Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых. Священник Григорий Дьяченко

1. Тело одного мертвеца, едва только коснулось костей св. пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило — и мертвый возстал (4 Цар. XIII, 21; см. Сирах. XLVIII, 14-15). Об этом чудесном событии так рассуждает св. Кирилл Иерусалимский: «он (Елисей), будучи в живых совершил чудо воскресения своею душою. Впрочем, чтоб не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют таковую силу: мертвый, упавший во гроб Елисеев, коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда как оно было мертво и лежало во гробе, даровало жизнь мертвецу; и даровавши жизнь, само по-прежнему осталось мертвым. Для чего? Для того, чтоб не приписано было дело сие одной душе, когда бы воскрес Елисей, а чтоб показать, что и тогда, как не находится в теле душа, заключается в теле святых некоторая чудодейственная сила, так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой оно было покорно» (св. Кирилла иерусалимского «Поучение огласительное» XVIII).

2. Самая милость пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении его на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было перейти чрез него (4 Цар. XI, 14).

3. Даже платки и полотенца св. апостола Павла, возлагавшиеся на недужных и одержимых бесами, в отсутствие его, исцеляли болезни и прогоняли нечистых, духов (Деян. XIX, 12).

Из церковно-исторических рассказов о чудесах, бываемых при мощах св. угодников, весьма многие дают твердые основания в пользу почитания святых мощей. Замечательнейшия из этих повествований следующая:

4. Св. Василий Великий, в слове на мученика Маманта, говорит: «всем явственны чудеса, которыми св. мученик одним здравие дал, другим жизнь»; а в слове о св. мученице Иулитте рассказывает, что когда мощи ее святые были принесены на одно безводное место, то тотчас же вышел из земли источник сладкой воды, так что все обитатели того места назвали святую Иулитту своей кормилицей.

5. О перенесении мощей св. мученика Вавилы рассказывается следующее: «Сошлись от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы и старцы с юношами, и с торжеством, пением и ликованием понесли мощи св. мученика Вавилы от места, называемого Дафны, и внесли в Антиохию. В Антиохии же быль идол бога Аполлона, в котором жил бес и давал спрашивавшим его людям различные ответы. Когда же внесли мощи святого, бес и идол сейчас умолкли, и ложь обличена, была истиной». («Чет. — Мин.» 4 сент.).

6. «Близ Александрии было место, называемое Мануфины, на котором было древнее капище и жилище бесовское. Место это было страшно, потому что там много жило нечистых духов. Когда же св. Кирилл, патриарх александрийский, принес на то место св. мощи мучеников Кира и Иоанна, то тотчас же ушла оттуда воя бесовская сила» («Чет. — Мин.», июня 28).

7. Когда из Иерусалима в Царь-град переносимы были мощи первомученика Стефана, то над мощами его в воздухе слышен был глас ангелов, певших славословие Богу, и исходило великое благоухание от раки. Слышны были также и бесовские голоса, взывавшие издали: «горе нам! Стефан идет и побивает нас!» Ночью же являлся свет над мощами святого. («Чет. — Мин.», авг. 2).

8. При гробе св. Петра, митрополита московского, сама собою возжглась свеча на виду у всех, молившихся при гробе.

9. При обретении св. мощей Феодосия печерского, в полночь видна была заря над пещерою и множество горящих свечей. («Чет. — Мин.», 12 февр., патер, печ.). («Камень веры» Стефана Яворского, см. «Воскр. чт.» за 1884г. № 24).

10. Св. мученица Агафия после истязаний и претерпенных мучений за имя Христово была отведена в темницу в городе Катании, где и скончалась (III в.). Граждане катанские предали погребению тело ее и бедную одежду, которую она обыкновенно носила, положили на ее гробе в память об ее смирении. В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ города Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафии с гроба ее и держали ее против огненного потока… и бедствие миновало город. (См. кн.: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского, февр. 5, стр. 42-43).

11. При перенесении мощей св. Филиппа, митрополита московского, из Соловецкой обители в город Москву, великий государь Алексий Михайлович с Никоном, митрополитом новгородским, со всем священным собором, с боярами и со всеми православными, встретили его у Напрудного в Москве и лишь только приняли его на свои главы, подал он исцеление бесноватой немой: она стала говорить и выздоровела. Когда принесли на пожарище к Лобному месту, еще исцелил девушку при посланниках Литвы, которые стояли у Лобного места. Когда поставили св. мощи его на Лобном месте, все пролили слезы умиления. На площади у Г рановитой палаты исцелен слепой.

Не менее, как два, три человека в сутки, а то пять, шесть и семь человек получали исцеление. Исцелена жена Стефана Вельяминова. Она уже сказала, чтобы читали ей отходную, как забылась, и ей явился чудотворец и сказал: «вели нести себя к гробу моему». Она была слепа и глуха восемь лет и лежала больною. Когда же принесли ее, то прозрела, стала слышать и пошла здоровою. (А. Э. 4, 491. Собр. пис. царя Алексия Михайловича, Москва, 1856 г.; см.: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского, янв. 9, стр. 113-114).

12. Св. Никита, епископ новгородский, скончался 1108 г. января 30; св. мощи его открыты были в 1553 году. Лицо святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул на веки. Облачение его, пребывавшее в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте; его составляли: фелонь, епитрахиль, поручи и палица штофные, кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевого опушкою… По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до десяти больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя: преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него. (Из кн. «Жития снятых» архиеп. Филарета Гумилевского, янв. 30, стр. 313).

13. В 1630 году посетил однажды Киево-Печерского архимандрита Петра Могилу [1] некто Александр Музеля, по происхождению грек, по занятиям же — врач известный в то время во всем киевском и волынском воеводствах. В разговоре, между прочим он заметил архимандриту, что ему очень часто приходилось слышать от многих, будто Киево-Печерские монахи обманывают богомольцев, выдавая простые, обыкновенные черепа за святые мироточивые главы, тогда как на самом деле они каким-то хитрым образом изливают в эти черепа обыкновенный елей и помазуют им богомольцев, называя его миром, истекающим из св. глав. При этом Музеля откровенно сознался архимандриту, что, наслушавшись таких рассказов, он вполне верил им; но, однако, желая своими собственными глазами убедиться в истине, он в 1621 году во время великого поста посетил лавру и, по благословению бывшего тогда печерским архимандритом Елисея Плетенецкого, вошел в пещеру пр. Антония печерского, где в церкви Введения пресвятыя Богородицы выслушал божественную литургию. По окончании литургии, Музеля, мучимый сомнением обратился к пещероначальнику иеромонаху Исаии (впоследствии бывшему архиепископом смоленским) с просьбою показать мироточивые главы. Исайя указал ему на две сухия главы, положенные на стеклянных блюдах. И вот, когда сомневающийся врач взял в руки одно из блюд с главою, чтобы получше рассмотреть ее, вдруг он увидел, как из верхней части главы, до того совершенно сухой и не имевшей там никакого отверстия, стало истекать св. миро и с необыкновенною быстротою наполнило весь сосуд, так что не только Музеля, но и все присутствовавшие были сильно поражены и удивлены. После этого миро стало истекать небольшими каплями, наподобие росы. Теперь Музеля уже более не сомневался и, возблагодарив Бога, сподобившего его быть свидетелем великого чуда, он наполнил св. миром три сосудца и отправился в обратный путь, сказав на прощание пещероначальнику и братии: «простите мне, отцы святые, что я, пока не увидел сам этого чуда, не верил в его истинность и даже возможность; я думал, что все это делается хитростью вашею, в чем обличают вас ваши противники; но ныне вижу и исповедую, что это не хитрость человеческая, но сверх естественное дарование Бога, прославляющего святых Своих, и прославляю Его, меня уверившего и изобличившего несправедливо оскорбляющего святых Его». Взяв сосуды с миром, Музеля возвратился домой.

Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах, Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и, когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым.

14. Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные.

Св. Иоанн многострадальный молился Господу о избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться находящемуся против него мертвецу: «сей может помогать боримым этою страстью». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его — и страсть укротилась.

В другой раз сам св. Иоанн, взявши кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудною страстью брата, и угасло разжжение и омертвела страсть в плоти его. («Чет. — Мин.» июля 18).

Во время страдания св. Епимаха одна жена, имевшая слепое око, плакала, взирая на страдания его. В это время от строгания св. тела железом излилась кровь, капля которой попала на слепое око — и оно прозрело. («Чет. — Мин.» окт. 31).

15. Не только самые св. мощи служили источником исцелений, но и другие вещи, соприкосновенные им и взятые от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудною страстью, пришел к преп. Даниилу скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с нею. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там просить Бога о помощи молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного — помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее — и совершенно освободился от безпокоившей его страсти. («Чет. — Мин.» апр. 13).

Персть, взятая от гроба св. ап. Фомы и возложенная на шею сына царева, изгнала из него беса, и больной сделался совершенно здоровым. («Чет. — Мин.» окт. 6).

Св. Амвросий свидетельствует, что некий слепец, именем Севир, только коснулся края риз, бывших на мощах св. Гервасия и Протасия, и прозрел («Чет. — Мин.» октября 14).

Так цельбоносны мощи святых угодников Божьих!

На фото: иконы и ковчег с частицами святых мощей в храме св.великомученицы Ирины
(г.Москва, ул.Ф.Энгельса, 38, м.Бауманская-от метро 10 мин.пешком, открыто с 7.00 до 20.00 ежедневно)