Священномученик митрополит Филипп Московский

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Русская Православная Церковь ныне молитвенно прославляет великого иерарха своего — священномученика митрополита Филиппа Московского и всея России чудотворца. Когда бывает его память, то воспоминанье о нем очень назидательно. Его житие, его удивительный подвиг, когда он не испугался самого Иоанна Грозного, а бесстрашно и прямо его обличал, указывает нам на правильное отношение Церкви Христовой к политике.

Как должна Церковь относиться к политическим вопросам? Точный христианский ответ: не вмешиваясь в них непосредственно, Церковь должна освещать их лучом Божией правды, Христова евангельского закона! Так точно и поступил святитель митрополит Филипп. Как бесстрашно он обличил грозного царя, за его кровавые злодействия! Перед Иоанном все трепетали, а святителем Филиппом исполнились слова псалма, где говорится: «глаголах о свидениях (т.е. о законах Твоих) пред цари и не стыдяся» (Пс.118:46)! Т.е. я говорю, прямо не стыдясь и не боясь.

Так он обличал грозного царя, прямо в лицо, а в то же самое время, если бы в этот момент царю Иоанну стала бы грозить какая-либо опасность, то митрополит первый пошел бы за него и положил бы жизнь за государя своего, как его верноподданный. Во всех его обличениях нет ни тени бунта против царской власти, нет ни укоров прямых, оскорбительных, а только указание на неправоту того, что делал Иоанн. Это он говорил прямо, как говорят: ставил все точки над «и». И повторяю, говорил, как верноподданный, и, если нужно было бы, жизнь отдать за этого государя, которого он обличал, он не задумываясь положил бы.

Вот так и нужно нам помнить, что Христова Церковь вне политики, она не должна в нее вмешиваться, ибо она тогда принижает себя, опускает себя до наших бытовых условий. Она должна быть выше этого, но повторяю, отмечать все, что бывает в жизни, в частности, и политические события. Лучом правды Христовой она должна освещать, ибо она есть провозвестница этой правды в мире.

Когда так Церковь действует и действуют ее служители, тогда это самый правильный чистый христианский путь. Этим путем шел митрополит Филипп, которого Церковь и прославила за то, что он, как говорится в молитвословиях церковных, «не убоялся ярости царевой», а пошел прямо за правду, пострадал за нее. Он Церковью наречен «священномучеником» и теперь за свою верность и за свое бесстрашное мужество христианское увенчан венцом священномученика и исповедника в Царствии Небесном. Аминь.

Московские cвятители (октябрь 18)

Русская Православная Церковь прославляет ныне великих иерархов своих, митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и святейшего патриарха Гермогена, которого она позднее также причислила к сонму этих первоиерархов российских. Каждый из этих великих мужей был великим святителем, правилом веры, образом кротости и благочестия. Каждый из них был великим подвижником, украшением Русской Церкви.

Но примечательно то, что их святые имена записаны не только на страницах церковной истории, но и на страницах истории государственной, гражданской, ибо, возглавляя Церковь, они не могли быть равнодушны к тому, как протекало государственное строительство, как строилась наша великая и святая Русь, и принимали в этом живое и деятельное участие. Тогда были иные времена и, быть может, та жизнь, в их годы, несмотря на отсутствие теперешних достижений техники и цивилизации, была духовно гораздо содержательнее и богаче. Русский человек тогда свою личную жизнь, да и общественную, строил в тесной зависимости от жизни и распорядков церковных. По церковным установлениям, по церковным праздникам, по церковным торжествам направлялась и строилась жизнь русских людей во времена этих святителей, да и много позднее. И сотрудничество Церкви с государством в деле государственного строительства, конечно, заключается не в том, чтобы Церковь оставила свое прямое назначение спасать человеческие души для вечности и занялась бы чисто государственной деятельностью. Но Церковь лучом евангельской истины всегда освещала все, что совершается в государстве, указывая на то, что в нем правильного и что неправильного.

Как в этом отношении всегда смело и независимо звучал голос Церкви Русской Православной мы с вами знаем хотя бы на примере великих святителей Алексия и Филиппа. Когда во времена святителя Алексия взбунтовался против княжеской власти Нижний Новгород, то святитель Алексий послал туда преп. Сергия с наказом, если горожане не подчинятся государственной власти, закрыть все церкви в Новгороде. Тогда это было бы, конечно, страшным ударом для глубоко благочестивых русских людей. И эта мера подействовала. Преп. Сергий, вероятно, ее и не провел, потому что сразу пришли в подчинение взбунтовавшиеся. А другой пример, еще гораздо более яркий, мы с вами знаем из жизни свят. Филиппа, который, ни много ни мало, как противостал самому царю. Когда царь Иоанн Грозный, умный, быть может, гениальный, но душевным недугом одержимый, свирепствовал, и свирепствовал часто несправедливо, жестоко и пристрастно, то митрополит Филипп, как вы знаете, не побоялся прямо в церкви при всех его обличить за эти злодеяния. Причем, когда мы с вами читаем на страницах церковной и гражданской истории, как обличал митрополит Филипп царя Иоанна, то мы не видим ни тени бунта против царя. Митрополит Филипп говорил, как духовный отец и, вместе с тем, как верноподданный. Он тут же, если нужно было бы, пошел бы на смерть за царя, которого обличал. Но его совесть архипастырская подсказывала ему, что нужно говорить, и он говорил. Как и сказал он разгневанному, вспылившему царю: «Я — пришлец на земле и подвизаюсь за истину. И никакая сила не заставит меня замолчать». Таким образом, в содружестве церкви и государства, протекало тогда строительство святой Руси.

Знаем мы, как в печальные годы революции, безбожная власть, захватившая владычество у нас на Родине, сразу объявила одним из главных принципов — отделение Церкви от государства. Но ведь, по существу, об отделении Церкви от государства можно говорить только там, где строится государство новое. Там можно в самом начале поставить этот принцип, хотя, конечно, он, как справедливо указывали многие богословы, есть тоже как бы гонение, только в скрытой форме, ибо Церковь не допускается до участия в жизни государственной. У нас же на Руси Церковь давно вошла в полное единение с государственной властью и государство при помощи Церкви, при ее молитвах и освящении строило себя и направляло свои путь. А потому, когда там было объявлено об отделении Церкви от государства, то это было неправильно названо. Надо было сказать: «Церковь изгоняется из государства». Но на это безбожники не решились и объявили просто, что Церковь отделяется от государства. И начался тогда тот кошмар, который продолжается и по сию пору. И не знаем мы, до какого именно момента он будет продолжаться, потому что пути Божии абсолютно непостижимы для нас. Но, во всяком случае, то, что предано нам от наших предков, от тех святых времен, должно всегда бережно храниться нами и всякий должен понимать, что Церковь не может быть от государства отделена. Она не может с ним слиться, это — так, потому что о Церкви Господь сказал: «царство мое несть от мира сего» (Ин. 18:36), т.е. Церковь есть учреждение совершенно иноприродное в сравнении с государством, но, в то же самое время, как уже было сказано, только тогда жизнь государственная пойдет правильно, когда Святая Церковь все время лучом евангельской правды будет освещать текущую жизнь и все, что совершается властью государственной. Так оно прежде и было. Теперь же, как вы знаете, — совсем не то.

Но все мы с вами верим, что рано или поздно, Господь помилует нашу исстрадавшуюся Родину, что снова водворится в ней порядок и вера восторжествует. И мы уповаем, что тогда вернется то, что было раньше, и что государство будет строить свою жизнь в полном согласии со святой правдой евангельской, святой правдой церковной.

Молитвами великих иерархов, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, Господь да помилует нашу Родину и да вернет ей былое благочестие и благолепие духовное. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru