченное умствование, а откровение Божие, которое было выстрадано им в подвиге. И наконец, третье, победа над злом в отдельном человеке наносит поражение вселенскому злу, «значение и размеры которого бесконечно непропорциональны количеству». Молитва человека, одержавшего победу над злом, умилостивляет Бога, и Он низводит благодать Св. Духа и на этого человека, и на весь мир.

Вот такие выводы следуют из мысли преподобного Силуана Афонского. На них хотел обратить мое внимание в своем кратком благословении о. Тихон. Они характеризуют, прежде всего, его самого как духовного труженика и молитвенника. Царствие Небесное, дорогой отче Тихон. Вечная Память!

Священник Александр Позов
храм Святителя Митрофана Воронежского, г. Гатчина