Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших преподобных, мучеников и исповедников

Иеромонах Нил (Парнас)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, мы сегодня должны от всей души возблагодарит Господа, что в сей святой день, в сей величайший наш оптинский праздник в память собора всех наших святых сподобил нас присутствовать на Божественной Литургии в этом храме, в котором почивают мощи семи наших великих оптинских старцев.

Каждый из нас не сам пришел в храм. Его привел Господь, но не без нашей воли, не без нашего сознания, не без нашей нужды, крайней нужды в Нем, в нашем Спасителе, во враче наших душ и телес, в подателе вечной жизни всем нам, ради которой мы созданы и к которой мы с вами стремимся всеми силами нашей души. И вот мы сегодня, придя в церковь и молясь, просим, чтобы Господь по молитвам наших великих старцев умудрил нас к проведению духовной жизни, чтобы жизнь наша была не в стяжании тленного серебра и злата, но в стяжании единого на потребу, ради которого мы здесь и существуем. Об этом труде Господь сказал так: «Иже не собирает со Мною, расточает» (Мф. 12, 30). А что собирает? Что мы должны собирать? Ясно, как говорят святой Серафим Саровский, мы должны едино искать — это благодать Святого Духа.

Но вот этот труд собирания, он совсем не простой. Он, во-первых, требует великого самоотвержения. «Аще кто хощет по Мне ити, — сказал Господь, — да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Но вместе с тем духовный этот труд требует духовной мудрости. А вот этого нам не достает особенно. Мы постоянно заблуждаемся в наших словах, решениях, поведении. Мы на самом деле ищем не того, что нужно искать, а ищем ложного, суетного, страстного, самолюбивого, властолюбивого гордого тщеславного. То есть ищем того, что находится пока в нашем сердце неочищенном, и что наше сердце требует по нашему самолюбию. И чтобы нам понять. Конечно, мы читаем Святое Евангелие, читаем апостольские послания, читаем святых отцов. Но порой мы не вполне понимаем читаемое нами. Мы не волне правильно понимаем, что нам повелевает Господь и святые отцы. И вот по милости Божьей, промыслу Божьему, благодати Божьей в нашей обители в двух прошлых веках, начале XIX-XX веков, здесь был создан особый полный сад, в котором процвели великие премудрые Оптинские старцы, к которым вся российская страна притекала с вопросом: как жить и как спасаться. С этим же вопросом приходим и мы, и этот вопрос нас интересует в первую очередь.

Но сначала давайте немного размыслим, как люди могли, будучи как и мы все раньше, как наши святые старцы сподобились стяжать вот эту духовную Божью силу, которой они и свершали свой спасительный труд. Как это произошло? В одну очень важную тайну старчества нам открывает наш преподобный Нектарий Оптинский. Его святые мощи находятся в Введенском Соборе. Вот эту тайну больше почему-то не сообщает нам никто. Эти слова своего рода духовно уникальны. Он говорит следующее: Старец не может никому помочь иначе, как только если он душевную боль человека, его скорбь возьмет на себя, на свою душу. Я в начале монастырской жизни наблюдал, как наши духовники принимают и сколько к ним народа приходит. И уже в душе двигалась какая-то зависть, думалось, вот как здорово людям можно помогать. Но потом стало все понятно, какой это труд. Вот как обычный священник может сказать. Конечно, стараешься всей душой быть с этими людьми, которые к тебе приходят. Но силы заканчиваются. Пройдет каких-то четыре часа, и силы заканчиваются. Нет уже больше внутренних потенциалов, чтобы даже сочувствовать людям. Сидишь уже бесчувственный, желая поскорее уйти. Устал, не могу. К чему это? Конечно, это недостаток благодати по гордыне, по эгоизму и по всем прочим страстям. Священник обычный не может принять боли другого человека в свою душу. Нет у него на это сил. А отец Нектарий объясняет, что иначе помочь нельзя.

И вот как мы знаем, сколько народа приходило в этот святой храм к старцу Анатолию. С раннего утра до поздней ночи он принимал здесь людей. И это были не десятки, а сотни людей. Они уходили от него утешенными, ободренными, вразумленными, а порой и исцеленными от разных недугов. И вот отец Нектарий описывает, как проходит процесс этого приема людей: «Старец каждого человека принимает своим сердцем, берет его боль. И с каждым человеком эта боль возрастает все больше и больше, пока становится невыносимой даже для такого, как старец. И тогда приходит Божья благодать и рассыпает гору скорби как горсть осенних листьев».

Из этих слов, что нам становится ясно? Ведь и сейчас усилиями присно нами поминаемого блаженно почившего памяти Венедикта в нашей обители устроено и сейчас продолжается дело старчества, дело духовного окормления. Сейчас есть так называемые старцы, которые стараются как-то руководить более младшей братией. Но видя с вое состояние, свою удаленность от божественной любви, свою гордыню и эгоизм, и другое страсти, конечно, приходится признавать, что помышлять о т ом великом благодатном спасительном уровне, которым обладали старцы, ясно, что не приходится. И поэтому каждому из нас надо знать свое место. Эгоизм, тщеславие, самолюбие, гордыня — все это присутствует в нашем состоянии, и мы с этим должны бороться. И по жизни видишь, что Господь постоянно посылает человеку то, чего он не хочет, какие-то беды, несчастья, какие-то несообразности, несправедливости. Такой человек молится, просит Господа избавит его от скорби, изменить как-то то, что ему не нравится. Это прошение, как в Священном Писании написано, что просите и не получаете, потому что зле просите. Тут не в том плане, что просим не материальных благ, а избавление от скорби. Но эта скорбь порой бывает продолжительна и своим действием спасительна. Ведь Господь ясно сказал: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

И вот если бы нам кто-то помог еще разобраться о причинах наших внутренних скорбях. Ведь причина любой скорби это только и столько наше духовное состояние. Другой причины не существует. Наши страсти, наше самолюбие, саможаление, эгоизм и гордыня — это все единственная причина того, что мы скорбим. Если бы мы были как наши великие старцы, мы бы за все благодарили. Вспомним того же старца Анатолия. Наступили страшные времена гонений. Оптина во всем нуждалась. Было холодно, в кельях жили с выбитыми окнами, не было почти совсем пищи. Старец пребывал в молитве и много трудился, отвечая на письма духовных чад, которые ему приходили в большом количестве. Затем его вызвали в ГПУ. Его везли, ему было плохо, его рвало. Затем из-за рвоты его отвезли в больницу. Там врач сказал, что у него тиф. Он его обрил. Обрил бороду и волосы на голове. Затем он извинился, сказал, что ошибся и отпустил. И возвратившись в обитель, хотя его внешне мало кто узнавал, потому что все обрили, отец Анатолий был радостен, благодушен, благодарил Господа и говорил: какие там добрые люди, какие они благожелательные. У него не было ни смущения, ни осуждения, и никакого даже огорчения.

Вот о чем это говорит? Что человек попрал свое «я», попрал свое. Ведь не случайно в Священном Писании написано, заповедано: «Никто своего си да ищет, но еже ближнего кийждо» (1Кор. 10, 24). Мы знаем заповеди из Священного Писания и говорим: ну как же мы можем это сделать, как мы можем отвергнуться себя и сделать что-то для другого, когда мне самому это нужно. Вот действительно не можем, плохо у нас получается. Но Господь нам помогает, посылая скорби, болезни и другие разного рода нежелательные обстоятельства, которые мы должны терпеть, понимая, что этими скорбями благодать Божия, когда мы их терпим с благодарением, сжигает наши страсти. Вот это нам надо запомнить.

У нас есть горячее желание, у всех, найти себе хорошего духовника, который бы нас вел в духовной жизни. Святитель Игнатий предостерегает против этого. И мы должны понимать, что, во-первых, если мы найдем духовного наставника, он должен быть смиренным, то есть воистину не вменяющим себя ни во что, и опирающимся даже не на свои слова, а на творения святых отцов, приводящих их в ответ. Так делали наши великие старцы не потому, что сами не могли сказать, а потому, что не хотели показать, что говорят от себя, от своего опыта, от своей богопосвященности, которая у них была и которую мы не имеем. Поэтому смирение, самоотвержение, борьба с собственным эгоизмом — это есть признаки духовника, которому можно доверять.

И вот мы сегодня молим Оптинских старцев, хотя трудно сейчас, конечно, с духовным руководством, чтобы они были нашими духовными путевождями ко спасению. Молим их, чтобы они нам, плавающих и заблудших, не дали погибнуть, не оставили нас, но направили к тихому пристанищу вечного спасения, в котором мы с Господом, Божьею Матерью, со всеми ними пребудем во веки веков.

Аминь.

Источник: https://www.optina.ru/