Сретение Владимирской иконы Богоматери

Иеромонах Нил (Парнас)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня мы совершаем третье в году празднование иконе Владимирской Божией Матери, посвященное историческому событию великой помощи Пресвятой Богородицы в изгнании грозного завоевателя Тамерлана из России.

Для каких внутренних духовных целей мы так часто, соборно, богослужебно воспоминаем все вот эти бесчисленные случаи чудес Пресвятой Богородицы. Когда при Кресте, в лице Иоанна Богослова, Божией Матери было усыновлено все человечество, но не вообще все, а те, кто верует во Христа и почитают Пресвятую Богородицу и, конечно, принадлежат Святой Церкви. Эти слова, сказанные Господом: «Жено! се, сын Твой» и ученику: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26 — 27). Это были слова не простого человека, а Богочеловека, Бога Вседержителя. И их реализация, их осуществление мы с вами опытно знаем внутренне. Знаем, что Божия Матерь нам ближе, чем наша родная мать. И это знание происходит не по нашим эмоциям, а по Божьей благодати, которую даровал нам Бог Вседержитель, усыновивший нас Пресвятой Богородице.

И вот, как к матери дитя прибегает в абсолютно всех нуждах, какие только есть, так и к Пресвятой Богородице мы все прибегаем во всех, всех своих нуждах. И как в минуту опасности для страны Божия Матерь по общей просьбе, общей мольбе всего народа, спасала многократно нашу святую Русь. И мы сейчас и сегодня за это, конечно, тоже благодарим, потому что сейчас мы живем в русской стране под покровом Божьей Матери. А если бы она была завоевана, это была бы уже не Русь. И вот, мы наслаждаемся той самой благодатью, которую в свое время получили русские войны и, вообще, люди, защищаясь от Тамерлана.

Хочется еще два слова сказать о том, как Божия Матерь, как милосерднейшая, человеколюбивившая, вообще, воздействует на тех, на кого Она оказывает свою силу: Тамерлан отойдя от пределов России, будучи страшно напуган вот этим явлением: Пресвятой Жены в сопровождении святозарных Ангелов, каждый из которых мог бы уничтожить, один, все татарское непобедимое войско — он пошел на Константинополь и там объявил осадившим Константинополь туркам, что если они не снимут осаду, то будут уничтожены. А Константинополь тогда был нашим оплотом — главным христианским городом. И вот, когда турки отказались снять осаду, Тамерлан их разбил и отошел от пределов Константинополя. Вот как это впечатление, на безбожного человека, человеческим языком выражаясь зверя, так воздействовало, что он, убивши своих многих родных братьев, отогнал от главного христианского города врагов и сам его не тронул. Вот, как действует Пресвятая Богородица даже на Богоборцев.

Мы с вами всегда во всем к Ней прибегаем, прося во всех нуждах наших Ее помощи: когда заболели или когда какая-либо приключится необходимость о чем-то попросить…

Но очень хочется, чтобы, все-таки, основные наши мольбы к Ней сосредотачивались не на земном, а на Небесном. Мы знаем, как предупреждает нас апостол Павел, что «если мы только в этой жизни уповаем на Христа, мы окаяннее всех человек» (1 Кор. 15, 19). Как это понимать «уповаем на Христа только в этой жизни»? Когда наше сознание не простирается дальше благополучия нашей здешней земной жизни. Когда мы не задумываемся о том, что многие скорби, беды, болезни это совершенно необходимые врачевства, которые нам Бог, как любящий Отец, по слову: «кого Бог любит, того и наказует; бьет же всякого сына, его же приемлет» (Евр. 12, 6). Кому Бог посылает вот эти спасительные страдания, ради причащения от страстей и спасения.

Если мы безусловно и безоговорочно будем просить об избавлении от того креста, на который нас возлагал Господь, мы будем «окаянейше всех человек». Поэтому никто не запрещает, конечно, обращаться к нашей Небесной Матери в мольбах о всем, о чем болит наше сердце, но делаться это должно не безусловно, а в подражание Господа нашего Иисуса Христа, который молясь Отцу в Гефсиманском саду просил: «Да мимо идет от Меня сия чаша; но да будет не как Я хочу,» — говорил Он Богу — «а как Ты, Отче, хочешь» (Мф. 26, 39).

И вот, мы всегда должны молиться с этим. И, конечно, очень бы желалось, чтобы наши прошения касались бы духовной нашей жизни. Что Пресвятая Богородица участвует в нашей духовной жизни — в этом у нас нет никаких сомнений. Почему я так это твердо говорю? Потому что церковное сознание, которое выразилось в многочисленных молитвах, канонах, посвященных Пресвятой Богородице, это не просто индивидуальное человеческое сознание.

Мы знаем, что Церковь это Тело Христово, Таинственное и не только Тело, но объединенное в одном Духе — в Духе Святом. И вот, почему учение святых отцов так дивно согласно во всех основных, главных утверждениях, кроме некоторых совершенно частных индивидуальностей, как вот разные люди существуют, так и есть разные способы духовной борьбы, тут нет никакого противоречия, это совершенно естественно и обосновано. А в основных вопросах духовной жизни у всех святых отцов совершенное единство, единомыслие. Почему? А потому, что внушал им в своих Боговдохновенных творениях это все писать Святой Дух, единый Святой Дух, который через Давида говорит: «Язык Мой трость книжника скорописца» (Пс. 44, 2).

И вот, этот Святой Дух и тем творцам Богослужебных текстов, которые составили такие прекрасные молитвы и каноны, и в нас, говорит вот это одно, что Пресвятая Богородица помогает нам и в духовной жизни, в самом главном деле нашего спасения — в борьбе с нашими страстями. Помогает в духовном делании. Мы, если вспомним, хотя бы даже утренние молитвы, мы что там читаем: «Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей»; «бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи», «отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления» и многие другие такого рода прошения, содержащиеся вот в этих молитвословиях, они выражают наше сознание.

Но мы должны научиться правильно молиться. Конечно, это не только в молитвах Божией Матери, вообще во всех молитвах. К этому есть очень многие советы святых отцов, почему то которые, очень долго и плохо доходят до нас верующих. Дело в молитве совсем не то, чтобы прочитать положенные правила в молитвослове, а чтобы помолиться, что до нашего сознание дошло, что мы просим и то, что мы просим. Вот почему Феофан Затворник и говорит: не бери никакого определенного правила, если хочешь, а можешь определить для себя просто время для молитвы, например, 30 минут для вечерних молитв, столько, сколько кто может и просто провести это время, молясь от всей души, прося, проникаясь сознанием в молитвословие, которое мы читаем, чтобы они исходили от сердца.

Почему это так важно? Совсем не потому, что Бог не знает наших нужд и Божия Матерь не знает. Она прекрасно знает и вразумляет, наставляет… Даже великого старца Силуана, Пресвятая Богородица, когда он совершил плотской грех, пришла Сама и вразумила. Мы должны молиться внимательно потому, чтобы осознать, что мы сами не можем.

Мы просим почему? Потому что сами не можем. А почему это важно осознать? А потому, что, если мы получаем помощь, значит мы уже осознали, что это не наше, а Божия благодать, мы уже не умом только, но и сердцем понимаем слова Иисуса Христа: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Это сознание дает в нас действовать Божественной благодати, «ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Именно за смирение, по словам Пресвятой Богородицы, Бог презрел на Нее. И вот, мы с вами будем стараться приобретать смиренномудрие всей нашей жизни.

Молитва — это один из важнейших способов приобретения смиренномудрия. И не только внимание в молитве, но вот это специальное осознание того, намеренно, что мы просим, потому что сами не можем, оно должно всегда предварять начало нашего молитвословия.

Это очень важно! Все наше спасение зависит от того, что мы хотим понять: кто мы, кто Бог! Если Бог — все, значит мы ничто! Если мы хотим это понять, мы обязательно спасемся, в чем да поможет нам наша Небесная Заступница, наша Мать, Пресвятая Богородица. Аминь.

Источник: https://www.optina.ru/