Утренняя молитва в церкви помогает всем работам в течение дня. Прп. Никодим Святогорец

Возлюбленные мои братья, устыдитесь больше всего самого имени Церкви, и где бы вы ни услышали звон церковного колокола или удары била, призывающие на утреню, Литургию или вечерню, тотчас же поспешите, как истинные чада, к своей общей матери и как члены семьи в свой (родной) духовный дом, как спешат сражающиеся с бурей моряки в тихую гавань, как алчущие и жаждущие – на духовную трапезу таинств и божественного слова, как раненые и немощные – в лечебницу и гостиницу. При этом они с такой ревностью стремятся попасть в храм Господень, что даже спорят между собой, кто придет первым. А кто отстанет, тому будет стыдно. Вставай вовремя и не будь последним, – советует лентяям премудрый Сирах, – поспешай домой и не останавливайся (Сир. 32, 13). И добавляет: Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения (Сир. 51, 31). Ведь если вы утром перед началом работы пойдете в церковь Христову и помолитесь, знайте: эта молитва намного облегчит все ваши труды, которые выпадут вам в течение дня. Ибо Божье благословение прольется на ремесло и все труды ваших рук. «Всякий раз как молитва служит для него проводником, – поясняет божественный Иоанн Златоуст, – и предварительно выравнивает его жизненный путь, он будет иметь и удобную и легкую дорогу к благочестию» (Слово первое о молитве. 1). Далее он уточняет, что христиане должны сначала воздеть руки и помолиться в Божьем храме и только затем уже приниматься за работу, потому что эта молитва дает силы работать. «Устрой твердыню против диавола: это и есть Церковь, – поясняет святитель. – Оттуда пусть простираются руки (поселян) на труд; прежде пусть они простирают их на молитвы, а потом идут на работу. Таким образом будет у них и телесная сила, и земледелие будет успешно, и все бедствия будут им чужды» (Беседа 18 на Деяния Апостольские).

Не уподобляйтесь и тем неблагодарным, которые были приглашены на духовный пир. Не придумывайте себе оправданий, не откликаясь на зов Церкви, говоря, что у вас жена, пара волов, земли, поля и вам невозможно пойти в храм. Во-первых, вся ваша вина уже в том, что вы говорите, будто сильно привязаны к мирским заботам и земным вещам и не можете даже на немого освободиться и с усердием предаться духовным и необходимым занятиям для вашего спасения. Во-вторых, все, что вы приводите, это, по правде говоря, ложные оправдания, а не истинные и справедливые причины. Это ясно из того, что когда вы идете на встречу с друзьями, на какое-нибудь зрелище, поиграть в карты, шашки, камешки [1] и другие подобные забавы, то не говорите, что слишком заняты, но очень часто тратите на пустые развлечения целые дни и ночи. Когда же Церковь зовет вас и приходит время идти в Божий храм на службу, и вы слышите слово Божие, тут вы говорите, что у вас тысяча дел и забот. Ну, неужели вы не понимаете, братья, все это препятствия и явные отговорки, с помощью которых дьявол старается помешать вашей душе получить пользу и спасение? Неужели вы не задумываетесь над тем, что большую часть своей жизни тратите на житейские и суетные дела, а на необходимые, спасительные и божественные не хотите уделить даже малую толику времени вашей жизни, почитая их малозначимыми и излишними? Не задумываетесь ли вы о том, повторяю, что в данном случае вы не достойны даже жить на свете и видеть солнце? Да, именно так и рассуждает Златоречивый: «Итак, в делах маловажных вы никогда не отказываетесь никакими предлогами и можете найти много свободного времени; а когда надобно внимать слову Божьему, то это кажется вам столь излишним и незначительным делом, что будто бы не стоит употреблять на это и малого свободного времени. Достойны ли так думающие люди даже дышать или смотреть на это солнце?» (Беседа 11 на Евангелие от Иоанна) [2].

Источник: Никодим Святогорец, прп. Благонравие христиан / Пер. с греч.: Козлов А.Ф., Диденко Дм., свящ. и др. – М.: Изд. Братства во имя Святой Троицы. С. 517-519. 

Примечания

[1] Вид азартной игры на Востоке. – Примеч. пер.

[2] Здесь следует отметить, что изобретательный диавол, желая воспрепятствовать некоторым христианам в их хождении в церковь, внушает им и такой якобы разумный правый помысел, говоря им: «Да зачем вам ходить в церковь? Вы если телом и пойдете в церковь, умом-то все равно будете не в церкви, а вне ее и в своих делах. Если же вы и ум свой не можете удержать в церкви, зачем вам и ходить в нее?» Однако, братия, не слушайте этот лукавый помысел диавола, который ищет погибели вашей души, нет. С усердием идите в церковь Божию и, насколько хватает сил, подвизайтесь, стараясь собрать ум свой в сердце, и не давайте ему устремляться к внешним и житейским предметам, чтобы и на вас не исполнилось то, о чем поется: «… мно́жицею песнопе́ние соверша́я, обрето́хся грех исполня́я, язы́ком у́бо пе́ние веща́я, душе́ю же безме́стная помышля́ю» (Понедельник 4-й седмицы по Пасхе, стихира на Хвалитех, глас 3). Также говорит и Василий Великий: «Ибо многие по наружности стоят на молитве, но не суть во дворе, потому что мысль их носится там и здесь, а ум развлечен суетою заботы» (Беседа на псалом 28). Если же у вас, братия, в то время, когда находитесь в церкви телом, ум будет рассеиваться на внешнее, не смущайтесь, но снова возвращайте его в церковь и вовнутрь себя. Если же он снова устремится вовне, то снова и снова возвращайте его и собирайте в сердце своем, но из церкви сами (букв.: телесно (στοματικώς). – Примечпер.) не уходите. Потому что, по словам одного старца из «Отечника», малый жеребенок хотя и отходит от своей матери, бегая то здесь то там, однако, снова возвращается и приходит туда, где его мать; вот так и ум, хотя и привык не находиться в том месте, где тело, но носится то здесь то там, однако снова возвращается туда, где находится тело. Берегитесь же еще, братия, и такого помысла, который диавол влагает некоторым, говоря: «Ты неграмотный и неученый, а потому не понимаешь того, о чем говорится в церкви. Зачем же тебе вообще ходить туда?» А ответит вам, братия, один старец из «Отечника», что если вы не понимаете того, о чем говорится в церкви, то диавол понимает и потому устрашается, пугается и бежит от вас. Если же из того, что читается в церкви, вы понимаете не все, но многое, уже от этого получаете пользу. Добавлю же и следующее, что если вы часто ходите в церковь и слушаете Божественные слова, то благодаря этой привычке со временем станете понимать то, что ранее не могли понять, как говорит о том Иоанн Златоуст. Ибо Бог, видя усердие ваше, отверзает ваш ум и просвещает его к пониманию. – Примеч. прп. Никодима Святогорца.