Празднование иконе Божией Матери «Казанская-Пензенская»

4/17 августа Русская Православная Церковь установила празднование в честь иконы Божией Матери «Казанская-Пензенская». Этот список с чудотворного Казанского образа подарили Пензе во время основания города. Позже он и сам стал чудотворным и спас город от набега степных орд.

Появление иконы

Списки с одной из самых почитаемых икон Богородицы – Казанской – становились чудотворными и, как пишут составители житий, «покрывали Россию Небесным покровом», защищая страну от внешних врагов.

Легенда гласит, что Казанская икона появилась в Казани в XVI веке после взятия города русскими. Приснившись маленькой девочке, Богородица поведала, где закопана икона, и на том месте, куда указала девочка, образ и обрели.

Почти сразу о нем пошла слава как о чудотворном, сообщает Патриарх Гермоген: при перенесении с места явления в храм исцелились двое слепых. После этого с иконы сделали список и отправили его в Москву царю Иоанну IV Грозному. Икона, как пишут поздние летописные источники, сыграла важную роль в преодолении невзгод Смутного времени. Считается, что именно с ее помощью удалось отбить у поляков Москву.

Особенно почитали икону во времена правления царя Алексея Михайловича. Он повелел праздновать день иконы «во всех городах по вся годы». В это же время создавались и многочисленные списки, в честь Богородицы возводились храмы и монастыри.

Охранительница

Список, отправленный в Пензу, был написан в 1663 году. По задумке царя образ должен был защищать рубежи государства от кочевников. Это было символичное благословение русских поселенцев, живших в крепостях на границах страны. Вдоль границы леса и степи Русь защищали насыпные валы, сторожевые крепости и засечные укрепления. Так появился и город Пенза. Жители городов на засечной черте несли миссию дозорных, они должны были сообщать соседним городам об опасности при появлении врагов из степи.

А опасаться русским было кого. Территория между Русью и Крымским ханством, возникшим после распада Золотой Орды, представляла собой на тот момент огромное дикое поле. Татары совершали набеги, стараясь растянуть оборону русских и отвлекая внимание от направления основного удара. Как писал француз Боплан, лично наблюдая набеги татар, их отряды «рассыпаются по деревням, окружают селения со всех четырех сторон и, чтобы не ускользнули жители, раскладывают по ночам большие огни; потом грабят, жгут, режут сопротивляющихся, уводят не только мужчин, женщин с грудными младенцами, но и быков, коров, лошадей, овец, коз». Пленников в дальнейшем продавали в Османскую империю как рабов. Число людей, угнанных в рабство за XIV–XVII века, по некоторым оценкам, составило около трех миллионов.

С южных рубежей на Русь постоянно нападали ногайцы. Когда-то этот кочевой народ имел свою собственную Орду – Ногайскую, позже они приняли юрисдикцию Османской империи. Как и другие кочевники, они творили большие беды. Оборонительные сооружения, возводимые царями, тем же Алексеем Михайловичем, защищали от врага, но народ верил, что самая надежная защита может быть дарована только милостью Богоматери.

Как пишет протоиерей Яков Бурлуцкий, «для принятия от царя святой Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей городов Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со святой Иконой толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее, и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла святую Икону в пензенскую соборную церковь».

Чудесное избавление

Считается, что первым чудом, явленным этим образом в Пензе, было спасение крепости во время так называемого Кубанского погрома в 1717 году. Тогда ногайские татары, скооперировавшись с черкесами, адыгами и другими народами (и даже, если верить историческим свидетельствам, с казаками-старообрядцами), уничтожили несколько городов и сел в окрестностях Пензы, но саму крепость взять не смогли.

Накануне нападения на город люди собрались в соборной церкви просить Богородицу о заступничестве. Они молились всю ночь, а под утро начался штурм. Тогда народ взял икону и вынес ее на площадь, к главным воротам. Вдруг, как гласит предание, лик Богоматери потемнел, словно уголь, а на ее глазах выступили слезы. Через некоторое время лик вновь посветлел, а ногайцы бежали прочь от города.

«Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечом, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали», – пишет Яков Бурлуцкий.

Впоследствии чудотворный образ не раз выручал жителей города, у этой иконы молились во время злодейств армии Пугачева. Совершались при иконе и чудеса исцеления. Как пишет церковный исследователь Евгений Поселянин, благодаря этому образ получил широкую известность не только в Пензе, но и по всей России. К иконе приезжали молиться императоры, перед ней просили милости у Бога многие поколения горожан.

В советские богоборческие годы с иконы исчез богатый оклад, а саму ее переносили после закрытия собора, в котором она хранилась, в другие церкви. Вскоре в Пензе осталась единственная действующая церковь – Митрофановская. Хотели закрыть и ее. Новыми хозяевами стали военные. При разборке иконостаса рабочие заметили, что утром икона возвращается на прежнее место. Увидев в этом знак свыше, руководство решило отказаться от помещения храма и вернуло его общине. Там икона находится и по сей день. В 2004 году указом Патриарха Алексия по многим чудесам, у иконы совершенным, было установлено общецерковное почитание этого списка.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание 

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Казанская-Пензенская»

О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник:

«Русская планета»