Понедельник Светлой седмицы

От Светлого Христова Воскресения седмицы начинаются с воскресного дня и оканчиваются субботой. Слово седмица означает годовой отрезок, равный семи дням. Слово седмица имеет библейское происхождение, так как Бог сотворил Свои дела за шесть дней и в седьмой день почил от дел. Начинается седмица с Недели, что значит не делать в этот день согласно 5-й заповеди Бога.

Этот день посвящен памяти о воскресении Христа из мертвых, он так и остался в народном календаре – воскресенье. Далее следует первый день по Неделе – понедельник. Затем второй – вторник, после которого наступает середина – среда. Четвертый день – четверг. Пятый – пятница. И завершает седмицу суббота, название которой установлено еще в Ветхом Завете через пророка Моисея. Суббота была установлена Богом как день покоя от дел, но в Новом Завете этот день заменил день Воскресения. Во всех календарях воскресенье остается выходным днем.

45722648.jpg

С апостольских времен торжественное празднование христианской Пасхи подобно ветхозаветной продолжается целую седмицу. На Шестом Вселенском Соборе в 66-ом правиле было принято «От дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новой (Фомины), во всю седмицу верные должны в святых церквах непрестанно упражняться в псалмах и пения духовных, радуясь и торжествуя о Христе и внимая чтению Божественных Писаний наслаждаться святыми Таинами (Св. Причащением). Ради этого торжества не бывает конское ристалище или иное народное зрелище». В Светлую седмицу отменяется пост в среду и четверг, поэтому она называется сплошная.

Во всю Светлую седмицу совершается пасхальный трезвон.

Светлый понедельник

Согласно библейскому преданию в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся небо. В Светлый понедельник согласно Евангелию Христос воскреснув явился неузнанным двум своим ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин:

«И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк., 113-е зач., 24: 12–35).

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Ин. 20:19–25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.