Служба “Двенадцати Евангелий” Страстного Четверга

Митрополит Антоний Сурожский (Блум)

Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти…

Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.

Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет — Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать — да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша — пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…

Мы должны в это вдуматься: нам всегда — или часто — кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им — они не знают, что творят…

Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид — перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…

Святой и великий четверток

Мы у подножия Голгофы. Через сутки на ней совершится одновременно спасение и суд — во образ Страшного Суда. Господь Иисус Христос готов отделиться от Собора Апостольского, чтобы взойти на Крест, который как меч обоюдоострый, отделит добро от зла, разбойника благоразумного от разбойника безумнаго, покаявшуюся блудницу от отчаявшагося Иуды. Этот же Крест — меч, принесенный Господом на землю (Мф.10:34), испытующим острием готов уже пронзить сердце Божией Матери и возжечь в Ея утробе огнь невыразимого страдания, да явится в его свете вся чистота Пресвятой Девы, спасительности Ее подвига и «да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35). Водруженный на земле Крест Господа вознесется до самого неба и вознесет туда всех, с верой и любовью взирающих на сладостное, страшное и прекрасное орудие спасения. Еще не вознесенный на сию высоту и не отделенный от людей, от Своих Апостолов, Богочеловек зовет их на прощальную Вечерю, Тайную Вечерю Его Плоти и Крови — в то время, как уже готово совершиться предельно низкое дело: за жалкую, ничтожную плату продано будет Бесценное Сокровище.

Службы святого и Великого Четвертка посвящены одновременному оплакиванию начавшейся страсти Господа — совершившегося предания Его Иудой, и мистической радости о Тайной Вечери Любви. Поэтому содержание богослужебных текстов, равно как и сам характер исполнения, отличен чертами двойственности: здесь в невыразимом сочетании господствуют и печаль и радость. На утрени после шестопсалмия поется великопостная аллилуия, во время которой совершается переоблачение из траурных одежд в светлые. После аллилуии поется тропарь на глас 8-й, трижды: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговах омрачашеся и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю сих ради удавлению вдавшася: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия. О всех благий Господи, Слава Тебе». Перевод: «Когда славные ученики, умываемые на Вечери, просвещались, тогда Иуда злочестивый, страдая сребролюбием, помрачался и беззаконным судиям Тебя, праведнаго Судию, предает. Смотри, собиратель богатства, на удавившегося из-за него. Не следуй примеру ненасытной души, осмелившейся так поступить с Учителем. Для всех благий Господи, слава Тебе». В этом тропаре Церковь громогласно повторяет неоднократные предостережения Господа против безумной, богозабвенной привязанности к материальному богатству («маммоне»). Ибо на примере Иуды сказалось изречение Господа: «не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). Славные ученики избрали бедность и Господа, Иуда избрал маммону и диавола.

Евангелие читается от Луки (зачало 108, кончая зачалом 109, т.е. Лука, гл. 12, стихи 1–40). Здесь перед молящимися проходит предательство Иуды и Тайная Вечеря Господня с учреждением на ней Таинства Евхаристии. После Евангелия и Псалма 50-го («Помилуй мя, Боже») следует канон, написанный св. Космой Маюмским. В нем (собственно, в его тропарях) изображаются сущность и смысл Тайной Вечери и осуждаются бессердечие и сребролюбие Иуды.

В.Н. Ильин. Запечатанный гроб. Пасха нетления: объяснение служб Страстной недели и Пасхи

Источник: https://azbyka.ru

На фото: утреня с чтением 12 Евангелий в храме великомученицы Ирины города Москвы.