Соборование
Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого Таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, в Таинстве Соборования человек получает прощение грехов.
Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в Таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств.
Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать Таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление.
Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”.Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14–15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.
В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его название, «extremaunctio» — «последнее помазание».Такое название Таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название Таинства было изъято из употребления.
Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству.
Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.
После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
По чину Соборование должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше. Но даже и при одном священнике Таинство все равно будет действительным.
Но нельзя ожидать немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Нельзя воспринимать Соборование и как медицинскую процедуру. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования.
Нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. Может ли он все-таки принять участие в Таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, Таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу независящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В таком случае, если есть возможность, лучше все-таки собороваться в другой раз. К Соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству.
Елеем, полученным в храме после Соборования, можно мазать больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался, но только это не заменяет участия в Таинстве.