Память преподобного Георгия Иверского, Святогорца

Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий Ивер­ский, Афон­ский, ро­дил­ся в Три­а­ле­ти (об­ласть Юж­ной Гру­зии) в 1009 го­ду (по неко­то­рым дан­ным, в 1014 го­ду) в се­мье знат­ных вла­де­те­лей Ма­рии и Иа­ко­ва. Его отец по по­ру­че­нию гру­зин­ско­го ца­ря Ге­ор­гия I (1014–1027) ез­дил к пер­сид­ско­му ша­ху в ка­че­стве посла.

Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 7 лет, ро­ди­те­ли при­ве­ли его в жен­ский Тад­зрий­ский мо­на­стырь, где вос­пи­ты­ва­лась его стар­шая сест­ра Тэк­лэ (Фек­ла). Здесь свя­той Ге­ор­гий про­вел три го­да и два­жды за это вре­мя был чу­дес­но спа­сен Про­мыс­лом Бо­жи­им от ги­бе­ли (в ре­ке Кция и в пла­ме­ни по­жа­ра, раз­ра­зив­ше­го­ся в оби­те­ли).

В 1019 го­ду по прось­бе сво­их дя­дей (бра­тьев от­ца), Ге­ор­гия-пи­са­ря и Сав­вы, под­ви­зав­ших­ся в Хахуль­ском муж­ском мо­на­сты­ре, от­рок Ге­ор­гий по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля Хахуль­ско­го мо­на­сты­ря Ма­ка­рия на вос­пи­та­ние у стро­го­го по­движ­ни­ка Ила­ри­о­на Туа­ле­ли, ко­то­рый сла­вил­ся об­ра­зо­ван­но­стью и вы­со­той ду­хов­ной жиз­ни.

В 1022 го­ду свя­той Ге­ор­гий был от­прав­лен в Кон­стан­ти­но­поль, где в про­дол­же­ние две­на­дца­ти лет тща­тель­но изу­чал на­у­ки и по­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние.

По­сле воз­вра­ще­ния в Гру­зию в 1034 го­ду он при­нял ино­че­ский по­стриг в Хахуль­ском мо­на­сты­ре от бла­жен­но­го стар­ца Ила­ри­о­на Туа­ле­ли. Спу­стя неко­то­рое вре­мя инок Ге­ор­гий, от­дав свои одеж­ды ни­ще­му и одев­шись в его вет­хое ру­би­ще, от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам Па­ле­сти­ны.

По­сле непро­дол­жи­тель­но­го пре­бы­ва­ния в оби­те­лях на Чер­ной го­ре (близ Ан­тио­хии) инок Ге­ор­гий от­пра­вил­ся на Див­ную го­ру, в мо­на­стырь свя­то­го Си­мео­на Див­но­гор­ца († 459). Там он об­рел ду­хов­но­го на­став­ни­ка – стар­ца Ге­ор­гия Мол­чаль­ни­ка († 1068), то­же гру­зи­на, жив­ше­го в рас­се­лине ска­лы. Три го­да про­вел он в мо­на­сты­ре свя­то­го Ро­ма­на (с 1036 по 1039 гг.). В 30-лет­нем воз­расте пре­по­доб­ный Ге­ор­гий при­нял ве­ли­кую схи­му от стар­ца Ге­ор­гия Мол­чаль­ни­ка. За­тем, на­пут­ству­е­мый им, он от­пра­вил­ся на Афон, в Ивер­ский мо­на­стырь. По до­ро­ге свя­той по­се­тил Иеру­са­лим и по­кло­нил­ся Гро­бу Гос­под­ню.

Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий при­был на Афон в 1040 го­ду и про­дол­жил ра­бо­ту над пе­ре­во­дом бо­го­слу­жеб­ных книг и тво­ре­ний свя­тых от­цов Церк­ви, на­ча­тую пре­по­доб­ным Ев­фи­ми­ем Ивер­ским (па­мять 13 мая).

И по­ныне Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­ет ка­но­ни­че­ской и до­пу­сти­мой для цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния толь­ко ту ре­дак­цию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рая при­над­ле­жит пе­ру пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го, до­стой­но за­вер­шив­ше­го тру­ды пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия.

В Жи­тии пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия при­во­дит­ся непол­ный спи­сок его пе­ре­во­дов с гре­че­ско­го: Боль­шой Си­нак­сарь, Де­я­ния и По­сла­ния свя­тых апо­сто­лов, две­на­дцать Бо­го­слу­жеб­ных Ми­ней, Ок­то­их, Три­одь (пост­ная и цвет­ная), Треб­ник, Псал­тирь, Пол­ный Ча­со­слов, «Ше­стод­нев» свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, По­сла­ния свя­то­го Иг­на­тия Бо­го­нос­ца, Со­бор­ные по­сла­ния свя­то­го Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, Кни­га свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го, Кни­га свя­то­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та, Кни­га де­я­ний VI Все­лен­ско­го Со­бо­ра «и мно­го дру­гих по­лез­ных и свя­тых книг».

Из пе­ре­во­дов свя­то­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го с ла­тин­ско­го на гре­че­ский до нас до­шло из­вест­ное со­чи­не­ние епи­ско­па До­ро­фея «О 70 уче­ни­ках Гос­по­да». Ши­ро­ко из­вест­но так­же ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го «Жи­тие Иоан­на и Ев­фи­мия», да­ю­щее об­сто­я­тель­ные све­де­ния об ос­но­ва­нии и внут­рен­ней жиз­ни Афон­ско­го Ивер­ско­го мо­на­сты­ря при пер­вых его кти­то­рах и на­сто­я­те­лях – пре­по­доб­ных Иоанне и Ев­фи­мии (па­мять 12 июля и 13 мая).

По­сле го­да по­слуш­ни­че­ства пре­по­доб­ный Ге­ор­гий в 1042 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и на­зна­чен стар­шим иеро­мо­на­хом при со­бор­ном хра­ме. Он ис­пол­нял так­же обя­зан­но­сти ре­ген­та. Сво­бод­ное от бо­го­слу­же­ний вре­мя свя­той по­свя­щал пе­ре­вод­че­ской де­я­тель­но­сти и по­э­ти­че­ско­му твор­че­ству. Афон­ские пес­но­пе­ния пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го, в част­но­сти, зна­ме­ни­тый «Ве­чер­ний звон» (пе­ре­вод на рус­ский язык И. И. Коз­ло­ва), бы­ли впо­след­ствии пе­ре­ве­де­ны на мно­гие ев­ро­пей­ские язы­ки.

По­сле кон­чи­ны игу­ме­на Ивер­ско­го мо­на­сты­ря Сте­фа­на Хар­ту­ля­ри пре­по­доб­ный Ге­ор­гий был в 1044 го­ду из­бран но­вым на­сто­я­те­лем (три­жды жре­бий ука­зал на него). По­пе­че­ни­ем но­во­го игу­ме­на был пе­ре­стро­ен и укреп­лен со­бор­ный храм оби­те­ли в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и под­твер­жде­ны пра­ва гру­зин на Ивер­ский мо­на­стырь. С этой це­лью пре­по­доб­ный Ге­ор­гий по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, где был при­нят им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном IX Мо­но­ма­хом (1042–1055) и по­лу­чил от него жа­ло­ван­ную гра­мо­ту.

Вер­нув­шись в Ивер­скую оби­тель, пре­по­доб­ный оста­вил по­сле се­бя на­сто­я­те­лем Ге­ор­гия Ол­ти­се­ли и от­пра­вил­ся на Чер­ную го­ру, близ Ан­тио­хии. Ве­ро­ят­но, он вы­нуж­ден был это сде­лать, чтобы оправ­дать пе­ред Пат­ри­ар­хом Ан­тио­хий­ским Фе­о­до­си­ем III (1057–1076) бра­тию Ивер­ско­го мо­на­сты­ря, за­по­до­зрен­ную гре­ка­ми в непра­во­сла­вии. Пре­по­доб­но­му Ге­ор­гию уда­лось спра­вить­ся не толь­ко с этой за­да­чей, но и убе­дить Ан­тио­хий­ско­го Пер­во­свя­ти­те­ля в ка­но­ни­че­ской за­кон­но­сти ав­то­ке­фа­лии Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­хра­ня­ю­щей апо­столь­скую пре­ем­ствен­ность от свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Из Ан­тио­хии по при­гла­ше­нию гру­зин­ско­го ца­ря Баг­ра­та IV (1027–1072) пре­по­доб­ный Ге­ор­гий от­пра­вил­ся в Гру­зию. В Гру­зии он про­вел пять лет: учил на­род сло­вом и де­лом, по­мо­гал бла­го­устро­е­нию цер­ков­ной жиз­ни и внед­рял свои пе­ре­вод­че­ские тру­ды. Бла­го­да­ря их вы­со­ким на­уч­ным и ли­те­ра­тур­ным до­сто­ин­ствам они бы­ли при­зна­ны Гру­зин­ской Цер­ко­вью об­раз­цо­вы­ми.

За­бо­тясь о ду­хов­ном про­све­ще­нии стра­ны, пре­по­доб­ный Ге­ор­гий ото­брал 80 гру­зин­ских юно­шей и от­пра­вил­ся с ни­ми на Афон, чтобы от­дать их в ос­но­ван­ное им же учи­ли­ще. По до­ро­ге он по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль. Несмот­ря на уго­во­ры уче­ни­ков от­ло­жить по­се­ще­ние им­пе­ра­то­ра, по­сколь­ку пре­по­доб­ный Ге­ор­гий за­не­мог, он, бу­дучи из­ве­щен свы­ше о сво­ей пред­сто­я­щей кон­чине, по­то­ро­пил­ся пред­ста­вить им­пе­ра­то­ру Кон­стан­ти­ну Х Лу­ке (1059–1067) сво­их уче­ни­ков и по­лу­чил гра­мо­ту на их обу­че­ние в афон­ском учи­ли­ще.

На сле­ду­ю­щий день, 29 июня 1065 го­да, свя­той Ге­ор­гий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Те­ло пре­по­доб­но­го бы­ло с че­стью пе­ре­ве­зе­но на Афон, про­слав­лен­ное на пу­ти оче­вид­ны­ми зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей. Оно год про­ле­жа­ло в гро­бе без по­гре­бе­ния в хра­ме Всех Свя­тых. Ко­гда гроб был от­крыт, те­ло свя­то­го ока­за­лось со­вер­шен­но нетлен­ным: ни один во­лос не упал с его го­ло­вы и бо­ро­ды. Гроб свя­то­го Ге­ор­гия был уста­нов­лен близ ра­ки свя­то­го Ев­фи­мия 24 мая 1066 го­да, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Си­мео­на Див­но­гор­ца. С со­гла­сия ка­то­ли­ко­са-пат­ри­ар­ха всей Гру­зии Иоан­на IV (1110–1142) еже­год­но в этот день со­вер­ша­лась па­мять свя­то­го Ге­ор­гия, при­уро­чен­ная впо­след­ствии к дню его бла­жен­ной кон­чи­ны и со­вер­ша­е­мая ныне 27 июня.