Православная Церковь и посты. Архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Из-за недопонимания всей важности для благочестивой жизни «простых» вещей подчас возникает мнение, что пост — это что-то не­важное по отношению к «духовности». Но в тех правилах, которые Православная Церковь пре­подает своим чадам как средства на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост — время, ког­да верующий человек воздерживается от приня­тия в пишу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал — души и тела, которые должны взаимодействовать, поэтому телесное воздержание должно подкрепляться мо­литвенным деланием.

В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой (Суд. 20, 26-27), при всенародном бедствии и покаянии (1 Цар. 7, 6). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собра­ние, пригласите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из сво­ей горницы» (Иоил. 2, 12-13, 16). Сорок дней молился и постился Христос Спаситель перед на­чалом Своего мессианского служения (Мф. 4, 2).

Когда Младенец Христос был принесен в Иерусалимский храм, то там «была также Ан­на пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 36-37). Постились ученики; первоначально, однако, они не соблюдали поста (Мк. 2, 18), но не из пренебрежения им. Христос пришел не упразднить традиции, но исполнить их (Мф. 5, 17), поэтому Он запрещает показное соблюдение постов. «Также, когда поститесь, — учит Божественный учитель, — не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрач­ные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают на­граду свою. А ты, когда постишься, помажь го­лову твою и умой лице твое, чтобы явиться пос­тящимся не пред людьми, но пред Отдец твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).

Святые ученики Христовы после Его преславного вознесения совершали свое апостоль­ское служение, сочетая пост и молитву (Деян. 13,2; 14, 23). В подвиге поста подвизался великий проповедник христианства апостол Павел (2 Кор. 6, 5; 11, 27).