Сто великих святынь православия. Гора Синай. Монастырь великомученицы Екатерины

Гора Синай находится в цепи высоких вершин, называемых арабами «Джебель-эль-Тур» или «Тур Сина». Этот ряд вершин возвышается в южной части Синайского полуострова и состоит из 3 параллельных гребней. Самый западный из них — Джебель-эль-Хамр. Средний хребет, собственно Синай, имеет две значительные вершины. Южная называется Джебель Муса (гора Моисея) и достигает в высоту почти 2250 м. Восточный гребень имеет несколько вершин: Джебель -эль-Деир на севере, далее к югу — Джебель Арибех (более 2000 м) и самая южная вершина находится у плоскогорья Себаие Менаджа — 1800 м. Между двумя последними горами, на склоне, спускающемся к Иофоровой долине, и расположен монастырь великомученицы Екатерины.

Вмц. Екатерина в житии. Икона XIII в. Синай

Монастырь вмц. Екатерины. Общий вид
Первые сведения о христианах на Синае относятся к III в. Монахов сюда привлекала библейская значимость Синайской горы. Как мы знаем из Библии, около горы Синай пророк Моисей сподобился видения неопалимого куста: «Однажды провел он (Моисей. — Сост) стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву (Хорив — вторая вершина горы Синай. — Сост). И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: Вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца Твоего, Бог Авраама, Бог Иссака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх 3,1—6). Господь сказал Моисею, что увидел страдания израильского народа в земле египетской и избрал его, Моисея, чтобы он вывел евреев из Египта.
 
Неопалимая Купина
Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «Неопалимая Купина». Это растение, которое не встречается больше нигде на земле, до сих пор растет в монастыре святой Екатерины. Святая Церковь учит нас, что Неопалимая Купина была прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее.
Выйдя из Египта с израильским народом на Синайской же горе Моисей получил Закон Божий. Как повествует об этом Библия, густое облако покрыло гору Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек (сказал) Господь Свой закон в десяти заповедях. Бог дал Моисею две скрижали, или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей. Кроме того. Господь дал Моисею и другие церковные и гражданские законы.

Вид на гору Синай

Пророк Моисей со скрижалями завета

Вот эти десять заповедей:

Я, Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху что на земле внизу что в водах под землею; не кланяйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.
Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси на другого ложного свидетельства.
Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, никакого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему (ср.: Исх20,1-17).
Поэтому неудивительно, что на эту Богом прославленную гору стекались христиане. Возникновению монашества на Синае способствовали и другие обстоятельства. При императоре Декии в 249 г. в Египте начались гонения на христиан, и некоторые из них искали убежища на Синайском полуострове. В начале IV в. на Синай были перенесены мощи великомученицы Екатерины.

Монастырская колокольня 
 
Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине III ст. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи просили ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».
Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.
В ближайшую ночь представилось Екатерине в тонком сне, что Небесная Царица, окруженная Ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего, как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо. Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь Своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.
Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое Крещение.
Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молит вы, она снова увидела Матерь Божию, Теперь Божественный Отрок милостиво взирал на нее.

Чудо Архангела Михаила в Xoнех. Икона 2-й половины XII в. Синай 
Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена с Христом и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась: стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи.
В скором времени в Александрию прибыл Максимиан, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».

Рака с мощами вмц. Екатерины 
Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. В конце концов, языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины. Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной.
Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру. Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности и стал грозить Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки — святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательства своей жены и повелел тут же умертвить ее.

 Мцц. Екатерина, Варвара, Параскева. Икона XVIII в. Греция 
На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову. Это случилось в 304 г.
В 517 г. на Синае был основан монастырь (где и почивают мощи святой Екатерины по сей день), который постоянно находился под покровительством византийских императоров.

Апостол Петр. Икона VII в. Синай 
Набеги арабов, крестоносцев и турок не коснулись обители, однако Синай пострадал в эпоху мусульманского завоевания Сирии и Египта. В 639 г мусульмане взяли Александрию. С этого времени связь Синая с Византией прервалась, что способствовало развитию независимости монастыря. ВIX в. Синайский монастырь уже имел своего епископа, а в XI в. наместник обители был удостоен сана архиепископа.
Однако постепенно монастырь оказался под влиянием католиков. Так, например, во время Латинской империи (1204— 1261 гг.) в 1218 г. Римский Папа Гонорий III утвердил архиепископа Симона во владении Синайской горой и монастырем. Былую независимость обитель приобрела только после Флорентийского Собора в 1439 г.
Фото из открытых источников
Источник: Ванькин Е.В. Сто великих святынь православия. – М., 2011.