24 апреля—день памяти преподобного Иакова Железноборовского, ученика преподобного Сергия Радонежского

 

Преподобный Иаков происходил из славного галичского рода Амосовых. Еще в юношеские годы проявилась у будущего подвижника наклонность к иноческой жизни. После кончины родителей, раздав имение бедным, он направился в монастырь преподобного Сергия Радонежского. Несколько лет преподобный Иаков подвизался в Троицкой обители, проходя различные послушания, отражая нападения вражеские и возрастая в духовной жизни под благодатным руководством аввы Сергия.

Получив благословение преподобного учителя на отшельническую жизнь, преподобный Иаков в 1392 году отправился на поиски места своих духовных подвигов. В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, преподобный Иаков увидел в тонком сне чудесный свет, который он принял за указание свыше основать здесь монашескую обитель. Отшельник поставил свою келию на левом берегу реки Тебзы у железных рудников, близ селения, которое называлось Железный Борок.

Пребывая в посте и молитве, преподобный Иаков достиг высокого духовного совершенства и удостоился от Бога великих благодатных даров. Вокруг него начали собираться люди, искавшие подвижнической жизни. Вместе с преподобным Иаковом они занялись устроением храма и монастыря в честь святого Иоанна Предтечи.

Новая обитель пользовалась покровительством московского великокняжеского дома. Великий князь Василий I Димитриевич, сын Димитрия Донского, пожаловал землю и средства на строительные работы. В 1415 году преподобный Иаков посетил Москву. В то время великий князь был объят тревогой — его супруга, великая княгиня София Витовтовна, никак не могла разрешиться от бремени и находилась, как думали многие, в смертельной опасности. Зная о подвигах преподобного Иакова, великий князь Василий I Димитриевич попросил его помолиться о здравии страждущей. Преподобный сказал посланцам великого князя; «Пусть молится Богу, Пречистой Божией Матери и святому мученику Лонгину, а о княгине пусть не скорбит, она будет здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника». Все произошло именно так, как предсказал преподобный.

Когда у Василия I Димитриевича родился сын, к духовнику князя, проживавшему в Спасском монастыре Московского Кремля, пришел неизвестный и сказал: «Иди к великому князю и дай сыну его имя Василий». И тотчас же удалился. Духовник выполнил то, что ему было сказано, а потом стал допытываться, кто именно был послан к нему с известием о рождении наследника. Оказалось, что к духовнику никого не посылали. Тогда стало ясно, что все это устроил Бог по молитвам преподобного Иакова. В благодарность за молитвенную помощь великий князь выделил Иоанно-Предтеченскому монастырю дополнительные земельные угодья и пожертвовал денежные средства.

В конце 1429 года окрестности Галича были разорены отрядом ордынцев. Быстро перемещаясь, они наводили ужас на местных жителей. От ордынцев сильно пострадала и Железноборовская обитель. Преподобный Иаков и его ученики вынуждены были скрываться от неприятелей в глухих лесах. После того как опасность миновала, монахи вернулись в монастырь, но увидели одни развалины. Вскоре их усилиями обитель была восстановлена.

Преподобный Иаков заботился не только о внешнем благополучии монастыря, но и о правильном внутреннем устроении иноков. Преподобный ввел в обители строгое общежитие, по правилам которого все считалось общим. При этом подвижник руководствовался примером своего наставника преподобного Сергия. Преподобный Иаков призывал иноков хранить душевную чистоту, учил их смирению, терпению, любви, милосердию. В его обители находили себе приют и успокоение все нуждавшиеся и обездоленные. Особенно много голодных и бедных людей кормилось в монастыре после нашествия казанских татар.

После долгих лет совместных подвигов братия обратились к преподобному Иакову с просьбой быть игуменом основанного им монастыря. Уступая настойчивым просьбам иноков, он отправился в Москву, где был облечен священным саном. Однако вскоре после возвращения в монастырь, 11 апреля 1442 года, преподобный Иаков скончался. Честное тело его было погребено под спудом в основанной им обители. На гробницу положили вериги покойного — свидетельство его монашеских подвигов.


Преподобный Иаков Железноборовский

По кончине преподобного Иакова при гробе его начали совершаться многочисленные чудеса. В разное время записано около пятидесяти случаев исцеления от мощей преподобного. О множестве чудотворений, совершавшихся в XVI—XVII веках по молитвам преподобному Иакову, сообщается в надписи на иконе преподобного: «Благодатию Божиею источник от гроба искипе дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание и от всех скорбей немедленное бысть исцеление».

Несколько лет Нифонт был одержим нечистым духом. Он рвал на себе одежду, бросался, как дикий зверь, на людей и доходил до крайней степени бешенства. Часто убегал в лес и скитался, близкие находили его, приводили домой и привязывали цепями, но Нифонт рвал цепи и снова убегал в лес. Однажды иноки насильно привели его к гробу преподобного Иакова. Бесноватый коснулся гробницы и тотчас же пришел в себя. Он пал ниц перед иконой преподобного и со слезами начал молиться угоднику Божию, прося об исцелении. Встал Нифонт на ноги совершенно здоровым.

Фотий, человек весьма богатый, затеяв спор с кем-то, поклялся, что говорит правду. На самом же деле он лгал. Господь наказал его: тотчас же после клятвы лицо Фотия исказилось, и он впал в совершенное расслабление. Три года пробыл несчастный в таком положении. Наконец родные его решили обратиться за помощью к преподобному Иакову и привезли больного в Железноборовскую обитель. Во время молебного пения Фотий громко покаялся в грехе своем. Лицо его после этого выпрямилось, тело укрепилось, и он стал совершенно здоровым.

Один из иноков обители, по имени Феодосий, впал в расслабление и три года лежал на одре своем. Однажды в сердечном умилении он обратился с такой молитвой к угоднику Божию: «Отче Иакове, ты подаешь много различных исцелений у гроба своего. Подай же исцеление от недуга и мне». Вскоре после этого ночью явился Феодосию преподобный и сказал: «Дай обещание Богу, что ты пребудешь в обители моей до своей смерти, и иди к гробу моему». Расслабленный рассказал о видении братии, а они — игумену. По его приказанию больной инок был принесен к гробу преподобного. Затем братия начали общую усердную молитву. Когда отпели молебен, Феодосий сам приложился к гробу чудотворца, и тотчас же к нему вернулось здоровье. «Пока жив, не выйду из обители», — воскликнул он и сдержал слово.

Женщина по имени Фотиния ослепла. Не надеясь на помощь человеческую, она решила обратиться к угоднику Божию Иакову. Ее привели в обитель преподобного, где она усердно молилась. Теплая молитва ее была услышана. Тотчас же по окончании молебна Фотиния прозрела и уже не нуждалась в посторонней помощи. Игумен велел ей пробыть близ монастыря сорок дней в чистоте и воздержании. Однако Фотиния не исполнила его повеления и потому снова перестала видеть. В раскаянии она пришла в монастырь вместе с мужем, чтобы испросить прощения при гробе угодника Божия. По его заступничеству перед Богом женщина снова прозрела.

Известны случаи благодатной помощи преподобного Иакова и в новейшее время. В начале 1920-х годов благочинным Железноборовской обители был иеромонах Иоасаф (Сазанов), славившийся высокой духовной жизнью. По его молитвам преподобному Иакову получила исцеление местная жительница П. Морозова, с 11 лет не владевшая ногами. Благодаря заступничеству преподобного Иакова Железноборовского исцелился и крестьянин, не владевший рукой. Эти исцеления стали одной из причин ареста отца Иоасафа в 1924 году.

Преподобный Иаков широко почитался в Костромском крае и особенно в близлежащих к Железноборовскому монастырю уездах, городах, селах. Иконы преподобного Иакова хранились практически в каждом храме Буйского уезда, Костромы, Галича, Солигалича, где находились подворья обители. 5 мая 1613 года состоялось обретение честных мощей подвижника. В 1981 году имя преподобного Иакова Железноборовского было включено в Собор Костромских и Радонежских святых.

Память преподобного Иакова Железноборовского совершается также 11/24 апреля.

Источник: Троицкий патерик. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. Стр. 153-157


Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент).
Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов.
Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.
Источник: Pravicon.com

Тропарь преподобному Иакову Железноборовскому, глас 4

Небеснаго желая, земная возненавидел еси и, взем крест свой, последовал еси Христу, и от Него прием дарования чудес, исцеляти недужныя; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, испроси нам здравие и спасение, на враги же победу, и не забуди, посещая чад своих, припадающих к целебному гробу твоему, Иакове, Преподобне отче наш.

Кондак преподобному Иакову Железноборовскому, глас 8

Сердечныя очи, досточудне, ко Господу вперив, и телесныя страсти из корене исторгая, неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, Преподобне; болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе; темже молим тя, досточудне, исцели наша болезни душевныя и телесная, да зовем ти: радуйся, Иакове, богомудре отче наш.

Молитва преподобному Иакову Железноборовскому

О, Преподобне и Богомудре отче наш Иакове!
Вемы, яко с лики Ангельскими и всеми святыми предстоиши присно Престолу Господа Вседержителя, и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны, недостойныя, ко Господу Богу, да отвратит гнев свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся всяких скорбей, бед же и напастей, и злых обстояний, и благочестно поживем в будущем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О, Преблаженне и Боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют во обители твоей истинные ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему; сохрани предстательством твоим к Богу обитель и страну сию от огня, глада, меча, нашествия иноплеменных и от всякаго зла, и всем, с верою и любовию притекающим во твою обитель испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение; да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице Славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

STSL.Ru