Православные святыни мира. Иорданская пустыня. Лавра Саввы Освященного

Савва Освященный родился в 439 г. в маленьком городке Муталаска в провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и София уехали по долгу службы отца в Александрию, а пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворений.

Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в течение пяти лет.

_1.jpg

Лестница над ущельем, ведущая в монастырь

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до

Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше иноки устроили в пещере церковь.

Первым строением Великой Лавры, была сторожевая башня – башня Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и обратился к Богу с такими словами: «Владыка, Господи Боже наш, Чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с Твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего».

Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды. Вода из святого источника употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для бытовых нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

_2.jpg

Монастырская костница

_3.jpg

Прпп. Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Икона XV в.

Кроме башни Юстиниана есть еще одна – «башня женщин». Находится она несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня служила гостиницей для женщин, которым было строго воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда жила и мать святого Саввы – София.

Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый «Иерусалимский», принятый всеми палестинскими монастырями. Святой Савва умер в возрасте 93 лет 5 декабря 532 г.

В 1256 г. его нетленные мощи были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан-Антонио, 12 ноября 1965 г. мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

_4.jpg

Храм свт. Николая. Фрагмент иконостаса

_5.jpg

Нетленные мощи прп. Саввы Освященного в Благовещенском соборе

В монастыре почивают также мощи преподобного Иоанна Дамаскина – великого богослова и учителя Церкви.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, действующих в Иорданской пустыне. Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет повседневными делами поставленный патриархом игумен.

John_of_Damascus.jpg

Прп. Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 г. в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя. Иоанн обладал великим даром слова и был блестящим проповедником. После того как Иоанна оклеветали при дворе халифа, он раздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного.

Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего, старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своейкелии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания.

_7.jpg

Пещера при. Иоанна Дамаскина. Гробница святого

Через некоторое время старцу в видении было указано Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его в священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 г. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился преподобный в возрасте 104 лет.

Источник: Православные святыни мира / [авт.-сост. С.Р. Бегиян]. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008. – С. 84-87.