Слово о простоте

На Карулях — в самой безводной пустыне Святой Го­ры — был один подвижник, который для утешения и для защиты от змей и мышей имел котенка.

Однажды одна хищная птица, пролетая в небе над его пустыней, наметила себе жертву и, устремившись вниз, схва­тила своими когтями котенка.

Подвижник, огорчившись и не зная, что делать, вошел в храм и, подойдя к иконе святого покровителя аскетирия, погасил лампаду, требуя таким образом его внимания. Он рассказал святому о скорбном событии, поскольку считал его своим другом и покровителем. «Почему, святче мой, ты не защитил его?» — говорил он, сетуя.

В то же мгновение подвижник услышал за дверью мяу­канье котенка, освобожденного от пернатого хищника!

***

Нечто подобное мне рассказывал один старец об одном монахе-келлиоте. Этот монах, отлучаясь в Карею по какому- то делу, оставил дверь келлии открытой в надежде на покрови­тельство святителя Николая, которому она была посвящена.

Вернувшись, он увидел, что его келлию опустошили гра­бители. Тогда монах вошел в храм и с дерзновенным, то есть дружественным и в то же время обличающим, видом сказал святому Николаю: «Почему ты, святче, не защитил свою келлию от грабителей? С сегодняшнего дня, пока ты не по­кажешь учинивших это, я не буду зажигать тебе лампаду!».

Гак он и поступил. И действительно, через несколько дней, во свидетельство веры и простоты старца-монаха, а также жи­вого присутствия святителя Николая, грабители были обнару­жены. Более того, они сами пришли и со смирением и сокруше­нием возвратили старцу все украденные из келлии вещи.

***

В Великой Лавре жил один очень простой монах по име­ни Ермолай. На него возложили послушание пасти стадо коз­лов [1]. Он ходил в разодранной одежде, с четками в руках. Человек был бесхитростный, без тени лукавства, непосред­ственная душа, в которой обитала Божественная благодать.

Говорят, что однажды он видел Пресвятую Богородицу, идущую по Лавре, но не узнал Ее и только спросил:

— Чего тебе надобно, женщина, в Лавре?

Один рабочий поступал с ним очень дурно, ругал его, выгонял на улицу зимой, и тот терпеливо переносил все с не­досягаемым незлобием и кротостью.

О Ермолае мне много рассказывал подвижник старец Дамаскин из скита Святого Василия.

***

Мне рассказывал один очень простой, как малый ребенок, старец:

— Старые монахи были очень простыми людьми. Бесхит­ростные, нелукавые, незлобивые, настоящие овечки Божии.

***

Старец сказал:

— Молитва не утомляет, она снимает усталость. Например, что ощущает ребенок, когда находится в материн­ских объятиях? Мы не можем этого понять. Тогда только почувствуешь присутствие Бога, когда будешь ощущать себя малым ребенком. Если кто-нибудь услышит со стороны, как молятся такие люди, то скажет, что они как малые дети. А если кто увидит совершаемые ими при этом движения, то скажет, что они спятили. Потому что они — как маленький ребенок, который бежит, хватает отца за полу и просит: «Не знаю как, но ты должен сделать то и то». Однако люди, о которых я вам говорю, становятся в некоторой степени непригодными для физической работы. Каким образом? Они не могут трудиться, тело их расслабляется, конечности пере- I стают сгибаться. Когда любовь Божия изольется на челове­ка в большом количестве, она обездвиживает его.

***

Старец сказал:

— Естественная простота из природного качества очень быстро делается святостью. Однажды один простой, но свя­той человек, испытывая нужду и желая позаботиться об од­ном недужном бедняке, пошел на берег моря, где стоял храм Вознесения. Простерши руки, он сказал: «Святая Аналипси [2], дай мне какую-нибудь рыбку для больного».

И — о чудо! — в руке у Него оказалась рыба, которую он и приготовил больному, благодаря Бога и… святую Аналипси!

Впрочем, человек простой и святой, но не имеющий рас­суждения, может и прельщенного принять за святого. Святой же разумный и опытный имеет рассуждение и отличает свя­тость от прелести. Ум — это харизма и дар Божий, как и теле­сная сила. Поэтому мы должны употреблять его так, как желает этого Бог, то есть к нашему спасению и освящению.

***

Карульский подвижник отец Филарет был приведен в Фессалоники на суд по делу кражи одним туристом ка­кой-то древней книги. У монаха не было денег, чтобы за­платить несправедливо наложенный на него штраф.

— Отец, или плати, или тюрьма,— сказали ему судьи.

— Я выбираю тюрьму. У меня нет денег. С другой сто­роны, это будет для меня напоминанием о вечной тюрьме, — ответил он.

В конце концов кто-то из верующих заплатил штраф и откупил его от тюрьмы.

Вернувшись на Святую Гору, старец говорил отцам:

— Я был избавлен от земной тюрьмы, но избавлюсь ли от тюрьмы вечной?

И когда его спрашивали: «Как ты провел время в Фессалониках, старче Филарете, каким тебе показался мир?» (а он не выходил в мир более 50 лет), старец отвечал:

— Что мне сказать вам, отцы? Все люди торопятся, то­ропятся спасать свои души. Только я один ленив и нерадив…

***

Однажды очень бесхитростный и простой в обращении старец Артемий Григориат оказался в порту Пирея [3] по делам своего монастыря. К нему подошла одна публичная женщина и пригласила к себе домой. Тот, будучи весьма простодушным, согласился.

— Слава Богу,— говорил он,— в таком столпотворении нашелся человек, оказавший мне гостеприимство.

Женщина привела его в какую-то комнату, накормила и оставила одного. Старец начал молиться по четкам. Через некоторое время женщина постучала в дверь. Но отец Артемий привык вместе со стуком слышать и «Молитвами…» [4], как говорят отцы на Святой Горе.

— Скажи «Молитвами…»,— кричал он ей, когда она сильно и настойчиво стучала в дверь,— иначе не открою.

«Если не говорит «Молитвами…», значит, точно, бесовский дух»,— заключил старец и продолжил свою мо­литву.

***

В течение двух лет я жил в исторической келлии Пре­подобного Нила Мироточивого. В этом уединеннейшем обиталище жил приснопамятный старец Мефодий, брат папа-Фотия из Симонопетра. Старец Мефодий внешне казался столь суровым и резким, что, как он сам мне го­ворил, прежние монахи дали ему прозвище «головорез». Он не был юродивым в прямом смысле этого слова, но все его поведение и внутренняя позиция, как и у боль­шинства монахов, несли в себе элементы юродства. Ме­фодий был непосредственным, прямым, осуждающим самого себя, смиренным до полного самоуничижения, не­притворным…

Он говорил:

— С детства я был суров и необуздан, однако своих старцев упокоил. Сумасшедший, взбалмошный, как меня называли, но не дал келлии погибнуть. За отцом и мате­рью не ходил, а за своими старцами Нилом, Мефодием, Харитоном и Антонием ходил и их упокоил. Неужто не спасет и меня Пресвятая Богородица? Кто любит Пресвя­тую Богородицу, остается здесь.

Старец Мефодий был совершенно неграмотным. Каж­дый раз на вечерне, когда читали канон Богородице, он хо­тел возглашать «Пресвятая Богородице, спаси нас». Он про­износил эти слова во весь голос, с такой непосредственнос­тью и умилением, что потрясалось все его существо.

Часто он говорил:

— За самую малость можно попасть в геенну. И за самую малость можно спастись. Можно спастись в лодке с одним веслом.

Он был рыбаком с давних пор. Вместе со своим старцем в качестве «рукоделия» они имели рыбацкое ремесло и продава­ли свой улов. Все море и вся суша знали геро-Мефодия, его знал весь Афон, потому что он был еще и заядлым охотником.

Свирепый на вид, отец Мефодий был снисходителен по произволению своей души. Он не был юродивым, но был как гранит, как скалы, нависающие над его каливой, в своем упорстве, одиночестве. Но душа его была доброй, гостериимной, простой, как у ребенка, который иногда упрямится, а иногда тебе улыбается. Она была подобна пуху.

Однажды он сказал мне:

— Пойду, расчищу тропу от веток. Ведь люди ходят, что­бы они не мокли. Кто-нибудь да скажет: «Спаси его, Госпо­ди». Да даже если — говорю себе — и не скажет, ты полу­чишь, благословенный, свою награду.

Этот простой монах творил все время такую молитву:

— В сей день, Господи, забери и сего нищенку (то есть его самого). Определи его к Своим рабам. Да и не хотим мы быть ни с владыками, ни со священниками, но сидеть бы на самом краешке…

***

Я знал двух монахов, на лицах которых самым живым обра­зом были запечатлены простота и незлобие. Блаженные, непос­редственные души, не знающие лести и коварства. Овцы Хрис­товы, носящие в себе Его кротость и Его смирение. По общему мнению, эти два подвижника, старец А. из скита Святой Анны и

старец П. из Нового Скита, уже пребывают в раю.

***

В столице Святой Горы, Карее, жил в последние годы один очень простой мирянин, геро-Яннис, прозванный древним, потому что он носил на ногах царухи [5] и в правой руке всегда держал посох. Однажды он пришел в братство Иоасафеев и сказал отцу В.:

— Сделай мне одну… аконку. Хочу, чтоб Богородица была в облаках в белой одежде (так, он говорил, ему яви­лась Пресвятая Богородица).

— Сделаем, папа-Яннис, но она тебе выйдет дорого, эта… аконка.

-— Ты просишь много, а я дам тебе мало,— ответил он.

В другой раз папа-Яннис увидел волка, рыщущего около келлии отца Агафангела. Сотворив крестное знамение, он ска­зал:

— Пресвятая Богородица, спаси меня, и я принесу Тебе банку масла.

И действительно, утром он пошел в магазин, купил масло

и отнес его в келлию «Достойно есть».

* * *

В одной из келлий монастыря Ксиропотам жил другой простой сердцем и нищий духом мирянин по имени геро-Антоний Цукас. Один брат монах, оказавшись в тех краях, встре­тил его и спросил:

— Как поживаешь, дедушка?

— Как поживаю? Да вот, жду Пасху…

— Так Пасха ведь прошла! Уже Пятидесятница…

— Когда прошла? Пятидесятница? Но я же пощусь! Я еще не разговлялся! — воскликнул дед с недоумением и уди­вительной простотой.

Большую часть времени он проводил у диакона Фирфириса. Когда видел кого-нибудь из паломников курящим во дворе Протата, то возмущался и говорил как бы самому себе:

— Кто курит, тот проявляет неблагодарность. Церкви не нужны сигареты. Ей нужны ладан, спички и свечи…

Источник: архимандрит Иоанникий (Коцонис). Афонский отечник. — Саратов, Издательство Саратовской епархии, 2011.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Нa Афон запрещается завозить животных женского пола.— Пер.

[2] Слово «вознесение» (Αναληψη) по-гречески женского рода. Этот простой подвижник полагал, что храм освящен во имя какой-то святой жены.

[3] Портовый район Афин. – Пер.

[4] «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»,— так принято говорить у монахов, прежде чем войти в чью-то келью. Входят только тогда, когда изнутри отвечают: «Аминь».

[5] Грубая крестьянская обувь, род лаптей