Поучение в неделю Праотец

Прекрасен был Богом сотворенный мир. Сам Бог так оценил его. Таким он и был до греха. Особенно прекрасным он был потому, что не заграждал собою от человека мира невидимого, где сонмы ангелов, где Сам Господь. Как голубое небо в тихий день из глубины зеркальных вод этот невидимый мир заглядывал в глаза человеку, манил его к себе. Он улыбался ему из лазурной глубины небес и сквозь цветущий рай земной. За шумом древесной листвы следовало иногда явление Самого Бога и Творец вел живую беседу со Своим созданием. Внимая ей, человек учился наслаждаться духовной красотой, познавать истину и любить Отца своего небесного. Человек — Божье дыхание — по своей живой душе был тогда у Источника своей жизни и потому не умирал. То была райская вечеря, на которой Отец небесный питал человека лишь плодами жизни. Вкушая их, человек был счастлив.

Но возгордился первый человек. Пошел он вслед диавола, путем познания добра и зла, захотел быть подобным Богу… И исчез мир невидимый из его глаз. Господь сокрыл от человека Своё лицо. И увидал человек позади себя у врат рая херувима с пламенеющим мечем: возврат к райскому счастию был потерян, а впереди оказались — проклятая Богом земля с терниями и волчицами, труды и болезни и, наконец, могила.

Но любвеобильный Бог не оставил Свое падшее создание. Среди людей, во плоти человека явился на земле Единородный Сын Его. Ангелы возвестили при Его рождении, что снова с нами Бог, и Сам Христос Сын Божий, когда выступил со Своим учением перед народом, объяснил, что Он с Отцом Своим небесным — едино. И побеждая смерть крестом, перед тем, на Тайной вечери, сказал апостолам Своим, благословляя хлеб и чашу: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Пиите из нее вси, сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многие изливаемая. Вкушайте от этого хлеба и пейте от этой чаши, и будете в себе самих иметь источник жизни вечно. Вкушающего Я воскрешу в последний день. Вот Трапеза Святая, вот вечеря Его! Ее творить Господь заповедал до того времени, когда Он снова придет и всех вкушающих возьмет туда, где будет Сам. И вот когда Христос принял затем смерть на кресте, воскрес потом и вознесся во славе на небо, чтобы уготовать нам вечерю небесного блаженства, здесь на земле Его Святая Церковь, по Его завету, ежедневно устрояет Великую Вечерю во спасение всем верующим: Духом Святым претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа и призывает к этой небесной пище всех христиан, кто хочет вечно жить, Христа любить и быть по смерти со Христом.

Но не все идут на зов Церкви. Появилось много лиц, неисповедующих Христа Сыном Божьим, пришедшим во плоти, и многих неопытных отторгают от ограды Церковной. Они внушают не верить Христу, а верить только им. Они призывают человека быть гордым, не смиряться перед Богом, надеяться лишь на свои силы и думать лишь о том, как лучше устроить земную вечерю, земной, греховный пир. Отвечая греховным желаниям человека, эти люди всю силу своего ума и воли обращают на разрешение одного вопроса: как доставить каждому наибольшее земное довольство при наименьших усилиях со стороны человека, чтобы у него с избытком оставалось время для животного покоя. Много сил потрачено на это дело, а земное довольство все умаляется, и нет мира в сердцах людей, измученных греховной суетой. И только управляемый Самим Христом корабль — Святая Церковь — среди бушующих страстей плывет невозмутимо к вечной цели — на вечерю Отцу Небесному.

Возлюбленные братие! Не покидайте этого Святого корабля! Держитесь его всеми силами своей души. С духовной жаждой окружайте Святую Трапезу. С благоговением участвуйте в той духовной вечери, которая совершается здесь в Храме за литургией. Не будьте только в числе званных на эту вечерю, но не избранных, подобными тем, о которых говорилось в ныне слышанной вами притче. Почему они оказались в числе званных на вечерю, но не избранных? Потому, что один отказался придти, так как купил имение и захотел посмотреть на него, другой шел испытать новокупленных волов, третий женился и потому не мог придти.

Всё нужные, житейские дела, какие и мы часто приносим с собой сюда в храм. И такие нужные, что и Церковь не забывает о них: мы молимся в начале обедни о здравии, о благоприятной погоде, об изобилии плодов земных. Значит не грех сами по себе эти заботы. Церковь и Господь не запрещают думать о них. Но, чтобы была жива и душа наша, надо, чтобы она имела свое время, когда житейские заботы не будут мешать ей. «Всякое ныне житейское отложим попечение», — слышим мы в Херувимской песни. Вот на это-то время до конца службы и зовет нас оторваться от житейских забот в молитве Херувимская песнь. «Горе имеем сердца», — слышим мы дальше, и в это время надо забыть все, кроме Бога. Надо придти к Господу на Его вечерю, а не уходить своею мыслию на свои обычные дела.

Нужно это не для Господа, а для нас самих. В житейских заботах изболеет душа, все надоест, опротивеет, и человек становиться раздражительным, без причины гневливым, все ему не по себе. Болеет душа. Вот молитва за литургией, а еще более причащение Святых Христовых Тайн и облегчает боль души. Около Бога во время молитвы все забудешь, все обиды и огорчения уходят куда-то. И после такой молитвы выходишь из храма спокойным и радостным, и все вокруг как будто становиться лучше. Если и заметишь что-нибудь неладное, оно проходит, не огорчая, не раздражая. Вот почему участие в молитве за литургией и можно сравнить с вечерей, с пиром: оно дает душе радость и покой.

Много званных посещает храм, но все ли получают это утешение? Не бывает ли так, что стоя в храме, душой не расстаешься со своими обычными заботами, болит, не успокаивается сердце, и выходишь из храма еще более недовольным и раздраженным; это значит, что мы не попали в число избранных, не попали на пир веры, молитвы: нас удержали житейские заботы. Оттого душа и не отдохнула.

Будем же внимательны к словам Херувимской песни и всякий раз, когда услышим ее, на самом деле постараемся всякое житейское отложить попечение. Тогда мы действительно станем полными участниками духовной вечери, совершаемой здесь, в храме и сподобимся быть участниками той небесной блаженной вечери, которую Господь приготовил всем верующим и любящим Его в вечной жизни.

Аминь.

Проповедь отца Михаила Ивановского, последнего духовника Зачатьевской обители.

zachatevmon.ru