Паломническая поездка в Серафимо-Знаменский скит

1 июля по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Димитрия насельники Патриаршего Подворья храма святой великомученицы Ирины совершили паломническую поездку в Серафимо-Знаменский скит, где приложились к мощам новопрославленной святой преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) и посетили домик, где жила матушка Фамарь, будучи настоятельницей скита.

Справка: Освященный в 1912 году, скит просуществовал 12 лет, и сыграл заметную роль в истории русского женского монашества. Весь монастырь сделан в неорусском стиле.

Схиигумения Фамарь — это грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова (1868-1936), сестра выдающегося реформатора театра Константина Марджанишвили. Она была высокообразованная женщина своего времени и красавица, одной из замечательнейших людей своего времени.

Лишившись к 20 годам родителей, она поступила в Грузии в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины. А в 1902 году матушка Фамарь стала игуменией этого монастыря, где было 300 сестер и две женские школы. Затем стала настоятельницей Московской Покровской общины сестёр милосердия. Позже матушка Фамарь при поддержке великой княгини Елизаветы Фёдоровны основала к югу от Москвы Серафимо — Знаменский скит.

Когда юной послушницей Тамара пришла в обитель, игумения Ювеналия подарила ей книгу «Сказаний» о жизни и подвигах еще не прославленного во святых старца Серафима Саровского. С тех пор матушка возымела к нему необыкновенную любовь. Тогда же во сне явился ей святой старец и произнес пророческие слова о ее игуменстве.

В 1916 году состоялся постриг матушки в схиму. В 1924 году скит был закрыт. С 1925 г. в зданиях монастыря располагалась Заборьевская больница с амбулаторией, терапевтическим и родильным отделениями. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер, батюшка — иеромонах Филарет (Постников), всего 12 человек, по числу апостолов Христовых, поселились недалеко от Москвы, в Перхушково. В 1931 году матушку арестовали, заключили в тюрьму, и затем сослали в Сибирь.

Благодаря ходатайству ее брата Константина, известного режиссера и реформатора театра, ссылка матушки закончилась весной 1934 года. Вернувшись, она поселилась в маленьком домике около станции Пионерская Белорусской железной дороги. К этому времени матушка была уже тяжело больна туберкулезом. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Художнику было дано увидеть и отразить сокровенную красоту духа подвижницы.

Отпевал ее на дому владыка Арсений, которого ждал очередной арест. В 1937 году по ложному обвинению он был расстрелян на Бутовском полигоне.

В центре скита стоит необыкновенно красивый храм с шатровой чешуйчатой крышей, как свеча, устремленной к небу, построенный архитектором А.В.Щусевым в стиле Псковско-Новгородского зодчества. Ее венчают 24 кокошника — по числу апокалиптических старцев. Ограда скита насчитывает 33 сажени — по числу лет жизни Христа. Сестер по уставу было тоже 33. В ограде расположено 12 домиков-келий — по числу Апостолов. Каждый домик с имя своего Апостола.

В подземной части храма устроена церковь в стиле грузинского православия в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Верхняя церковь – Серафима Саровского.

Еще одна святыня скита — икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая». На ней Божия Матерь прикрывает головным платком и словно защищает Младенца, а Он держит в руке кисть винограда — эмблему Святого Причащения. Этот образ матушка Фамарь считала хранительницей скита.

Рядом со скитом протекает река Рожайка, когда-то широкая и полноводная, теперь тихим ручейком струится по округе. Но в районе скита характер ее вдруг резко меняется — она становится говорливой и быстрой, вспенивая неглубокие свои воды по камням, которые появляются на ее пути.

В жизни скита так же отчетливо звучит грузинская тема, как в речке Рожайке здесь слышится характер стремительной горной реки. И теперешняя настоятельница поддерживает связь с грузинским монастырем, откуда в лучшие времена приезжали в скит монахини.

В скиту почти сразу, после того как насельницы там появились, одновременно завелась и разная живность. Подарили лошадку Ладу — она оказалась жеребая, вскоре у нее родилась дочка, которую назвали Палестинка. Корова, собачка, кот. Потом еще подарили маленькую лошадку. На лошадках катают паломников, особенно рады этому дети. Летом в скиту часто бывают дети. Практикуется здесь так называемая иппотерапия — оказывается, общение с лошадьми, катание на них, специальные упражнения верхом на лошади оказывают большое положительное воздействие при лечении различных болезней, например, болезней позвоночника, или аутизма у детей.

В течение трех последних лет скит возрождается. На сегодняшний день в скиту восстановлены одиннадцать из двенадцати домиков-келий в том виде, в каком они были раньше. Живут в скиту семнадцать насельниц. Ухаживают за животными, выращивают картошку и овощи. Украшают цветами территорию скита. Молятся Богу и воссоздают кусочек рая на земле.