Тайны Архангельского собора

46 русских князей и царей, от Ивана Калиты до Петра II, похоронены в Архангельском соборе Московского Кремля. Здесь время от времени работают археологи, историки, реставраторы: ­обновляют надгробия, фрески, изучают фрагменты каменной кладки прежнего храма, построенного в 1333 году. Тот храм был меньше и простоял почти два столетия. Потом его разобрали и ровно 510 лет назад, в 1508 году, возвели нынешний собор. ­Сооружение уникальное, хранящее тайны, которые уже не один век разгадывают ученые.

Проводник в Царствие Небесное

Почему храм освятили в честь архангела Михаила? Недавно это объясняла на научной конференции в музеях Московского Кремля сотрудник Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева Наталья Чугреева:

— Традиция почитания главы небесных воинств идет из Византии. Архангел Михаил — победитель темных сил, защитник человеческих душ, провожающий их в Царствие Небесное. Ему молились, думая о судьбе своей души, о ее переходе в вечность.

Именно поэтому еще первая церковь на месте нынешнего собора носила имя архангела Михаила. Грозный воевода охраняет врата рая, пропускает в него святых, от него во многом зависит посмертная судьба князей и царей, которые упокоились в храме. А пять золотых глав собора — это символ Иисуса Христа и четырех евангелистов.

На гробницах оставляли записки

Политические распри забывались, когда речь шла о смерти. Архангельский собор как место упокоения заклятых врагов стал символом примирения и согласия ради единства Руси. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья. Вдоль западной — их близкие родственники, удельные князья. Вдоль северной — князья, впавшие в немилость, умершие насильственной смертью. Погребения совершали в саркофагах, их опускали под пол. Над захоронениями устанавливали надгробия со словами молитв и эпитафий.

Важный момент: люди, приходившие в храм, могли оставлять на этих гробницах личные записки, адресованные государю. Трогать их никто не имел права. Так что собор стал еще и местом своеобразного общения государя со своим народом. Эта традиция прервалась при Петре I. Но даже после перенесения столицы в Петербург значение храма сохранилось. Каждый новый император после венчания на царство в Успенском соборе шел в Архангельский — на поклон к своим прародителям.

Почему потревожили прах Ивана Грозного

Особую заботу о будущей усыпальнице проявил Иван Грозный. Он приказал выделить для своего погребения отдельное место в алтарной части собора — в дьяконнике. По существу, это храм в храме. Там упокоились царь и два его сына — Иван и Федор. В 1963 году именно их захоронение стало первым, которое вскрыли ученые.

Сначала специалисты обнаружили, что восточная стена храма в аварийном состоянии и ее нужно укрепить. Для этого потребовалось понизить уровень пола в дьяконнике. Волей-неволей пришлось потревожить не только надгробия, но и сами останки. Поэтому ученые решили их изучить.

— Работала специальная комиссия из археологов, антропологов, историков, химиков, — рассказывает доктор исторических наук ведущий сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Панова. — Останки Ивана IV хорошо сохранились, их исследовал специалист по реконструкции облика антрополог Михаил Герасимов. Он установил, что рост царя достигал 180 сантиметров, вес — около 100 килограммов. Грозный страдал болезнью костей и не мог свободно двигаться. В 54 года он имел скелет 70-летнего старика.

Герасимов сделал скульп­турные портреты царя и его сына Федора. А вот восстановить облик царевича Ивана не удалось: череп был сильно поврежден, возможно, из-за отцовского удара. Тогда же эксперты определили значительное превышение в останках усопших ядовитых веществ — ртути и мышьяка. Это породило множество версий об отравлении.

«Трубный глас» огромного колокола

Еще одна загадка связана с уникальным колоколом, который был отлит по приказу Ивана Грозного в год его венчания на царство. Вес нового колокола был по тем временам огромный — 2 тысячи пудов (32 тонны). Государь и митрополит Макарий распорядились, чтобы его установили на деревянном помосте-колокольнице в непосредственной близости от Архангельского храма, за алтарем. Почему именно там?

— Громоподобный благовест в те времена воспринимался как образ трубного гласа архангела Михаила, — объясняет старший звонарь храма Христа Спасителя и Московского Кремля Игорь Коновалов. — Звук его трубы должен поднять из гробов всех усопших от начала времен. Огромный колокол напоминал о грядущем Страшном суде. А для Ивана Грозного это был еще и звон за упокой его отца — великого князя Василия III. Царь глубоко чтил своего родителя, в соборе есть два изображения великого князя: одно рядом с местом его погребения, другое — на западной грани северного соборного столпа. Входя в храм, царь всякий раз видел изображение отца.

Пока мощи в храме, Русь под защитой

В 1812 году наполеоновские солдаты ограбили и осквернили Архангельский собор. В алтаре устроили кухню, иконы использовали как скамейки и кровати. Растащили драгоценные оклады, увезли и серебряную раку царевича Димитрия. Мощи святого спас от поругания священник соседнего Вознесенского монастыря.

После бегства французов москвичи сразу же приступили к разбору руин. Архангельский собор возродился первым из кремлевских храмов. Уже 1 февраля 1813 года состоялось его освящение. «При многочисленном стечении народа в собор были внесены мощи св. царевича Димитрия», — сказано в летописи. Тысячи верующих плакали от радости: считалось, что, пока мощи царевича в храме, Русь находится под надежной защитой.

Елена Литовченко

«Крестовский мост»