Спасение души

Слово в Неделю вторую Великого поста

Митрополит Николай (Ярушевич)

Вот уже и вторая седмица Великого поста истекла, и наступает, дорогие мои, третья неделя. Многие из вас уже очистили свою душу покаянием и принимали в себя Божественные и Животворящие Тайны. Иные еще готовятся в ближайшие недели к Святому Таинству покаяния и причащения. Особенно ревнующие о чистоте своей души готовятся и второй раз на конце Великого поста очистить себя от всяких скверн и еще раз соединиться со Сладчайшим Господом.

«Блажен человек, — сказано еще в священном писании Ветхого завета кому отпускает Господь грехи». Блажен, потому что, отпуская кающемуся грешнику его согрешения, Господь Бог соделывает чистой его душу и, как мы не раз говорили, не воспомянет там у Себя всех тех наших согрешений, в которых мы принесли слезное и глубокое раскаяние.

Вы слышали сегодня в Евангельском чтении святые Христовы слова: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». И счастлив тот, кто получает радость прощения грехов своих, кто умеет принести Господу своему такое покаяние, какое Он ждет от каждого из нас грешников.

Наш долг напоминать вам, дорогие мои, о том, что покаяние наше не ограничивается только раскаянием нашим во грехах. Если мы раскаиваемся во грехах, значит мы осуждаем те грехи, в которые мы впадали. Это значит, мы отвращаемся от них, мы отрекаемся от них, как от наших внутренних врагов. А если мы отрекаемся от грехов своих, в которых приносим покаяние, значит мы, тем самым, ищем добродетелей, противоположных этим грехам. Так и должно быть в нашем покаянии.

Если мы осуждаем в себе гордыню нашу, то осуждая себя и раскаиваясь в своем грехе, мы должны искать и стремиться к противоположной добродетели смирения. Гордые, мы должны становиться смиренными, и это будет плодом нашего покаяния.

Мы осуждаем в себе злобу, жестокость, ненависть, ложь — все то, чем мы согрешаем друг против друга. И осудив это, и покаявшись в грехе озлобления и равнодушия к горю другого, мы ищем и должны искать добродетели противоположной — любви, милосердия, сострадания. И это будет так же плодом, достойным покаяния.

Мы осуждаем свою нечистоту плотскую и мысленную. Мы раскаиваемся в этой греховной скверне, и мы должны искать чистоту душевную и телесную и беречь ее после своего раскаяния, после своего осуждения себя самого за те скверны, в которые мы впали.

Вот в этом и состоит спасение вечное наших православных душ: мы каемся во грехах своих: без покаяния нет спасения. Но мы не только каемся в грехах своих, мы ищем украсить души свои после покаяния тем, чего мы не имели или что мы потеряли в своих сквернах греховных.

Святые отцы первых веков христианства, особенно св. Иоанн Златоуст, говорят, что спасение души христианской состоит как бы в восхождении на высокую гору. Мы должны становиться после покаяния лучше, чище, светлее; мы должны духовно расти, мы должны подниматься по этой таинственной горе к вечному спасению, к горнему небесному Иерусалиму, подниматься своим трудом над грешной душой.

Один св. Отец VI века, память которого мы будем прославлять через воскресенье, преподобный Иоанн Лествичник, написавший книгу «Лествица духовная» (по-русски — лестница), изображает это наше спасение вечное, этот труд по приобретению духовной красоты нашей после покаяния в виде лестницы, имеющей много ступеней и подымающей нас от земли к небу.

И Господь наш Иисус Христос в Своей нагорной проповеди указывал нам на основные ступени в этой духовной лестнице, по которой мы грешники, ищущие вечного спасения, должны подниматься после своего покаяния, чтобы покаяние было истинным, чтобы оно приносило «плоды достойные покаяния», о чем про» поведывал еще св. Иоанн Предтеча. Что сказал Господь Иисус Христос, вы знаете; Св. Церковь часто эти слова повторяет: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят; блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Говоря о том, как должен христианин трудиться над своей склонной ко греху душой, Господь Иисус Христос не устрашает нас трудностью добродетелей христианских, не поражает нас и какой-либо их высотой. Он услаждает наше сердце; Он называет блаженными, вечно счастливыми тех, кто исполняет Его заповеди и кто по ступеням Его заповедей будет своей душой подниматься к небу после горьких жгучих слез раскаяния в своих греховных сквернах. Говорит Господь Спаситель: «Блаженны нищие духом». Какой же неразумный или равнодушный человек отвергает то блаженство, которое предлагает ему Господь — войти в двери Царства Небесного? Нищие духом войдут в Царство Небесное. А что такое нищета духовная? Нищий в земном смысле — это тот, кто ничего не имеет; кто все ждет от своих благодетелей. Ждет, когда кто-нибудь даст ему на кусок хлеба. Он не имеет жилища и ждет, когда кто-нибудь его приютит; он не имеет достаточной одежды, пока сострадательный человек не подаст ему на эту одежду.

И нищий духовно, о котором говорит Господь Иисус Христос, это тот, кто сознает себя духовным бедняком, сознает, что у него ничего нет доброго в сердце, что ему нужно много сделать, пока он живет, чтобы удостоиться радости быть со своим Господом;

он еще ничего не сделал для вечного Небесного Царства и сделать без помощи Божией, без укрепляющей благодати Божией, он и не может. Этот бедняк духовный взор свой обращает к Господу в смирении своего сердца и просит себе у Него помощи пренебесной и Божественной для того, чтобы спасти свою, в сквернах и грехах лежащую, душу. Духовная нищета — это смирение наше перед лицом Господа, сознание своего недостоинства. И когда мы ставим себя рядом с теми заповедями Божиими, которых мы не соблюли, но какие дает нам Господь на жизненном пути, мы видим, что мы еще ничего или почти ничего не сделали, чтобы достойно называться детьми Небесного Отца. А в отношении друг друга кто этот нищий духовно? Если ты сознаешь, что есть люди, которые лучше тебя молятся, лучше тебя борются с греховными искушениями, лучше тебя постятся, которые больше тебя плачут о греха своих, — ты имеешь в своем сердце сознание своего недостоинства перед лицом брата твоего, сознание, что ты хуже других, что много христиан лучше тебя и больше тебя трудятся над своей грешной душой, чтобы спасти ее для вечности.

Такая нищета духовная и поведет тебя к Небу. Это одна из ступеней той духовной лествицы, которая ведет нас к вечному спасению, ибо сказал Господь Спаситель: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». «Блаженны кроткие, ибо они наследуют вечную землю». Господь зовет нас к кротости нашего духа; с кротостью переносить неизбежные болезни и лишения, и озлобления, какие испытываем мы на земном своем пути. Кротость — это такое расположение духа, когда мы не отвечаем на зло и ненависть взаимностью, когда мы умеем удержать свое сердце от мести, от взаимного осуждения, от взаимного озлобления. Ведь это красота человеческого духа! И как мы можем не быть кроткими друг с другом, если Отец наш Небесный с кротостью великою и долготерпением неисчерпаемым терпит нас не по грехам нашим на земле. Кроткие войдут в вечную землю, ибо кротость — это одна из великих ступеней, ведущих нас к вечному спасению.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят». Чистота может быть внутренней, дорогие мои, ни может быть и внешней. Сказал Господь Иисус Христос: «От сердца человека исходят помыслы злые,, убийства, прелюбодеяния, кражи, хулы». Эти скверны исходят из грешного сердца. Если они проявляются во вне, тогда наша нечистота видна и людям. Если они совершаются и живут только внутри нашего сердца, то один Господь видит эту нашу внутреннюю нечистоту. Но Господь велит нам очищать себя не только от той нечистоты, которая проявляется во вне: в убийстве, в прелюбодеянии, в хуле и в других пороках и страстях, — Он велит нам очищаться и от той нечистоты, которая в виде только злых помыслов живет в нашем сердце, которая невидима для других, но которую видит Господь, знающий все, что совершается внутри нашего духа. Господь в этих словах называет и убийство, и прелюбодеяние, и хулу — называет нечистотой не только во вне проявленной, но и в помыслах.

В помыслах злых ты еще никого не убил, но ты пожелал погибели кому-нибудь, ты уже как бы совершил убийство. Господь видел, как ты в глубине своего грешного сердца желал зла другому. Ты еще не произнес открыто хулу на Господа, но в твоем грешном сердце уже шевелился или шевелится ропот на Бога, и Господь и за это хуление, за этот злой помысел осудит тебя. И потому мы, дорогие мои, если хотим увидеть Господа и быть для этого чистыми сердцем, должны бороться со всей этой нечистотой: и телесной, и душевной, и нечистотой злых помыслов наших, ибо в помыслах наших уже содержится, как плод в зерне или в семени, та или другая скверна, еще только не проявившаяся во вне. Как это строго! — скажут те, которые еще не начинали трудиться над очищением своего сердца. Как это трудно! — скажут те, кто уже трудится или трудился над очищением своего сердца. Это трудно, но это нужно. Это завещано нам Господом Спасителем, ибо только тот, кто очищает помыслы сердца от всякой нечистоты и внутренней, и внешней, только чистые увидят Господа Бога своего, ибо в Царстве Небесном, на вершине этой лествицы духовной, в Небесном горнем Иерусалиме, обитают только чистые своей душой.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Надо иметь мир в самом себе: мир с Богом, мир со своей совестью через очищение и покаяние, и надо иметь мир с людьми, надо сеять мир вокруг себя, примирять враждующих и самому прощать тех, кто имеет озлобление на нас. Это и есть исполнение заповеди Божией. И блаженны те, кто сеет мир в ответ на озлобления, какие встречает. Эти миротворцы сынами Божиими нарекутся. Это истинные сыны своего Небесного Отца.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Св. Иоанн Лествичник говорит, перечисляя ступени духовной лествицы, что любовь — это начало и конец всего. Любовь сопровождает человека на всех ступенях этой духовной лествицы, этого духовного возрастания, духовного совершенствования, которое предлежит каждому из нас, ищущих вечного спасения.

Кто милостив сам, кто носит в своем сердце любовь, тот удостоится такой безграничной радости, какую себе не может во всем объеме и представить сердце наше. Он будет помилован Господом за свое милосердие! Это то, к чему и стремится, чего и жаждет верующая душа каждого из нас — помилования в жизни вечной Господом. Потому так часто и повторяются за нашим Богослужением слова: «Господи, помилуй». Этими словами мы просим себе у Господа того, что составляет счастье нашей вечной жизни. И для того, чтобы быть помилованным, надо носить в любовь, которая воистину есть и начало, и конец всей жизни христианина, потому что о ней сказано Господом Иисусом Христом: первая и наибольшая заповедь — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей; и вторая, подобная ей — возлюби ближнего своего, как самого себя. Как нам не любить Господа Бога, нашего Небесного Отца, Который дал нам жизнь, Которому мы обязаны всем — и благами нашей жизни: каждым глотком воды, который вбираем в себя, каждой крошкой хлеба, которой мы питаемся, — и утешениями в наших скорбях и несчастьях. Он дал бессмертную душу, Он искупил нас от вечной смерти, Он стоит в дверях Своего Небесного горнего Иерусалима, ожидая каждого из нас по окончании нашего земного пути. Мы всем обязаны Ему, и как же нам Его не любить, нашего Небесного Отца! Если мы любим Его, мы должны в лице Его любить и ближнего своего, как самого себя. Мы все между собой братья, как дети одного Небесного Отца. Мы братья не только по творению, потому что мы произошли от одной четы, сотворенной Господом Богом. Мы братья не только потому, что все мы искуплены Божественной Кровью, пролитой за нас на Голгофском Кресте. Мы братья потому, что мы крещены все во имя Отца и Сына и Святого Духа: потому что мы все из единой Чаши питаемся Божественной нетленной пищей. И Господь завещает нам любить друг друга: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». А любовь, вы знаете, проявляется в бесчисленных видах — она многогранна: она проявляется в сострадании, в милосердии, неосуждении, в безгневии, в снисходительности, уступчивости, в заботе о другом, в желании помочь, утешить, укрепить, поддержать. Это все есть любовь, та любовь, которая сделает блаженными милостивых, ибо они сами за свою любовь помилованы будут. Господь верен Своему слову. Господь исполнит Свое обещание и помилует тех, кто умеет на земном своем пути носить истинную братскую любовь друг ко другу и проявлять ее. Не только там, где ждут тебя, но там, где не ждут тебя, им должен сердце свое открывать в этой своей братской любви.

Любовь не только сопровождает нас по всем ступеням этой духовной лествицы добродетелей, но и рождает добродетели, ибо где любовь, там и смирение, где любовь, там и кротость, где любовь, там и желание мир сеять вокруг себя. Итак, любовь — это основная и главная наша добродетель, связанная со всеми другими добродетелями, составляющими красоту истинной христианской души, ищущей своего вечного спасения. Если этот наш путь к вечному спасению представить себе как лествицу, по ступеням которой мы постоянно поднимаемся к небу, к горнему Иерусалиму, то можно сказать, что эта лестница как бы покрыта ковром от низу доверху. Как ковер покрывает на лестнице каждую ступень, так духовный ковер покрывает все ступени этой таинственной духовной лествицы добродетелей. Это добродетель терпения. На каждой ступени необходимо нам терпение. Без терпения мы не можем стяжать себе и смирение. Без терпения мы не научимся на злобу и ненависть отвечать любовью. Без терпения мы не можем достичь чистоты душевной и телесной. И как по ковру земному на каждой ступени мы наступаем на него, так с терпением, — этой добродетелью великой, идем мы по всем ступеням духовной лествицы. Заповедал нам Господь Иисус Христос: «В терпении вашем спасайте души ваши». Господь Спаситель, как Сердцевидец, хорошо знает наши немощи и знает, что нужно нам напоминать о том, как необходимо вооружаться терпением, чтобы приобрести после раскаяния во всех грехах те добродетели, которые введут нас в вечное Небесное Царство.

Вот мои милые и дорогие, грешники, вчера покаявшиеся, готовящиеся покаяться завтра и в последующие недели, наш долг напоминать вам о том, что истинное покаяние есть не только раскаяние во грехах, но оно должно нести за собой плоды, достойные его, ибо вечное наше спасение состоит из покаяния и из трудов по спасению нашей души, из трудов по украшению души теми добродетелями, исполнение которых — по обещанию Господа Иисуса Христа — сделает нас блаженными, вечно счастливыми в Царстве Небесном.

Вот почему древние отцы, пустынники Египетские и Палестинские, когда давали поучения приходящим к ним, не переставали говорить: «Спасайтесь, братья, спасайтесь». Бойтесь гибели вечной, берегите свою бессмертную душу от вечного осуждения!

И один из них преподобный Варсанофий, который почти лишился дара речи, почти не мог ничего сказать своим больным языком, приходившим к нему говорил только одно слово: «Спасайтесь».

Говорил то же слово, которое должен каждый из нас православных детей своего Небесного Отца сделать целью земной жизни.

Спасение бессмертной души через раскаяние и через приобретение добродетелей, делает нас достойными того вечного мира, той вечери, которую приготовил Господь для всех нас, но которую разделят только те, кто в одежде брачной, чистой, украшенной добродетельной жизнью, после слезного раскаяния, предстанет перед своим Небесным Отцом. Аминь.

Слово, сказанное во второе воскресенье Великого поста 17 марта 1957 г.

Источник: https://azbyka.ru/