О молитве

Молятся многие… Прибегают к Богу в различные минуты своей жизни не только под влиянием тяжелых пережи­ваний, но и в радости, от избытка свет­лых чувств. Нередко молятся в начале какого-либо дела; реже — в конце. Молятся внезапно, среди дня, устремляясь к Создателю своему в порыве благодарения или покаяния. Молятся методично, по утрам и вечерам. Более продолжительно — в храме. Мо­лятся, когда придет вечерняя тишина или настанет утренний тихий час…

Разнообразны слова, с которыми человек обращается к Богу; многи оттенки чувств; различна сила устремления; несходна степень веры… Великая и страшная по силе своей ответственности молитва объединяет все человечество: она — самое высшее единение из доступных для людей. В этом незримом, но истинном единении единятся все возрасты и поколения, все осколки падшего и расколовшегося челове­чества — люди разных народов, убеждений, мыслей, состо­яний. Все единятся между собою незримыми нитями в тай­не молитвы.

Если мир не распался, еще стоит и держит на себе чело­века — это оттого, что со всех концов мира, со всех его гор и от всех его бездн поднимается чистая молитва к Богу, вздох восстановляемого творения.

Что такое молитва? Это — разговор с Богом.

Люди почитают себя счастливыми и всю жизнь помнят случаи, когда им удается поговорить с каким-либо выдаю­щимся, высоким по своему положению или таланту челове­ком, человеком с мировым именем. Сколь более, казалось бы, должны люди ценить разговор с Тем, Кто создал всякую высоту и значительность в мире, какой трепет подлинной радости должно было бы вызывать осознание возможности непосредственного обращения к Единому Истинному Хозя­ину неба и земли!..

Но мало и очень глухо сознают люди эту близость Божию.

Что обычно ценится в молитве? Ценят возможность по­просить что-нибудь у Хозяина всего: избежать болезней, страданий, опасности, смерти (своей или близких людей); ценят возможность получить какое-либо осязаемое благо, так называемое жизненное счастье: мирную семью, близко­го человека, хороших детей, удачно сложившуюся обстанов­ку, приятную работу, здоровье, то или другое дело…

Но не только земные нужды одолевают человека и влекут к предстоянию пред Богом. Многие люди понимают, что все материальное надо крепко предавать в руки Божии, даже в молитвах не слишком заботясь о нем, выполняя лишь свои высшие задачи. Остальное все «приложится», сказал Гос­подь. И, веря в это, многие верующие ищут и просят в молит­ве только ценностей духовных: самой молитвы, терпения, любви, кротости, смирения, веры, чистоты, правды. Просят узнать и услышать волю Божию — и, услышав, исполнить ее. Во многом уже зная волю Божию, просят сил себе благодат­ных на исполнение этой воли.

Достойна всякого почитания высокая, не материальная цель молитвы, особенно молитвы за других. Но и в своих про­стых материальных запросах люди, прибегающие к молитве, как дети, получают ее плод, хотя и не всегда тот, который они просят. Самая же высокая молитва, которую не знаешь ка­кими словами и восхвалить, — это молитва, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием как можно ближе придвинуться к Господу, поло­жить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое. Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хо­чется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви.

Священным бескорыстием, исканием молитвы ради са­мой молитвы может быть наполнено всякое человеческое прошение к Богу, одухотворена и оправдана всякая молитва. Земной повод к ней есть лишь второстепенное, привходя­щее обстоятельство. Сердцем же и волей молитвы остается радость поговорить, пообщаться, излить все тревоги, все со­мнения, все радости свои Единому Вселюбящему Премуд­рому и Всезнающему Отцу.

Лепет ребенка угоден Ему. Господь принимает все проше­ния человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя пред Лицом Владыки. Все малое усовершается в этом предстоянии, все несовершенное делается великим.

Не смущайтесь величиною или ничтожеством ваших прошений, но ищите прежде всего не то, что вы хотите про­сить, а Того, Кого вы хотите просить. Недостойны просьбы лишь тех, которые Господа меньше любят, чем ту вещь или дело, о которых они просят. Если же вы любите Господа больше всего, то благословенно всякое прошение ваше, и великое и малое, и всякая просьба ваша исполнится, а та, которая не исполнится, принесет большее благо, чем та, ко­торая исполнится.

Представьте себе, что вы не видите очень близкого и лю­бимого вами человека, общение с которым есть всегда ра­дость для вас. Вы хотите его видеть, и возможно чаще, но обратиться к нему вы можете только тогда, когда у вас есть какая-нибудь к нему просьба. Вы очень хотите его видеть, гораздо более, чем получить что-либо от него. И чтобы его видеть, вы обращаетесь к нему с просьбой… В глубине серд­ца вашего вам все равно, исполнит или нет он ваше проше­ние, но вам дорого общение с ним, возможность говорить и слушать его. Вы уходите из его дома, совершенно не помы­шляя о подарке, дал ли он вам его или не дал. Ваше сердце наполнено им самим… Вот что значит человеческая любовь.

Если человека мы можем так любить, сколько более — Бога! Ведь радостно всякое наше прошение пред Ним. Плод великий всегда остается в нашей душе от молитвы — мы вос­ходим на небо, к Творцу светов, и падает на наше сердце бо­жественный угль серафимовой благодати…

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. — Издательство братства во имя святого князя Александра Невского.